Если вы любите архитектуру так, как любим её мы, то этот текст для вас. Попросили Наталью Захарову, главреда онлайн-издания «Архитектура Сочи» и председателя Сочинской организации «Союз архитекторов России» найти в нашем городе образцы главных архитектурных направлений России. А заодно на примерах показать, как в Сочи соединились величественные царские объекты и футуристический модерн.
Морской вокзал, 1955
Послевоенный неоклассицизм
К. С. Алабян, Л. Б. Карлик
Морские ворота курорта. Сейчас сложно представить, что когда-то сюда, в небольшой посад Даховский, можно было попасть только морем. Порт с собственной акваторией стали строить только в 1940 году. Победа в Великой Отечественной войне наложила отпечаток на советскую архитектуру. Исторические традиции Ренессанса, проявляющиеся в довоенной архитектуре, уступили место большей помпезности, символичности и переосмыслению классической ордерной системы. Всё чаще в декоре зданий можно встретить звёзды. Прерванное войной строительство сочинского морского порта завершается сооружением комплекса морского вокзала, построенного по проекту академика архитектуры К. С. Алабяна. Симметричная композиция главного здания усиливается многоярусной башней с элегантным шпилем со звездой на конце. Символичны скульптуры, украшающие ярусы башни. На нижнем уровне расположены мужские фигуры, символизирующие стороны света, на среднем уровне — женские фигуры времён года. Ещё выше расположен ярус танцующих дельфинов, символизирующих Чёрное море.
ЖД вокзал Сочи, 1952
Послевоенный неоклассицизм
А. Н. Душкин, Г. Г. Аквилев
Если вы хотите ощутить на себе что такое южная архитектура, то вам обязательно нужно побродить по внутренним дворикам сочинского железнодорожного вокзала. Их три, так как вокзал проектировался не только как станция, но и как общественный центр. Наиболее богатый по декору — центральный дворик. Лежащий в его основе эллипс как нельзя лучше отражает динамику архитектурных форм, задавая функциональный ритм: прибытие, отъезд, встречи, расставания. Дворик пригородных касс более скромен и прост как формой, так и декором. Его украшает скульптура девушки с кувшином. Это современный образ, пришедший на смену советским идеалам красоты и стати. Наиболее скрытый от глаз — дворик бытового обслуживания. Его образ отсылает к внутренним дворикам римских палаццо: ажурные колоннады, буйная зелень и фонтан. Этот шедевр архитектора А. Н. Душкина отражает стирание границ между внешним и внутренним в архитектуре.
Вилла «Вера», 1910
Модерн
Вилла «Вера» — первая сочинская дача. Дом построен в стиле северного модерна в 1910 году как подарок любимой жене Марине от сочинского старосты Н. А. Костарёва. Характерная для модерна скульптурность объёма заставляет обойти здание вокруг, чтобы увидеть, как каждый новый фасад предстаёт особенным образом. Здание легендарно не только своей архитектурной, но и теми событиями, что в нём произошли. Здесь в 1916 году снималось немое кино «Умирающий лебедь», а 1920-м подписывался акт капитуляции Деникинской армии. В советское время на вилле «Вера» размещался санаторий им. Цюрупы, потом здание было передано Дому пионеров. Сейчас здесь размещается Центр внешкольной работы.
Еще вы можете почитать
Архитектура Сочи: Первые дома и дачи
Художественный музей, 1936
Неоклассика периода первой реконструкции курорта
И. В. Жолтовский
В период первой реконструкции к созданию лучшего курорта страны были привлечены звёзды советской архитектуры. Среди них — И. В. Жолтовский, горячий приверженец классических традиций итальянского Возрождения. Именно он перевёл на русский язык «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио, идеи которого нашли отражение в архитектуре здания Управления уполномоченного ЦИК. Характерным для классического ансамбля является не только симметричность композиции, но и наличие свободного пространства перед зданием. Уникальность же кроется в расположении главной оси композиции не перпендикулярно главной транспортной артерии, а параллельно. Это усиливает значение боковых фасадов здания Управления, и поэтому архитектор размещает на них скульптуры каменщика и плотника. Центральная ось композиции, начинаясь от памятника Ленину, заканчивается не перед входными дверями, а, проходя сквозь здание, благодаря большому витражу на заднем фасаде, уходит за его пределы. Этот витраж также помогал включить богатую сочинскую природу в интерьер. Долгое время из Управления уполномоченного осуществлялось руководство курортом Сочи, а после переезда горкома КПСС, здесь был открыт Выставочный зал изобразительных искусств, ставший в 1988 году Художественным музеем.
