Андрей Кавун: «Триатлон — синергия спорта и туризма»


Триатлон становится всё более и более модным видом спорта среди любителей и профессионалов. Во многом это происходит благодаря команде Ironstar, которая уже третий год проводит триатлонные старты в Казани, Кирове, Завидово и Сочи. За несколько дней до главного старта сезона — так называемой «железной» дистанции — генеральный директор и партнёр Ironstar Андрей Кавун рассказал SCAPP о взаимодействии с местной властью, участниках из Сочи и интересе иностранцев к соревнованиям в России.

Где, как и когда прошёл первый старт под эгидой Ironstar?

— Это было как раз в Сочи. 7 июня 2015 года. На старт вышло примерно 300 профессионалов и 150 любителей. Соревнование проходило в рамках чемпионата и первенства Краснодарского края и чемпионата России. Дистанция была Олимпийская — 1,5 километра плавание, 40 километров велогонка и 10 километров бег. Площадка имела немного другую конфигурацию — задействовали только Имеретинскую бухту и Олимпийский парк. Вовлечением участников занимались самостоятельно, уже тогда была платформа с онлайн-регистрацией, конвертировали тех, с кем раньше проводили indoor-соревнования. Привлечением профессиональных триатлетов занималась Федерация триатлона России.

 

Кто стал первым победителем?

— Среди любителей им стал Илья Слепов — основатель компании Runlab, постоянный участник наших стартов, прилетающий на них, где бы он ни находился. Среди профессионалов одержали победу Саша Брюханков и Юлия Елистратова, наш гость из Украины.

 

 

Три вещи, которыми запомнился первый старт?

— Дикая жара, стоявшая в тот день. Стресс и волнение, так как у нас на тот момент практически не было опыта в проведении масштабных мероприятий, какие-то технические моменты мы делали своими руками в последний момент. Ну и радость, конечно же, от тех эмоций, что мы видели на лицах участников.

 

Почему для первого старта был выбран именно Сочи?

— Изначально в приоритете были Казань и Сочи. Мы хотели сделать проект международным, а для этого необходима была локация со своей историей. Казань — это невероятно успешные Универсиада и чемпионат мира по водным видам спорта. Сочи — конечно же, Олимпиада, уникальная для России возможность старта в море и развитая туристическая инфраструктура.

 

Как проходили переговоры с сочинской администрацией?

— Разумеется, в первый раз всё было непросто. Но после того, как мы зарекомендовали себя, показали, что можем делать качественный продукт, не доставляя каких-либо неудобств жителям города, переговоры начали проходить достаточно комфортно.

 

Что именно требовалось от администрации, кроме очевидного согласования старта?

— Много различных нюансов: перекрытие дорог силами ГИБДД, вовлечённость МЧС, УВД, ФСБ, ФСО, необходимое количество карет скорой помощи, информирование жителей о проведении соревнований, изменение графика работы общественного транспорта и прочее.

 

А финансовая поддержка?

— В Сочи мы проводим соревнования за счёт своего бюджета. В других городах частичное финансирование есть, но незначительное.

 

 

Что изменилось к 2017 году?

— Если в двух словах, то это стабильный рост. В 2015 году на первом старте у нас было около 450 участников, а в этом мы перевалили за показатель в 1 300 человек на один ивент, причём 99% из них — любители. Увеличили разнообразие дистанций: спринт, Олимпийская дистанция, «железная», половинка «железной». Расширили локацию: заплыв также проходит в Имеретинской бухте, после чего участники на велосипедах проезжают по трассе Формулы-1, отправляются до станции Эсто-Садок и обратно, а беговой этап проходит по молу Имеретинской бухты и Имеретинскому кварталу. В последнее время особое внимание уделяем элементам спортивного шоу: старт даём из пушки, устраиваем фейерверк на финише, встречаем все вместе последнего уложившегося в лимит спортсмена, два комментатора ведут трансляцию для зрителей, а с этого года будем вести прямую трансляцию в youtube и в социальные сети.

 

Сколько в среднем вы проводите стартов?

— Есть множество проектов, где мы выступаем в роли генерального подрядчика или партнёра, их посчитать сложно. Но если говорить исключительно о триатлоне, то за месяц мы проводим одно-два мероприятия крупного формата. Каждое соревнование включает в себя три старта — детский, женский и основной, который в свою очередь делится на короткую и длинную дистанции. Ну и раз в год, исключительно в Сочи, в последний уик-энд сентября мы проводим соревнования на «железной» дистанции — 3,86 километра плавание, 180 километров велогонка и 42,195 километра бег. Данным стартом мы закрываем триатлонный сезон в России.

