Марина Колыванова поговорила с экспертами, федеральными чиновниками и ветеранами сочинского велоспорта о том, когда курортные трассы являлись всесоюзным центром подготовки чемпионов, как получилось, что знаменитая многодневка Гран-при Сочи заглохла, и почему городу нужен велотрек, но его до сих пор не построили.
Борьба за «Айсберг»
Одновременно с запуском олимпийской стройки встал вопрос об использовании и целесообразности размещения в прибрежном кластере сразу шести ледовых арен после проведения Игр. В ходе его решения «Фишту» пророчат футбол, «Шайбу» планируют разобрать и перевезти в другой город (увы и ах), в «Большой» — поселить искусственно созданную городскую команду по хоккею и проводить там игры КХЛ. Между тем, настоящая драма разворачивается вокруг «Айсберга».
На протяжении долгих лет городские велоактивисты, ветераны, тренеры, а также представители профильных федераций добивались строительства трека и спортивного комплекса в Сочи, который мог бы стать не только необходимым стране современным центром подготовки российских велосипедистов, но и привлёк бы тысячи болельщиков, а с ними и деньги в город. И вот, казалось бы, успех не за горами — на высшем уровне ледовый дворец «Айсберг» после Олимпийских игр решают перепрофилировать в 250-метровый крытый велотрек. Есть даже инвестор — в проект готов вложиться известный олигарх, симпатизирующий федерации велоспорта.
Категорически против демонтажа ледовой арены выступает знаменитая фигуристка и тренер Татьяна Тарасова, тем не менее, она публично одобрит идею, когда вице-премьер РФ Дмитрий Козак, курирующий олимпийские вопросы, официально заявит о перепрофилировании «Айсберга». По его словам, новая транспортная инфраструктура Сочи способствует созданию тренировочного центра для велосипедистов. Тогда же озвучиваются и цифры: 52 млн рублей потребуется на реконструкцию — видимо, с учётом продажи оборудования для катка.
Однако что-то идёт не так, реализация проекта приостанавливается Правительством РФ. Самая популярная версия произошедшего: Тарасова всё же отстояла каток в моменте головокружения от олимпийских успехов. Веломеценат обиделся, разговоры о строительстве трека в Сочи прекратились. На запрос о том, планируется ли всё-таки в будущем переоборудовать «Айсберг» в трек и сделать Сочи центром подготовки велосипедистов, отправленный вице-премьеру, пришёл практически незамедлительный ответ Ильи Джуса (помощника Козака), в котором говорится, что такие планы не рассматриваются, поскольку объект успешно функционирует как ледовый дворец, в нём проходят различные концертные программы и ледовое шоу Ильи Авербуха. Позицию в отношении развития велоспорта в Сочи нам предложили уточнить у Минспорта, что мы, собственно, и сделали, однако ответ от профильного ведомства так и не получили.
Президент федерации велоспорта России Юрий Кучерявый подтвердил, что проект завернули в Правительстве. Более того, он отметил, что международные соревнования Гран-при Сочи (та самая знаменитая сочинская гонка, которая проводилась более 65 лет) в том виде, в котором существовали ранее, в ближайшие год-два вряд ли состоятся. Федерация сейчас не уверена даже в том, удастся ли организовать запланированные в курортном городе на период с 17 по 21 апреля 2018 года всероссийские соревнования по велоспорту в силу проблемного взаимодействия с местными властями и представителями ГИБДД. Стоит отметить, что запасным аэродромом для нового федерального центра подготовки велоспортсменов называют Крым, и перетягивание внимания к полуострову — один из немаловажных факторов неудачи Сочи в этом вопросе.
Советская история
В 1970-х велоспорт в городе развивали более 20 тренеров, а велосипедные соревнования и гонки в Сочи проводились ещё в 1920-е годы. Первое упоминание о спортивной велосипедной секции, где в 1940 году занималось 15 человек и которая работала в летний период при спортивном обществе «Буревестник», встречается в заметке газеты «Красное знамя». В 1956-м, с запуском ежегодной всесоюзной многодневки, велоспорт в городе становится суперпопулярным. Сергей Зиборов, главный тренер юниорской велокоманды Сирии, родился, вырос и начал заниматься велоспортом в Адлере. Он всегда ходил смотреть на старты сочинской велогонки: «Это был стимул, здесь ехали такие люди! Петров, Шелехов, Капитонов, Михайлов, одним словом — элита. Капитонов — первый советский олимпийский чемпион по велоспорту, выиграл у итальянца в Италии, в Риме. Герой, легенда!»
