Хабаровские живодёрки, догхантеры и отстрелы против домашних приютов, стерилизации бездомных кошек на личные средства и отправки дворняг заграницу. Добро должно победить — SCAPP поговорил с пятью девушками из Сочи, которым хватило сил и решимости заняться проблемой бездомных животных вплотную.
Ольга Король
Мы с мамой и раньше пристраивали животных, кормили их на улицах города, ставили будки в лесу, много кошек и собак было у нас в доме, а два с половиной года назад построили приют на свои средства. Сейчас в нём 130 собак и несколько кошек, около 25 кошек содержатся у меня дома. Активно и постоянно приютом занимаются два человека: я и моя мама. Утро начинается с того, что я выгуливаю, убираю и кормлю тех животных, которые живут со мной, а после еду в приют, чтобы отвезти животных на стерилизацию, или нахожусь там и занимаюсь ими. Два-три раза в неделю нам помогают два волонтёра, ещё трое — раз в неделю. Ещё одна девушка занимается ведением соцсетей.
Территория, на которой содержатся животные, ограждена забором, вдоль него расположены вольеры, но они практически всегда открыты, чтобы собаки могли свободно передвигаться и играть друг с другом. Также в приюте есть вагон поезда — зимой собаки любят лежать там и греться, а летом, наоборот, скрываются в нём от жары. Трёх собак по разным причинам мы не выпускаем из вольеров, но они не остаются без внимания — каждую из них мы выгуливаем на поводке за территорией приюта, а у пса Фёдора есть даже свой собственный 2-комнатный вольер.
Очень трудно сказать, сколько собак забирают в среднем. Думаю, где-то две-три собаки в месяц. Бывает, что один-два, а то и три месяца не берут никого совсем, а иногда мы с мамой пристраиваем сразу троих за неделю. Около 20 кошек и собак мы вывезли во Францию, где я изучала французский язык. Заграницей нам удаётся раздать намного больше животных, чем в Сочи, так как здесь все стремятся завести породистого питомца. Возможности забрать всех животных с улиц у нас нет, поэтому многих мы подбираем и стерилизуем, а после окончательного восстановления выпускаем. Себе оставляем тяжелобольных, так как им нужен постоянный уход. Сейчас наш приют нуждается в человеке, который бы способствовал распространению информации, а также в помощи физической и финансовой.
Светлана Стангач
Всего нас трое: Света, Оля и Вероника. Так сложилось, что создание приюта было мечтой детства каждой из нас. Сначала животных держали и лечили у себя дома, но когда количество кошек стало таким, что содержание в наших маленьких квартирках было уже перебором, а животные всё поступали и поступали, мы начали искать помещение под мини-приют. Сейчас у нас уже содержится порядка 40 кошек, у каждой из них есть своя история: одну сбила машина, другая была больна и не выжила бы на улице без лечения, также у нас много выброшенных «добрыми» людьми новорожденных котят, для которых мы экстренно искали кормящих кошек и забирали к себе на попечение.
Любое животное, попадающее в приют, проходит обязательное медицинское обследование, обрабатывается от паразитов, стерилизуется/кастрируется, полностью прививается — только после этого мы начинаем искать хозяев. Также мы активно пытаемся сократить гуманным способом количество животных на улицах города. За прошедший год нам удалось стерилизовать около 130 бездомных кошек. Но проблема не решится до тех пор, пока есть безответственные хозяева, которые отказываются стерилизовать своих домашних животных, считая необходимым подарить миру выброшенных на улицу котят. Каждый день звонки, каждый день кому-то нужна помощь, но мы не в силах помочь всем. Приют существует исключительно на наши деньги и на деньги неравнодушных жителей города. У приюта нет спонсоров, хотя он в них очень сильно нуждается, поэтому мы всегда рады принять любую посильную помощь.
Надежда Майборода
Приют был создан по инициативе Олега Дерипаски в рамках направления помощи животным его частного фонда «Вольное дело» в 2014 году. Он пожалел собак, которые во время подготовки к Играм жили со строителями, а после завершения их работы остались на улицах города. Сейчас в «Поводог» содержится более 300 собак, с ними работают 12 неравнодушных и любящих животных людей. Все собаки привиты, вакцинированы, социализированы, так что их без каких-либо проблем можно забирать домой.
Знаю, что многие стремятся отправить собак за границу, но мы хотим раздавать их в городе и по России. Большая часть европейских приютов усыпляет животных в случае, если их долго никто не забирает, у нас же собаки либо обретают семью, либо остаются в приюте пожизненно. Если есть знакомые в Европе, отправляем животное напрямую конкретным людям, чтобы потом была возможность отследить, что происходит с ним в дальнейшем.
Считаю, что в Сочи необходима пропаганда приютов. В Москве и Санкт-Петербурге у людей более современные взгляды: многие понимают, что взять собаку в приюте порой проще, чем купить её, так как зачастую она уже привита и стерилизована. Несмотря на это, сочинцы пока предпочитают покупать собак в магазинах. «Поводог» всегда нуждается в помощи волонтёров, которые могут погулять и поиграть с собакой, ведь все они, как дети, требуют внимания.
