Море, при всём нашем уважении к горам, всегда было главным козырем Сочи. В связи с этим о море ходили масса слухов и мифов. Поэтому мы собрали наиболее распространённые заблуждения и попытались внести в них ясность.
145 километров пляжей
«Сочи раскинулся на 145 километров вдоль Чёрного моря», — так начинается каждая вторая экскурсия в Сочи. Это число передают из уст в уста поколения сочинцев и часто оглашают чиновники. И это наглая ложь. 145 километров — давняя, ещё из советских книжных гидов информация, касающаяся длины трассы от Магри до Псоу. С тех пор дорога уже подсократилась (вспомните хотя бы Зубовский мост и объездные Адлера) до 140 километров максимум. При этом береговой полосы насчитывают около 109 километров, а пригодных для отдыха пляжей и того меньше — около 84 километров.
145 километров пляжей
«Сочи раскинулся на 145 километров вдоль Чёрного моря», — так начинается каждая вторая экскурсия в Сочи. Это число передают из уст в уста поколения сочинцев и часто оглашают чиновники. И это наглая ложь. 145 километров — давняя, ещё из советских книжных гидов информация, касающаяся длины трассы от Магри до Псоу. С тех пор дорога уже подсократилась (вспомните хотя бы Зубовский мост и объездные Адлера) до 140 километров максимум. При этом береговой полосы насчитывают около 109 километров, а пригодных для отдыха пляжей и того меньше — около 84 километров.
Речные долины нужно чистить от балласта
Речные долины нужно чистить от балласта
Этот миф устойчиво муссировался как в советское время, так и в постсоветское. «Чёрные» строители под шумок вывозили КамАЗами гальку и окатыши из рек Сочи, Мзымты и других. На самом деле, пополнение пляжной территории осуществляется во многом благодаря твёрдым выносам рек. К примеру, Мзымта ежегодно отправляет на пляжи Имеретинки до 50 000 кубов свежей гальки, а всего реки Сочи — более 140 000 кубов. Вся Имеретинская долина была образована этими «твёрдыми стоками».
Если осуществлять забор естественного материала, пляж, компенсирующий силу волн, будет разрушаться быстрее. Яркий пример — наблюдения за отступанием береговой полосы в Имеретинской долине. С 1973 по 1990 год береговая полоса отступила всего на два метра за счёт того, что выборка стройматериалов из русла Мзымты была под запретом. Тогда как с начала 1990-х по 2009 год (до начала Олимпийской стройки) берег отступил на 16 метров.
В Сочи есть песчаные пляжи
Увы. Кавказские горы слишком молоды, чтобы пляжи Сочи были песчаными. Истираемость разломанных пород компенсируется ежегодными выносами новых твёрдых материалов. Пройдёт ещё немало миллионов лет, когда горы состарятся до такой степени, чтобы истереться в песок. К тому же сочинское взморье сложено преимущественно известняками, с верховьев рек перемещаются гнейсы и граниты. Всё это не способствует образованию песчаного пляжа. Для сравнения: в Абхазии от Пицунды до Гудауты расположен Мюссерский мыс, сложенный конгломератом — смесью глины и гальки, поэтому там фрагментами встречается песок.
Буны уродуют набережную. Их нужно снести
Буны, волнорезы и прочие берегозащитные сооружения начали строить в середине XX века, чтобы предотвратить разрушение береговой полосы. Ещё в феврале 1945 года указ о создании Управления противооползневых работ подписал Сталин. УПР занималась, среди прочего, берегоукреплением. Дело всё в том, что в Чёрном море сильны течения, которые перемещаются по часовой стрелке вдоль берега. Касательно Сочи — они переносят воды в сторону Абхазии. Вместе с течениями смещается и морская галька. Кстати, портовые сооружения тормозят перемещение. Яркий пример — намыв гальки на пляж «Ривьера», который произошёл после строительства Морпорта в конце 1940-х. До войны ривьерский пляж был гораздо уже.
Создание УПР понадобилось для того, чтобы предотвратить оползневые процессы, разрушающие берег. До войны о пляжах никто не думал, и забор строительного песка для санаториев осуществлялся напрямую с прибрежной зоны. Но несколько военных лет показали, что бесхозное отношение к берегу чревато проблемами. Обрушилась часть склона в районе Центрального пляжа, занесло галькой акваторию недостроенного морпорта. Без бун берег в районе микрорайона Светлана покрылся огромными валунами, тогда как весь песок вымыло — за год убывало до четырёх метров ширины пляжа.