Спортсменов поддерживали жители Сочи и отдыхающие: толпы высыпали на Театральную площадь, чтобы увидеть торжественное открытие и поболеть за спортсменов в яркой форме. Гонка проходила в живом коридоре по центральным улицам города. Николай Морозов, заслуженный тренер СССР и спортивный директор континентальной команды «Итера-Катюша» отмечает, что соревнования обычно открывал начальник отдела велоспорта в комитете по физической культуре и спорту СССР Михаил Семёнов. «Вот представляете себе: на Театральной площади, которая сейчас забита машинами, негде яблоку упасть от болельщиков, зрителей. На ступеньках театра стоят 18 гонщиков, а красивый, представительный, рослый седой человек обращается в микрофон голосом Левитана. Это, конечно, пробирало, даже мурашки шли по коже. Я стоял несколько раз на этих парадах, торжество было необычайное. Старт на Театральной, до Старой Мацесты — круг около 18 км, всего 198 км».
Сергей Зиборов считает, что сочинская гонка была горнилом, где отбирали лучших: «После неё люди ехали на международные соревнования и выигрывали всё в одни колёса. В Сочи тогда собирался весь цвет Советского Союза, такие таланты открывались. Комплектовали сразу несколько сборных: одна ехала на Велогонку Мира (в те времена это была самая престижная гонка для любителей), вторая команда — олимпийская, третья готовилась на чемпионат мира, четвёртая — юниорская, пятая попадала на трек».
Многие сильные гонщики и талантливые велоспортсмены — курортные резиденты. Сам Николай Морозов, Владимир Худокормов, Александр Аппазов и Нина Южакова — выходцы из сочинского «Спартака». В городском обществе «Труд» состояли Николай Гунькин, Елена Танасова и Гайнан Сайдхужин, который выиграл Велогонку Мира в 1962 году. Сочинским «Динамо» руководил спринтер Деревщиков. «В этом обществе состоял мастер спорта международного класса, призёр чемпионата СССР Саша Захаров, была Сергеева, чемпионка СССР в командной гонке, Геннадий Жайворонок, победитель всесоюзных соревнований. Только в одной сочинской детской спортивной школе 52 мастера спорта», — рассказывает Морозов.
Сочинская гонка вдохновила будущего тренера. Чтобы накопить на аренду велосипеда, он экономил 5 копеек, которые ему давали родители на проезд до школы, и ходил пешком. Пункт проката располагался на улице Островского. Взять в аренду велосипед стоило около трёх рублей. «Как бутылка водки, а она была тогда по 2,60 или 2,80», — смеётся тренер. За день можно было доехать до Гагр и обратно — всего около 140 км. Позже Николай Морозов начнёт заниматься на базе общества «Спартак», окончит ленинградский вуз, три года будет возглавлять велосекцию в сочинской детской спортивной школе №1, а затем попадёт в сборную СССР, побывает на нескольких Олимпиадах и окажется у истоков первой профессиональной российской велокоманды Alfa Lum и станет тренером «Катюши».
Старший брат Сергея Зиборова, Владимир, тоже профессионально занимался велоспортом. В начале шестидесятых в Адлере уже было несколько велошкол при ДСО. В новую секцию на берегу моря, во дворе спасательной станции в районе парка Бестужева, набирал мальчишек краснодарский тренер Эдуард Голобков. Он привёз с собой оборудование: три велостанка, несколько гоночных велосипедов «Чемпион-шоссе» с тонкими шинами и пару шоссейников «Турист».
В то время достать настоящую велосипедную форму в Сочи было невозможно. «Мама покупала шаровары и майки — трико подшивала, получались велотрусы, футболки разрезала на три части и вставляла разные кусочки цвета, пришивала карманы сзади. Вот такая была экипировка, — рассказывает Владимир Зиборов. — Серёга (брат) уже был экипированным, я привёз ему форму из ГДР, где служил в конце 1960-х. Велотуфли (лёгкие кожаные туфли с туплексами из алюминия) нам покупал тренер, покрышки тоже выдавал нам он. А когда я выиграл кубок, Эдуард Михайлович подарил мне модную чехословацкую раму Favorit, она была облегчённая, голубого цвета. Я собрал на неё велосипед и до конца уже ездил на нём».