 

Через два дня как раз состоится этот самый «железный» триатлон. Сколько участников на него зарегистрировалось?

— Цифра очень приличная — 1 200 спортсменов. Много гостей из других стран — Германия, Великобритания, Франция, Бельгия, США, Кипр, Австралия, Сингапур, не говоря уже об СНГ и странах ближнего зарубежья.

 

Откуда такой интерес у иностранцев к российскому старту?

— Всё дело в локации. Триатлон — это синергия спорта и туризма. Россия до сих пор для многих неизведанная страна с кучей мифов.

 

 

Окей, с иностранцами понятно. А что с местными участниками?

— Локальных участников пока мало. В среднем на старт выходит не более 10–15 спортсменов из Сочи. Триатлон здесь очень слабо развит — в той же Казани, например, на старт выходит около 20% локальных участников. Но, опять же, и эта ситуация улучшается с каждым годом. В Сочи очень любят бег, растёт количество беговых клубов, а ведь в триатлон приходит очень большое количество бегунов, которым нужен новый челлендж.

 

Ironstar — это очевидный референс к Ironman, всемирной серии соревнований по триатлону. Насколько вы далеки от Ironman, не в плане мировой популярности — тут, очевидно, ещё есть над чем работать — но с точки зрения технической и организационной составляющей?

— Мне, разумеется, судить объективно сложно. Но у нас на стартах были представители компании Ironman, которые оценили наш проект очень высоко. Ещё один показатель — то, что к нам обращаются из других стран — Греция, Грузия, Латвия — с просьбой провести подобные ивенты и у них.

 

Есть мнение, что триатлон — это спорт бизнесменов. Насколько это соответствует действительности?

Отчасти. Если судить по статистике, то 30% участников наших стартов — это владельцы своего бизнеса, 15% — топ-менеджеры. Да, исходя из этого можно сделать такой вывод. Дело в том, что раньше всё — велосипеды, гидрокостюмы — было необходимо покупать, оттого и затраты были очень большие. В настоящее время ситуация изменилась, рынок научился предлагать и практически всё можно взять в аренду.

 

 

Каков средний чек?

— По моим подсчётам нижний уровень затрат для первого старта — около 150 000 рублей с учётом купленного велосипеда, регистрации, перелёта, проживания и прочих нюансов. Если же говорить детально, то средний, но надёжный велосипед обойдётся в 80 000–90 000 рублей, а топовые модели стартуют от полумиллиона и пробивают стоимость хороших иномарок. Гидрокостюм можно приобрести за 10 000 рублей и выше. Четырёхмесячная подготовка на дистанцию спринт — это ещё 15 000 рублей минимум.

 

Какой этап — велогонка, бег, плавание — наиболее сложный?

— Сложно сказать, всё очень индивидуально. Но если говорить о важности, то, наверное, велогонка на первом месте, так как она наиболее длительная. Если у тебя хороший велосипед и отличная велоподготовка, то шансов на высокий результат куда больше. Но также важную роль играет психология, очень легко сломаться на «водном» этапе: открытая вода, много людей вокруг, низкая температура.

 

Что самое дикое происходило на ваших стартах?

— Вспоминается прошлогодний сентябрьский старт. Олимпийская дистанция, «водный» этап, поднимается очень сильный ветер до 24 метров в секунду. Спортсмены не могли завершить круг, так как просто плыли на одном месте из-за мощных волн. Мы отправили туда лодки, чтобы вытащить людей из воды, но на такую помощь согласились только два участника, остальные решили закончить этап самостоятельно. Было очень волнительно.

 

 

А если говорить о приятных эмоциях?

— Предложение руки и сердца после финиша одного из наших участников. Для нас это был первый подобный прецедент, поэтому мы его активно освещали в социальных сетях. Также мне всегда приятно смотреть на параспортсменов, которых на каждом старте порядка 20 человек. Для них у нас отдельный зачёт, но стартуют они наравне со всеми и проходят точно такую же дистанцию. Ещё рад всегда видеть Бориса Кириллова — это наш самый возрастной участник. Ему 83 года и он постоянно приезжает к нам вместе с женой.

 

Кого бы вы назвали самым ярким участником Ironstar?

— Их много, но я бы выделил Сергея Бурлакова. Он четырёхкратный ампутант. Несмотря на это, Сергей является мастером спорта по лёгкой атлетике, стрельбе, плаванию и чемпионом России по карате, а ещё он вошёл в Книгу рекордов Гиннесса после преодоления нью-йоркского марафона. В этом году мы с ним в одной эстафетной команде принимали участие в ультратриатлоне Siberman, в котором Сергей взял на себя велосипедный этап. Он — пример для каждого человека.