«Где много спорта, мало маргиналов»


На волне всеобщего эмоционального подъёма после Чемпионата мира 2018 компания «МегаФон» запустила масштабный проект «Футбольная культура», охвативший 11 городов, где прошли матчи мундиаля. Главная его цель — создание футбольных коробок, из которых не захочется уходить. Новые ворота, баскетбольные кольца, сетки и, самое главное, покрытие с уникальным дизайном от 11 уличных художников из разных городов, в том числе Никиты Сциссора из Сочи, сделали заброшенные площадки новым местом силы для поклонников дворового футбола. Оформление сочинской коробки, расположенной во дворе жилого дома на улице Навагинской, 16, — работа Ильи Слака. Круги и обилие зелёного цвета, по признанию автора, продиктовано не только корпоративным стилем компании «МегаФон», но и идеально сочетается с предпочтительными для него приёмами в искусстве. Зелёный цвет олицетворяет отдых и разнообразие природы в Сочи, а круги отсылают к Олимпийским кольцам.

О дворовом футболе, миксе искусства и урбанизма, месте футбольных коробок в жизни города и роли бизнеса в популяризации спорта SCAPP поговорил с футболистом, архитектором, урбанистом, уличным художником и представителем компании «МегаФон».

Павел Рябоконь
Игрок ФК Сочи

Какую роль играет дворовый футбол?

 

 

Многие талантливые футболисты являются выходцами из футбольных коробок. Дворовый футбол с его особой атмосферой, своими законами и свободным духом способен улучшить качество игры, даже когда твоя карьера уже набирает обороты. Я сам поступил в спортивную школу в шесть лет, это достаточно рано. Но ещё до того, примерно в пять лет, начал играть с парнями в обычной коробке. В 14-ть участвовал в турнире по дворовому футболу от крупного спортивного бренда и могу сказать, что это очень интересный опыт. Но, конечно, прежде всего подобные общедоступные площадки с хорошим покрытием — отличная возможность для тех, у кого не сложилось с профессиональным спортом, вечером после работы или в выходные собираться и просто играть в своё удовольствие.

Никита Сциссор
Уличный художник, автор проекта коробки в Саранске

Взаимодействие уличных художников и коммерческих организаций — насколько это интересный опыт?

 

В России подобные проекты, где крупные организации взаимодействуют с уличными художниками, находятся на стадии развития, в отличие от Европы и США. На данном этапе ещё бывает много недопониманий и сложностей между обеими сторонами, но общий язык сегодня найти проще. Для меня это далеко не первый опыт, но один из самых экспериментальных. Перед каждым художником стояла задача создать дизайн-макет футбольной коробки с авторскими элементами, фирменным стилем и использованием айдентики города. Из 11 представленных городов естественно по многим причинам хотелось, чтобы мне достался Сочи, а если не он, то Волгоград, но в итоге по жребию выпал Саранск, о котором я до участия в проекте совершенно ничего не знал. Тем не менее было крайне интересно и полезно принять участие в данном проекте с одними из лучших уличных художников и дизайнеров страны. Хотелось бы видеть регулярно такой микс стрит-арта и урбанизма в наших городах.

Наталья Захарова
Архитектор, главный редактор издания «Архитектура Сочи»

Почему в Сочи так мало футбольных коробок?

 

Да, футбольные коробки не слишком распространённый объект в городской среде. Причиной этому служит советская традиция проектирования, согласно которой на жилой микрорайон проектировалось классическое футбольное поле в составе школьного комплекса, после уроков оно обслуживало потребности жителей. Сейчас эта схема не работает по нескольким причинам. Во-первых, из-за пренебрежения строительством социальных объектов школы перегружены вторыми и даже третьими сменами, стадионы не пустуют по вечерам. Во-вторых, школа перестала быть общественным пространством, на её территорию не попасть иногда даже родителям учеников из-за так называемой антитеррористической безопасности. Доступ к школьным площадкам исчез, а погоня за квадратными метрами свела разнообразие придворовых пространств к минимуму. В лучшем случае можно найти обустроенную универсальную спортивную площадку, запроектированную и созданную ещё в советское время.

Возможность закладывать футбольные коробки в проекты новостроек зависит от подхода застройщика к освоению территории. Не думаю, что сейчас в городе достаточно спортивных площадок, определённо нужно заниматься оформлением и повышением привлекательности существующих. Городская среда должна быть не только комфортна, но и красива. Проект «МегаФона» особенно интересен тем, что реализован на стыке спорта и искусства. И того, и другого сейчас очень не хватает в городской среде, она ещё несет черты советской эпохи, в том числе через монументальное искусство. Но той страны уже нет, и мы иные. Наши города тоже должны меняться и отражать современные реалии в том числе через стрит-арт. Такие объекты провоцируют жителей больше времени проводить на улице, а значит маршруты движения усложняются и становятся более активными, что благоприятно сказывается на развития бизнеса.

Светлана Москвичёва
Урбанист, участник программы «Архитекторы.рф»

С точки зрения урбанистики, какую роль может играть футбольная коробка в сочинском дворе?

 

Важно понимать, что право на территорию или даже фасад дома имеют все: и совсем маленькие дети, и те, кто любит играть в футбол, и старики, которых шум на площадке может не совсем устраивать. Современная урбанистическая мысль говорит нам о выявлении ключевых пользователей территории, исследовании их сценария жизни на ней и согласовании позиций через модерацию. Конечно, спорт однозначно задаёт правильный вектор развития. Тем более после чемпионата мира футбольная активность заметно возросла. Во время исследовательской работы, которую Центр прикладной урбанистики проводил к запуску парка на Макаренко, я услышала фразу: «Где много спортсменов, мало маргиналов». На практике оказалось, что это правило действительно работает. Свято место пусто не бывает (особенно в Сочи), поэтому при наличии активной позиции «против» важно давать сценарии развития территории. Возможно, окажется, что бодрый детский/подростковый крик на площадке лучше песен тех, кто злоупотребляет алкоголем.

Игорь Ионов
Директор Сочинского регионального отделения «МегаФон»

В чём заключается главная ценность проекта «Футбольная культура»?

 

Чемпионат закончился, но в каждом из 11 городов, принимавших его, помимо больших арен останутся своеобразные «места силы», где будут расти новые звёзды футбола. Этим проектом команда «МегаФон» хотела продлить ощущение праздника и воодушевления после чемпионата, масштабно попрощаться с футбольным годом в России и перенести большой футбол со спортивных арен в маленькие дворы российских городов. Ведь, как правильно кто-то сказал, с финальным свистком мундиаля футбол в России только начался, и надеюсь, что с помощью таких современных спортивных площадок интерес к футболу и любительскому спорту будет только расти.