Виадук через Верещагинскую балку, 1935
Н.Б. Соколов, Ю.С. Козак
Когда-то дорога от реки Сочи до Мацесты насчитывала 129 поворотов. После ввода новой автотрассы в 1936 году поворотов стало всего лишь 29, а длина пути сократилась на два километра. Это стало возможным за счёт строительства виадука через долину реки Верещагинка, разделяющую ныне Центральный и Хостинский районы Сочи. Благодаря добавлению пластичных деталей к сухой конструктивной схеме, виадук приобрёл архитектурную выразительность. Ощутить всю грандиозность инженерного сооружения, можно спустившись под виадук по небольшой лесенке от остановки «Театральная» в сторону Адлера.
Еще вы можете почитать
Архитектура Сочи: 8 мостов города-курорта
Собор Архангела Михаила, 1874–1891
Эклектика
А. С. Каминский
Первый каменный православный храм на территории Черноморского округа. Сооружён в память окончания Кавказской войны. Назван в честь тезоименитства Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича Романова, Наместника Кавказа. Именно с его прямым указанием после посещения Черноморского округа в мае 1871 года связывают начало строительство собора на месте развалин круглого здания, служившего военной церковью в бывшем Навагинском укреплении. Но одного указания мало, строительство собора начинается только тогда, когда статский советник А. В. Верещагин предлагает свои услуги в качестве строителя храма, а один из крупнейших землевладельцев Черноморского побережья Н. Н. Мамонтов присылает из Москвы план и рисунки храма, выполненные академиком архитектуры А. С. Каминским. Возведение храма велось долгие 17 лет и прерывалось русско-турецкой войной 1877–1878 гг., во время которой турки обстреляли посад с кораблей. Одно из ядер попало в недостроенный собор и очень долгое время было вмонтировано в карниз восточной стены церкви. Убрано лишь во время реконструкции собора в конце ХХ века.
Библиотека им. Пушкина, 1912
Модерн
А. Я. Буткин
Строительство здания Общественной городской библиотеки имени Пушкина в 1912 году можно назвать одним из первых проектов объединившихся горожан. Сама библиотека как собрание книг была основана по инициативе группы местной интеллигенции ещё в 1899 году, к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Сбор средств на строительство здания библиотеки был прерван революционными событиями 1905–1906 годов. Только в апреле 1911-го удалось достигнуть соглашения с городскими властями о предоставлении участка под строительство. Из двух проектов местных архитекторов был утверждён проект А. Я. Буткина, который согласился безвозмездно принять на себя обязанности по руководству строительством. Библиотека была открыта 27 мая 1912 года, и с тех пор здание никогда не меняло своего назначения. В 1917-м библиотека была расширена за счёт строительства читального зала на месте открытой террасы. Как и в других работах А. Я. Буткина, архитектуре здания библиотеки им. Пушкина свойственны черты северного модерна, отличающегося лаконичностью. Видна скульптурность объёма, несмотря на то, что он значительно изменён последующей застройкой террас.
Здание агентства Российского общества пароходства и торговли, 1905
Эклектика
Это здание можно смело считать первым морским вокзалом Сочи, ведь в нём помимо офиса агентства был и зал ожидания пассажиров. Построено в традициях южной эклектики с характерным широким балконом и облицовкой из местного камня. После некоторого периода забвения, зданию повезло с новым собственником и сейчас проект реконструкции здания агентства под бутик-отель можно признать лучшим из реализованных.
Ривьерский мост, 1936
И. В. Жолтовский
Красота архитектуры не в декоре, а в пропорциях. Архитектор И. В. Жолтовский считал, что общим законом для органической природы и произведений архитектуры является пропорции «Золотого сечения». Именно на основе этой пропорции и функций из неё и построен Ривьерский мост через реку Сочи, который находится в начале широкой автомагистрали — Курортного проспекта. Весь мост облицован белым тёсаным камнем по бетону. К особенностям моста относится косое пересечение русла реки. Именно поэтому в его конструкциях были использованы косые арки и балочная клетка. Благодаря этому мост эффектен не только пропорциями при восприятии его со значительного расстояния, но и конструктивными элементами, которые можно увидеть, лишь подойдя к мосту вплотную.