Василиса Премудрая
Наш приют был создан стихийно около девяти лет назад, когда мы с семьей переехали из квартиры в строящийся дом. Сначала просто забирали животных, которые оказались безнадзорными в районе села Раздольное. В основном это были щенки, так как мы не сажаем животных на цепь, а дома нет вольерного содержания. Приютом стали называться около трёх лет назад, когда создали специальную страницу во ВКонтакте (её мы используем не как группу для спасения животных и сбора средств на это, а скорее как собственную доску объявлений). Также с этого момента мы начали вести статистику: создали альбомы, где можно выбрать себе питомца и посмотреть на тех животных, которые уже пристроены.
Сейчас я не работаю, и всё своё время провожу дома с животными. Их количество не статично — от 30 до 45 собак, иногда мы подбираем котят. Для того, чтобы обеспечить животным достойное содержание и всё необходимое ветобслуживание, занимаюсь платной передержкой, но этот заработок ненадёжный и непостоянный. Работает муж, а также мы сдаём квартиру, доход от которой полностью идёт на содержание животных. Копилок по городу не ставим, деньги в интернете не просим. Те, кто нам доверяют и знают нас, порой оказывают материальную помощь, за что мы им благодарны (всегда отчитываемся куда пойдёт переданная сумма). Волонтёров для работы не привлекаем, но каждый, кто хочет приехать, приезжает и знакомится с животными — никому в посещении не отказываем.
Абсолютно всех животных, которые к нам попадают, мы прививаем и стерилизуем. Щенков начинаем стерилизовать в раннем возрасте, начиная с 4 месяцев. Если щенок пристраивается в более раннем возрасте, мы контролируем — прививается ли он, договариваемся заранее с новой семьей о необходимости стерилизации. Если семья готова оплатить операцию, мы помогаем сделать это со скидкой как бывшему бездомному животному. Если семья не имеет достаточных средств, то берём на себя обязательства по стерилизации.
На данный момент наш приют нуждается в сухом корме. Мы редко себе можем позволить такое, основное питание сейчас — это геркулесовая каша. Также нуждаемся в б/у постельном белье, одеялах, подстилках. Но больше всего — в семьях, готовых принять животное и подарить ему любовь. Хотелось бы верить, что в ближайшее время будут приняты законы, позволяющие мирным способом, без травли и отстрелов, контролировать количество бездомных животных. Единственно верный путь — это стерилизация. И порой, «спасая» и пристраивая нестерилизованное животное, люди автоматически запускают очередной виток случайных помётов. Пока людей на законодательном уровне не обяжут нести ответственность за своих питомцев (вакцинация, стерилизация, обеспечение ветеринарного обслуживания, запрет на «самовыгул») — глобальных изменений в данной проблеме не произойдёт.
Влада
Sochi Dogs был создан в 2014 году группой волонтёров после того, как я случайно увидела объявление о том, что в городе травят, отстреливают и топят животных. Это привело меня в ужас. Конечно, всех спасти не получится, но оказать помощь тому количеству животных, которому мы оказываем — уже что-то. На данный момент в нашем приюте находится около 50 собак. Мы вкладываем в них очень много времени, сил, энергии и финансовых средств, поэтому пристраиваем собак исключительно в США, там у нас есть специальные люди, которые этим занимаются. Отдавая пса здесь, с ним можно столкнуться снова на улице — люди абсолютно безответственные.
Думаю, единственное верное решение проблемы — введение законов. Сейчас же многие чувствуют безнаказанность и пользуются животными как игрушками, что совершенно неприемлемо. Также частично решить проблему может стерилизация домашних животных, ведь многие собаки бегают по улицам без присмотра хозяев, а потом рожают щенков, которых эти хозяева уже выбрасывают.
Моя основная работа — стоматолог. Раньше я уделяла приюту очень много времени (отвозила, привозила, занималась всем), а сейчас всё налажено настолько, что за мной остались только финансовая организация и решение проблем, которые возникают в приюте. Мытьем, уборкой, уходом и прочими подобными делами занимается девочка-волонтёр. Только на питание (исключительно натуральное мясо, крупы) и обычные расходы уходит около 70 тысяч рублей в месяц, а ещё ведь нужно оплачивать стерилизацию и многое другое.
Желающие могут помочь приюту покупкой кормов, каш, консервов, пелёнок, шприцов и различных медикаментов. В волонтерской помощи мы тоже безусловно нуждаемся, но относимся к ней крайне осторожно. Не очень хочется раскрывать местоположение приюта, потому что сначала люди приедут помочь, а потом возможно привезут коробки с щенками. Но ведь мы тоже люди со своей жизнью, и тоже финансово ограничены. Конечно, хотелось бы помочь всем животным, но, к огромному сожалению, это просто невозможно. Иногда люди даже возмущаются: «Вы называете себя приютом и не хотите помочь собаке?!» после звонка в духе «Тут в Адлере щеночек, заберите его себе». Мы не скорая помощь, и не обязаны бежать помогать по первому же звонку.