Буны уродуют набережную. Их нужно снести
Буны, волнорезы и прочие берегозащитные сооружения начали строить в середине XX века, чтобы предотвратить разрушение береговой полосы. Ещё в феврале 1945 года указ о создании Управления противооползневых работ подписал Сталин. УПР занималась, среди прочего, берегоукреплением. Дело всё в том, что в Чёрном море сильны течения, которые перемещаются по часовой стрелке вдоль берега. Касательно Сочи — они переносят воды в сторону Абхазии. Вместе с течениями смещается и морская галька. Кстати, портовые сооружения тормозят перемещение. Яркий пример — намыв гальки на пляж «Ривьера», который произошёл после строительства Морпорта в конце 1940-х. До войны ривьерский пляж был гораздо уже.
Создание УПР понадобилось для того, чтобы предотвратить оползневые процессы, разрушающие берег. До войны о пляжах никто не думал, и забор строительного песка для санаториев осуществлялся напрямую с прибрежной зоны. Но несколько военных лет показали, что бесхозное отношение к берегу чревато проблемами. Обрушилась часть склона в районе Центрального пляжа, занесло галькой акваторию недостроенного морпорта. Без бун берег в районе микрорайона Светлана покрылся огромными валунами, тогда как весь песок вымыло — за год убывало до четырёх метров ширины пляжа.
В Лоо широкие пляжи, потому что нет бун
Широкие пляжи в Лоо — следствие землетрясения 1970 года магнитудой 5,1 балла. Результатом сейсмического толчка стало поднятие морского берега. В этой связи буны здесь строить не стали, но со временем галечная полоса под воздействием штормов и течения стала истончаться. Достаточно вспомнить хотя бы декабрьский шторм 2017 года, разрушивший набережную Лоо. Были бы волнорезы, ущерб был бы менее значительный. Вообще, сочинский шельф, наряду с анапским и сухумским, считается самым сейсмоопасным в восточной части Чёрного моря. По преданию, легендарные города Диоскурия и Себастополис (на месте современного Сухума) были затоплены в результате землетрясения и опущения воды. Бывают в Чёрном море и цунами, вызванные сейсмопроцессами. Например, в 1927 году в районе Южного берега Крыма произошло землетрясение, вызвавшее волны длиной 100 метров, отголоски которых были ощутимы даже в Болгарии.
Весной в море насыпают горы грязного щебня,
чтобы туристы ехали в Турцию
Весной в море насыпают горы грязного щебня, чтобы туристы ехали в Турцию
Ежевесенняя отсыпка пляжей сравнима по производимой ею негативной волне разве что с кронированием платанов — горожане любят прикидываться гидрологами и гидротехниками. На самом деле, если не подсыпать пляжи, их не станет. Центральную набережную (от Морпорта до санатория «Авангард») построили в 1950–1960 гг., отвоевав у моря несколько десятков метров. Было построено более 100 бун и волноломов (это параллельные берегу сооружения, на которых отдыхающие любят стоять летом, словно цапли). Теперь море «мстит», зимними штормами съедая львиную долю гальки. Многочисленным проектам по расширению пляжной полосы до 50 метров, бродившим по инвестфорумам, так и не суждено было случиться.
Приблизительный ежегодный объём смещаемой гальки 30–35 тысяч кубометров в год. Каждый год пляжная полоса теряет до 1 тысячи кубометров на километр пляжа. Больше всего изнашиваются морским прибоем аргиллиты и известняки, поскольку они самые хрупкие. Логично, что отсыпать лучше более прочные материалы — граниты, базальты, кристаллические породы, чья износостойкость выше в 2–2,5 раза. Это так называемый пляжный материал, который добывается в горных карьерах.
В Сочи нет больших волн, ведь Чёрное море — не океан
На сочинском взморье нет островов и рифов, поэтому разгон волны составляет до 1 километра, причём сила удара может достигать 100 тонн на квадратный метр, вызывая всплески до 15 метров (вспомните волны в районе Южного мола морвокзала или ж/д вокзала в Адлере). С 1950-х годов в Сочи работала Волновая станция, которая исследовала влияние волн на берег. Так, на северном молу Морпорта была сооружена 14,5-метровая наблюдательная башня, откуда велись замеры и съёмка волнующейся поверхности моря. В самом морвокзале было помещение, оснащённое волнофиксирующим оборудованием, которое включалось при показателях в 2 балла. Данные станции использовались для планирования сооружений волноломов и бун. А на Пластунке был построен испытательный полигон для моделирования прибоя, где отрабатывались сценарии для разных портовых сооружений не только Сочи, но и республик Советского Союза и стран коммунистического блока в частности Болгарии.