Зимний театр, 1937
Неоклассика периода первой реконструкции курорта
К. Н. Чернопятов
Площадка под строительство главного театра советского курорта была выбрана на границе старой городской черты. Когда-то улица Театральная так и называлась — Пограничная. Театр предстояло разместить между главной транспортной артерией — проспектом имени Сталина (ныне Курортный) — и морем. В архитектурном конкурсе победил проект молодого архитектора К. Н. Чернопятого, в основу образа которого легли древнегреческие храмы. Зодчий предложил украсить здание театра 88 колоннами коринфского ордера. Главный вход с монументальным портиком был обращён в сторону моря. В антракте сюда можно было выйти подышать свежим морским бризом и ароматами субтропической растительности. Венчают главный портик три женские скульптуры, изготовленные в мастерской В. Мухиной и символизирующие живопись, ваяние и зодчество. В сторону Курортного проспекта обращён портик служебного входа, который хоть и скромнее главного, но всё же гармонизирует и этот фасад театра. Сегодня благодаря строительству сквера имени С. И. Венчагова Зимний театр можно обойти пешком, чтобы насладиться его красотой в полной мере.
Еще вы можете почитать
Сергей Венчагов, или самый известный декоратор Сочи
Дача Якобсона, 1902
Модерн
Р. И. Будник
Поиск нового стиля, который мы сейчас называем эпохой модерна, только-только набирал обороты в России в начале ХХ века. Дача доктора Якобсона в полной мере олицетворяет романтический вектор стиля модерн — скульптурностью форм, всефасадностью, асимметрией композиции и использованием растительного орнамента в декоративных элементах. Это одна из лучших сохранившихся дореволюционных дач. После национализации здесь размещалась школа, потом санаторий и дом отдыха работников искусства (РАБИС), в котором летом 1929 года Владимир Маяковский впервые публично прочитал «Стихи о советском паспорте», написанные перед самой поездкой на юг.
Санаторий им. Орджоникидзе, 1934–1937
Неоклассика периода первой реконструкции курорта
И. С. Кузнецов
Чтобы ощутить красоту и гармонию архитектуры эпохи Возрождения, не нужно ехать в Италию. Достаточно пробраться в санаторий имени Орджоникидзе, расположенный на на юго-западном склоне горы Бытха. Автор проекта — ещё один последователь Андреа Палладио — архитектор И. С. Кузнецов. Именно в композиции и художественном оформлении санатория наиболее полно прочитывается дворцовый стиль. Основной комплекс образуют три корпуса, расположенные кареобразно вокруг парка курдонёра. Четвёртая сторона квадрата остаётся открытой, что позволяет наслаждаться морским пейзажем практически из любой точки санатория. Богатство внешнего декора архитектуры было поддержано внутренними росписями, выполненными мастерами Палеха и Мстеры. Именно в этот дворец здоровья прилетел Старик Хоттабыч на ковре самолёте в знаменитом советском фильме. К сожалению, на сегодняшний день зданиям требуется реставрация, так как на склоне горы Бытха, где расположен санаторный комплекс, идут оползневые процессы, приводящие к деформации его конструкций.
Здание водолечебницы «Мацеста» №4, 1940
Неоклассика периода первой реконструкции курорта
А. П. Голубев
Строительство новых санаториев в период первой реконструкции увеличило в разы количество отдыхающих на курорте. Возрасло и количество отпускаемых сероводородных ванн, что привело к решению о строительстве ещё одного ванного здания на Старой Мацесте. Проект архитектора А. П. Голубева был полностью реализован в 1940 году. Интересно композиционное решение здания — оно имеет форму двух полукругов, обращённых выпуклыми сторонами друг к другу и объединённых в сближающихся точках посредством центрального корпуса. Монотонность крыльев-дуг разбита чередующимся ритмом ванных комнат и глубоких лоджий, на которых можно отдохнуть после приёма ванн. Гармоничная композиция здания сделала его визитной карточкой не только бальнеологического курорта «Мацеста», но и Сочи в целом.