«Сочи — это город будущего, в котором я хочу оказаться»


2020-й не так плох, как кажется, ведь в нём был не только ковид, но и долгожданное назначение главного архитектора Сочи. Им стал Антон Глушков — специалист из Калининграда, который вырос в семье архитекторов и работал в мастерских Парижа, Берлина и Флориды. Как Антон оказался в Сочи и что он планирует здесь делать, узнал издатель SCAPP Роман Кузнецов.

 

 

Ваше первое образование экономическое. А градостроительству вы учились заочно. Как можно научиться городскому планированию заочно?

Невозможно. И даже очно ты можешь научиться только каким-то основам, азам. Мир меняется слишком быстро, чтобы университетские знания позволяли полноценно заниматься архитектурой и городским планированием. У меня на полке лежат три диплома о высшем образовании: финансовый менеджмент, маркетинг и инженер-архитектор. Но реальные профессиональные знания я получил от деда и отца, которые занимались проектированием всю свою сознательную жизнь. В архитектурной мастерской отца я работал, начиная с 13 лет, так что можно сказать, что я уже 30 лет в профессии. Мне удалось поработать в мастерской Жана Мишеля Вильмотта в Париже, с Кристофом Лангоффом в Берлине, с Артуром Дайсоном во Флориде. Созданы и реализованы проекты жилых и общественных зданий, спортивных объектов, генпланов, правил землепользований застройки и детальных планировок. И можно уже точно сказать, что только постоянная практика, жажда узнавать и создавать новое формирует тот уровень компетенций, который необходим для успешного городского планирования.

 

Как давно вы в Сочи? Как происходило ваше знакомство с городом?

Я в Сочи уже полгода. Знакомство с городом в первую очередь происходит через людей. Прогулки, городские интервью, разговоры и беседы. Именно в них узнаёшь культурные коды и городские легенды. Именно через них легче всего понять идентичность места. Также очень помогают радио (там происходит живой разговор) и интернет-издания. Отмечу «Архитектура в Сочи» и, конечно, SCAPP.

 

Как так случилось, что вас назначили главным архитектором? Был ли конкурс?

Это произошло неожиданно. Несколько наших проектов победили в конкурсе «Малые города», нашу работу отметил Виталий Леонтьевич Мутко. Когда меня пригласили в Сочи, чтобы посмотреть площадки под новые проекты общественных пространств, я собирал только портфолио. Когда попросили прихватить резюме, я удивилися, сел писать, делал это впервые в жизни. Уже в Сочи мне сделали предложение, от которого сложно было отказаться. Дело в том, что глава города сейчас формирует новую сильную команду, привлекая лучших специалистов со всей страны. Задача — преобразовать существующую постолимпийскую ситуацию, создать комфортный, уютный и удобный город, обеспечить его устойчивое и сбалансированное пространственное развитие. Задача очень непростая, многослойная и амбициозная.

Думаю, в любой другой город я бы не поехал. Мне очень нравится Калининград, его расположение позволяет жить в России, а проектировать как в России, так и в Европе. Но Сочи — удивительный город. Город будущего. По крайней мере того будущего, в котором мне бы хотелось оказаться.

 

 

Какие задачи перед вами поставила администрация города?

В первую очередь это генплан города. Ситуация, в которой город вынужден жить по генплану 2009 года, все прогнозные показатели которого мы уже давно перешагнули, не устраивает никого. Но разрабатывать и принимать генплан просто для галочки мы тоже категорически не хотим. Нам всем — жителям, администрации города, краевым и федеральным структурам — нужен реальный, продуманный и действующий инструмент. Процесс займёт два года и потребует большой работы со сбором исходных данных (ортофотограмметрия, лидаровское сканирование местности, создание цифрового двойника города), социальным проектированием, мастер-планированием, общественными обсуждениями и т. д. Следующий этап — корректировка Правил землепользования и застройки.

Кроме этого, нам необходимо найти решения всех тех градостроительных проблем, которые не могут ждать нового генплана. Речь о социальной инфраструктуре, транспорте, экологических городских проблемах, приведении в порядок общественных пространств, проектировании и создании новых, в том числе Приморской набережной.

 

Вы уже успели представить концепцию развития Приморской набережной. Расскажите об этом проекте.

