Начнём с простого. Хелиски (от английского Helicopter) — это катание по целине с заброской на вершину вертолётом. Говорим «хелиски», подразумеваем, конечно, и хелибординг. А теперь переходим к плохим новостям — хелиски в Красной Поляне запрещён. То есть полетать над горными вершинами вы, конечно, можете, а вот высаживаться на этих самых вершинах вам ни в коем случае нельзя. Почему нельзя, что с этим делать и как быть, если фрирайдерская душа требует свежего снега, — рассказал нам Владимир Силинский.
Часть 1 (грустная)
Закрытие неба
Лучшего собеседника и инсайдера на тему хелиски нам, конечно, было не найти. Владимир — фрирайдер с 15-летним стажем, в прошлом руководитель российско-французской компании «РоссХелиски», минёр-подводник, лавинщик, а последние четыре года соучредитель компании «Сочи Хелиски». Всё началось ещё в доолимпийском Сочи. Небо было свободным, и вылеты зависели разве что от погодных условий. Но с приближением 2014-го небо стало закрываться всё чаще, а во время Олимпийских игр полёты запретили совсем. После, в 2015–2016 годах, разрешение на хелиски получить было очень сложно, но всё же возможно, так что фрирайдерские паблики и livejournal пополнялись восторженными отзывами об огромных цирках, красивых карнизах и скальных проездах в краснополянских горах.
«Мы находили пути и официально летали в пограничную зону. К нам приезжали сотрудники ФСБ, и каждый, кто садился в вертолёт, проходил пограничный контроль. Кроме того, мы чётко обозначали район, где планируем кататься. Все наши следы всегда вели только на северные склоны, а не на южную сторону к Абхазии. Между спусками пограничники также проверяли нас по принципу „все улетели, все прилетели” прямо у подножия гор.
В 2016 году хелиски окончательно прекратил существование в Красной Поляне. Новый руководитель Пограничного управления ФСБ в Сочи, на тот момент полковник, а теперь уже генерал-майор Андрей Кузнецов не захотел рисковать российской границей и внёс запрет на любые полёты и спуски. Также власти ссылались на отсутствие определения «Хелиски» в законе — им неизвестно, что это такое, а следовательно, разрешить «это» они не могут.
Часть 2 (оптимистичная)
Абхазская сторона
Команда «Сочи Хелиски» летала на Байкале, Камчатке и в Западной Сибири, но и Кавказские горы покидать не собиралась. На помощь после запрета пришла Абхазия. По словам Владимира, это оказалось даже к лучшему, так как зона катания в соседней республике шире, склоны больше, а правительство открыто к сотрудничеству: «В Сочи мы были ограничены полётной и пограничной зонами, заповедником. В Абхазии такого нет — выбирай любую точку и лети».
На территории Абхазии и правда есть где разгуляться, вернее, раскататься. В вашем распоряжении и горные массивы, расположенные к западу от озера Рица (Теле-баше, Ах-Аг, Арабика, Каменный клад), и более чем 100 км склонов на юго-восток вплоть до Кодорского ущелья. Да и отель в Гаграх вам обойдётся в разы дешевле, чем на сочинских курортах. Михаил говорит, что и по поводу больницы в случае ЧП можно не волноваться: «У нас всегда наготове второй вертолёт, чтобы в случае происшествия мы смогли оперативно отправить человека в больницу (разумеется, не в абхазскую). В таких ситуациях мы экстренно получаем разрешение на пересечение границы и летим с пострадавшим в лучшую клинику Сочи или Краснодара.
Часть 3 (информативная)
Как это происходит
После заполнения анкеты или интервью с менеджером компании вас определяют в группу в зависимости от уровня подготовки: сильную, среднюю или новички. Группа собирается очень быстро и обычно состоит из трёх-четырёх человек плюс гид. Стандартный пакет хели включает четыре спуска. Если вы оказались в «новичках», первый спуск будет максимально пологим, без экстремальных перепадов. Он позволит понять, справитесь вы или нет. В случае успеха следующие высадки произойдут на высоте 2 200 – 2 700 м, а подборы — на 1 300 – 1 700 м.
«Если человек вообще не готов, катится кубарем, забирает всё внимание гидов, то мы отказываем ему в хелиски, и дальше он просто катается с группой на вертолёте. То есть вертолёт поднимается вместе с ним и спускается, ожидая внизу остальных для следующего подъёма».
Для тех же, у кого опыта более чем достаточно, предусмотрена программа «Сафари». Это исследование совершенно новых трасс, где ещё не ступала нога райдера. В целях безопасности на «Сафари» экстремалов сопровождают уже два гида — один ведёт группу, второй замыкает. «Каждый год под лавинами гибнут люди. Но ни в одной компании, где я работал, смертельных случаев не было, — говорит Владимир Силинский. — Во-первых, наши гиды — сертифицированные лыжники Ассоциации горных гидов России с большим опытом работы в хелиски. Во-вторых, всем участникам катания обязательно выдаётся противолавинное снаряжение: рюкзаки ABS, лавинные датчики, щупы, лопаты, проводится инструктаж по лавинной безопасности. В-третьих, в каждом вертолёте есть необходимый комплект для оказания первой помощи и транспортировки пострадавшего. Связь между гидами, экипажем и „большой землёй” обеспечивается при помощи радио и спутниковой связи. Всё, что требуется — соблюдать дисциплину, подчиняться гидам и не делать глупостей».
Как и ожидалось, хелиски — удовольствие не из дешёвых. Стоимость пакета варьируется от 35 000 до 350 000 рублей. В зависимости от количества спусков и выбранной программы. Один день хелиски с четырьмя спусками обойдётся в 70 000 рублей, каждый дополнительный спуск — 10 000 рублей. Три часа «Сафари» будут стоить 200 000 рублей.
«Наши клиенты абсолютно разные люди: руководители крупных компаний, райдеры, которые „копят”, те, кто не представляет ни один сезон без хели. Очень часто бывает, что после первого спуска люди сразу бронируют полёт на следующий год. Это надо попробовать, чтобы понять».