Николай Морозов перечисляет поимённо легендарных гонщиков, помнит удачи и провалы советских и российских велосипедистов в большом спорте и уверен — именно Сочи с его климатическими условиями, подходящими трассами, лечебными ваннами Мацесты и развитой гостиничной и рекреационной инфраструктурой стал кузницей чемпионов. «Всё развитие советского велосипедного спорта шло и проецировалось в исследовательских институтах, а реализовывалось на дорогах Сочи, — вспоминает тренер. — В ноябре начинался сезон подготовки сборных команд СССР. Тогда гонщики проходили все обследования. Собиралось до 40 учёных — специалистов в области психологии, кардиологии, травматологии, питания. В питании нам очень здорово помогал институт А. Г. Газенко, который напрямую был связан с космонавтами. Все эти мероприятия проводились в Сочи. Методики всё время совершенствовались».
В начале семидесятых сочинская многодневка на несколько лет покинула город. Год гонка и сборы проводились в Узбекистане, в Бухаре, тогда там только отстроили новый велотрек. Ещё пару лет соревнования проводились в Крыму, однако отсутствие инфраструктуры и погодные условия вынудили организаторов вернуться в Сочи. Возвращение это оказалось нелёгким. Уже тогда препоны в проведении спортивных состязаний выставляли работники ГАИ. С тех пор ситуация только усугубилась.
Наши дни
Юрий Кучерявый, глава Федерации велоспорта России, отмечает, что организаторы велосоревнований постоянно сталкиваются с надуманными ограничениями региональных властей и представителей ГИБДД. Речь идёт не только о внушительном списке согласовательных документов, но и о требованиях оплатить всевозможные дополнительные услуги по составлению схемы организации дорожного движения, установке или изменению знаков и т. д.: «В России велоспорт-шоссе из года в год сдаёт свои позиции. Снижается количество занимающихся, падает интерес зрителей, СМИ, спонсоров, поскольку занятие этим видом спорта в населённых пунктах и на автодорогах общего пользования сегодня практически невозможно. Зачастую полиция вместо того чтобы помогать, осуществляет противодействие, результатом которого является отмена запланированных соревнований под предлогом их несанкционированности».
Об этом же говорит и Николай Морозов: «Отсутствие соревнований привело к тому, что приток желающих заниматься спортом резко снизился, но можно же выделить хоть какое-нибудь кольцо. Во-первых, это полезно для магазинов — вырастет продажа, да и городу только от налогов уже прибыль. А самое главное, конечно, массовость вырастет, пойдёт процесс. Проведение престижных соревнований в Сочи станет существенным толчком к развитию спорта». Морозов сокрушается, что в прошлом году должна была состояться 65-я, юбилейная сочинская гонка, но удалось сделать всего два этапа по кольцу Формулы-1. Соревнования прошли незаметно, особенно в сравнении с масштабностью состязаний по триатлону в Имеретинке. Сергей Зиборов в свою очередь отмечает высокий уровень организации IronStar: «Я был на разных мировых чемпионатах, и могу сказать, что в плане организации триатлон в Сочи выше по уровню чемпионата мира. При этом федерация триатлона в России совсем молодая, нет ни одного олимпийского чемпиона. А в велоспорте у нас куда ни плюнь — пачками призёры Олимпийских игр и чемпионатов мира. Конечно, надо было готовиться, искать спонсоров, инвесторов для проведения сочинской многодневки. Триатлонисты же нашли. Но дела с велоспортом в России опустили ниже плинтуса, сломав систему государственной поддержки».
Советский спорт был бесплатным, доступным и долгое время развивался как любительский. Это было его огромным плюсом, но с другой стороны это и стало его ахиллесовой пятой. Морозов считает, что девяностые словно катком прошлись по российскому спорту. В начале семидесятых он передал своих воспитанников из первой спортивной школы Александру Аппазову, который до сих пор тренирует ребят в единственной оставшейся велосекции в городе.