Над Приморской набережной в Сочи работают уже более 70 лет. За это время была разработана пара десятков проектов разной степени реальности и фантастичности, но их всех объединяет желание сделать Сочи городом-курортом международного уровня. Поэтому сейчас нам гораздо проще формировать видение нашего проекта. То видение будущего, которое мы прописываем в нём, «стоит на плечах гигантов». Вместо узкой полоски — роскошная набережная с широкими пляжами и полноценной пляжной инфраструктурой. Для меня важно то, что этот проект — только часть более глобальной идеи, а именно соединения морской набережной с набережными рек Сочи и Мацесты. Так мы получим пешеходный маршрут протяжённостью более 15 км. И это начало формирования новой экосистемы города — с пешеходными и велосипедными дорожками, общественным транспортом и комфортными общественными пространствами. Проект удивительно многоплановый и сложный, поэтому над ним работает достаточно большая команда, в которую входят Татеос Бардахчиев, Александр Амиров, Олег Козинский, Георгий Серебряков, Николай Гришин. Это по-настоящему звёздный состав сочинских архитекторов. Но в рамках архитектурных конкурсов мы планируем привлекать к проектированию и других российских и международных специалистов.

 

Что ещё вы планируете представить в ближайшее время?

Сейчас идёт очень интенсивная работа сразу по нескольким программам развития города Сочи, и в ближайшее время мы представим несколько проработок по общественным территориям, паркам и скверам. И надо отметить, что кроме территорий Центрального Сочи, мы работаем над территориями и других районов города, которые, на наш взгляд, в последние годы незаслуженно обошли вниманием. А в Центральном Сочи это, конечно, парк «Ривьера», пляж «Звёздный», парк на Макаренко, восстановление связности территорий скверов от Навагинской и верхней набережной. Работы очень много.

 

Кто входит в вашу команду? Кого ещё хотите подключить к работе?

Я жду неравнодушных горожан, архитекторов, интеллектуалов и городских активистов, которые готовы включиться в данную работу. Я очень рад, что в городе есть так много активных горожан и сообществ, таких как «Платформа», Центр прикладной урбанистики, Институт развития города, «Городские проекты». Они приходят с конкретными вопросами и предлагают возможные решения. Это очень ценно.

 

Ни для кого не секрет, что чем больше мы строим дорог и парковок, тем хуже ситуация с пробками в городе. Планируете ли вы что-то делать в этом направлении? Выделенные линии для общественного транспорта или закрытие центра города для автомобилей?

Да, конечно. Лет восемь назад Ян Гейл рассказывал в частной беседе, как они с департаментом транспорта постепенно превращали Копенгаген из автомобильного в вело-пешеходный. Убирали по 5% автопарковок из центра в год, вводили новые пешеходные улицы, создавали велосипедную инфраструктуру. В итоге им удалось создать очень удобный город для жизни. В нём мы видим много детей и пожилых людей. Но не потому что их там больше чем у нас, просто улицы стали для них более комфортными, и мы можем их чаще наблюдать. Наша с вами задача, чтобы безопасные улицы превратились ещё и в комфортные, удобные. Чтобы основной мыслью было: «как приятно и хорошо на улице», а не «хорошо, что не сбили». Конечно, мы будем пробовать и применять лучшие практики городского планирования. А для разработки транспортной составляющей концепции пространственного развития (мастер-плана) привлечём лучших экспертов по транспорту.

 

 

Какие градостроительные особенности в Сочи вы для себя отметили? С какими бороться будет сложнее всего?

Вы знаете, Сочи отлично подходит под развитие проектов нового урбанизма. Новый урбанизм — концепция компактного экологического пешеходного города в противоположность нездоровому автомобильному, стремящемуся к мегаполису. Новый урбанизм возвращает город его жителям и делает его доступным и дружелюбным.

Цепочка населённых пунктов Большого Сочи, нанизанных как бусы на автомагистраль, позволяет в каждом из них развить схему 15-минутного самодостаточного города. Всё необходимое для человека может быть сконцентрировано в одном микрорайоне: жилые здания, магазины, офисы. Помимо объединения зданий разного функционального назначения, происходит смешение людей разных возрастов, уровня доходов, культур, бэкграунда и национальностей. Опыт показывает, что города, спланированные таким образом, обходятся гораздо дешевле других за счёт эффективного использования транспорта и энергии.

А ещё Сочи прямо создан для участия в международном движении «Медленный город». Это движение, родившееся из понятия «слоуфуд» как противопоставление фастфуду. Целью движения является улучшение качества жизни в городах за счёт замедления ритма жизни, противостояния однообразию и усреднению. Мне кажется, принципы «Медленного города» очень подходят Сочи: удовольствие превыше прибыли, человек важнее работы, неспешность приятнее суеты. И в то же время забавно, что задачу нашей команды мы видим обратной — без бестолковой суеты, но быстро и качественно работать над созданием именно такого комфортного города.

 

В чём вы видите потенциал города? Идеальный Сочи — он какой?

Я думаю, что Сочи, благодаря комплексному планированию, станет прекрасным образцом экоурбанизма с максимально комфортной и безопасной средой для проживания человека. Как я сказал выше, Сочи — это город будущего, в котором я хочу оказаться.

Фото: @shokoladnaya