Сочинские волны до сих пор ещё недостаточно изучены. К примеру, в нашем море есть такие загадочные явления, как тягун (движение длиннопериодных волн, образующее обратное течение) и зыби (устойчивые мощные прибрежные волны, которые образуются при ветровом затишье).
В советское время все пляжи были доступны
Давайте разбираться. Всего в Сочи по разным данным насчитывается около 150 пляжей, только 40% (около 60) из них являются муниципальными. Остальные принадлежат санаторно-курортным учреждениям, и доступ, как правило, к ним ограничен. Всего же под пляжи официально используется не более 40% береговой полосы. Остальное — дикие пляжи без какой-либо инфраструктуры либо полное отсутствие пляжа, когда море подходит вплотную к скалам. Например, территория за Мамайским тоннелем или северная оконечность Сочи, где пляжные полосы существуют только рядом с устьями рек.
Первые ведомственные пляжи появились в Сочи в связи со строительством санаториев в 1930-е. Часть из них никогда не была доступна для горожан, особенно те, которые принадлежали ЦК КПСС, Совмину СССР, «Интуристу» и военным ведомствам. Как бы за их доступ ни боролись Воронков и другие руководители Сочи в советский период, они всегда оставались закрытыми. Остаются и сейчас, хотя, объективно говоря, с 1980-х их количество увеличилось. По этой же причине, кстати, в Адлерском районе закрытых пляжей в разы меньше. Генеральная реконструкция курорта Сочи–Мацеста, запущенная в 1930-е, затронула строительством санаториев только Сочи и Хостинский район, тогда как Адлер оставался посёлком частного сектора, по-настоящему демократическим, где все пляжи — для народа.
Железную дорогу однажды перенесут куда-нибудь
Железную дорогу однажды перенесут куда-нибудь
Проекты переноса железной дороги на энное количество километров подальше от благословенной кромки моря — такая же давняя история, как возвращение Сочи статуса города федерального подчинения. И такая же утопическая. Да, железная дорога съедает значительную часть прибрежной полосы за счёт, в том числе, зоны отчуждения, но любой перенос — многие миллиарды далеко не рублей, нагрузка на экологию, сокращение нацпарка или даже Кавказского заповедника. Ещё в 1970-х говорили о строительстве новой ветки из Адыгеи через тоннели под Кавказским хребтом в Адлер.
Самый популярный проект — отведение полотна вглубь, на 10–17 километров (к примеру, Марьино — Верхний Кичмай — Барановка в Дагомысе — Ореховка — Голицыно). В 1993 году такой проект оценили, например, в 1,4 млрд долларов, сегодня запятая бы исчезла. К сожалению, разрушенный в 2010 году «олимпийский» морпорт в устье реки Мзымты потянул за собой необходимость ускоренного строительства двухколейных вставок на перегоне Туапсе — Адлер (чтобы обеспечить перевалку олимпийских грузов), и это окончательно похоронило идею о строительстве дороги в горах.
Имеретинка утонет
Имеретинская долина (низменность) площадью 1,5 тысячи га стала за последние 15 лет настоящей силой притяжения. Здесь был построен Олимпийский парк со стадионами, отели, вокзалы, морской порт. Имеретинская долина — аллювиальная, то есть образованная речными наносами (твёрдым стоком) рек Мзымта и Псоу. Такая долина состоит из непрочных, несцементированных пород, в основном галечного типа, которые из-за воздействия внешних нагрузок (читай — стадионов) и наличия избыточных вод могут просесть, опуститься в морскую пучину. Специально для противодействия размыванию аллювия гидротехники разработали в Имеретинской долине систему нагорных каналов. Первые мелиоративные работы в районе были осуществлены ещё на рубеже XIX–XX веков, чтобы осушить болота Имеретинки. Затем в советское время были построены оросительные каналы для полей совхоза «Россия». Перед Олимпиадой они были углублены, расширены и дополнены таким образом, чтобы своевременно избавляться от избыточной влаги. Другие меры, предпринятые для защиты долины, — строительство противоштормовых барьеров, насыпная дамба из инертных материалов, укрепления набережной, подсыпка пляжей. На самом деле, положение Имеретинской долины далеко не такое безрадостное. Хорошо известно, что напротив низменности в море существуют глубоководные каньоны, которые поглощают твёрдые стоки. Так что мониторить и предотвращать катастрофы очень важно.
В статье использованы материалы статей, монографий и книг
О. Натолочного, В. Воронкова, Е. Секуровой, И. Балабанова,
Г. Плотникова, Ю. Артюхина, Ю. Кувыкиной
В статье использованы материалы статей, монографий и книг О. Натолочного, В. Воронкова, Е. Секуровой, И. Балабанова, Г. Плотникова, Ю. Артюхина, Ю. Кувыкиной