Незаметно для всех профессия учителя стала интересна молодым людям, которые еще вчера считали работу в школе абсолютно бесперспективной. Нельзя сказать, что сейчас положение учителей сильно улучшилось, но некоторые сдвиги все-таки произошли. Если разобраться в вопросе, то выяснится, что зарплата учителя не хуже, чем у многих из нас, а условия труда (особенно отпуск) способны вызвать зависть.
В День учителя SCAPP поговорил с молодым педагогом сочинской школы о проблемных учениках, графике работы, современных родителях и, конечно, заработной плате.
Мне 27 лет. В школе работаю уже пятый год, преподаю математику (5 — 11 класс) и информатику (8 — 11 класс). Был период, когда вел еще и технологию — собирал с ребятами оригами.
Мой друг, с которым я учился в университете на педагога, сразу после ВУЗа пошел работать в школу, я же решил взять год паузы, чтобы понять чем же все-таки хочу заниматься дальше. Мы продолжали общаться, и, конечно же, разговор частенько касался его работы. В конце концов мне стало интересно попробовать себя в профессии. В августе 2012 года, когда появилась вакансия в школе, в которой уже работал мой друг, я пришел на собеседование и сходу получил свое расписание уроков.
Режим работы
Расписание меняется два раза в год, поэтому нагрузка всегда разная. Распорядок обычно такой: уроки по предметам, элективные курсы, работа со слабоуспевающими (как отдельный урок), параллельно проверка тетрадей (домашних работ/самостоятельных/контрольных), заполнение журналов (в двух видах: печатный и электронный), составление конспектов уроков, выборка материалов для заданий.
Количество выходных зависит от расписания. Бывает, что даже три дня в неделю могут быть выходными, но с некоторыми поправками. Свободные от уроков дни являются методическими, то есть учителя приходят в школу, чтобы выполнять свою работу по ведению журналов и проверке работ. Сейчас у меня занятость 32 часа в неделю, поэтому я на работе 6 дней.
Внеклассная работа бывает разного характера. Это могут быть субботники по уборке территории школы и района, посещения спортивных или культурно-массовых мероприятий. Однажды мы с 11 классом очень неплохо провели время в Олимпийском парке: играли в стритбол, алтимат фрисби, кто-то катался на великах. За всем этим мы совсем забыли, что поехали на хоккей, зато сделали обязательное фото на фоне Олимпийского огня для отчетности.
Радости
Меня очень радует то, что сейчас очень много внимания уделяют занятости детей во внеурочное время. Если родители еще не пристроили ребенка сами, то завучи по воспитательной работе помогут им выбрать из огромного каталога различных занятий. Можно записаться на множество элективных курсов по интересным для ребенка предметам, можно пойти в танцевальный кружок, спортивную секцию, КВН — выбор действительно очень большой, при этом все бесплатно. Лишь бы занимались делом, а не шатались по улицам, просиживали вечера и ночи за видеоиграми или в интернете.
В июне школа работает как огромный детский лагерь с обязательными посещениями кинотеатров, аквапарков, природных достопримечательностей, музеев, а на протяжении всего лета по вечерам работают спортивные площадки, на которых дети могут бесплатно пользоваться спортивным инвентарем и под присмотром учителей физкультуры проводить летние каникулы, участвуя в активных играх, открывая для себя новые виды спорта. Это действительно круто. В моем детстве такого не было.
Горести
Государство предпринимает неоднозначные шаги и реформы по модернизации образовательного процесса. В школы поступает много техники, ресурсов, которые могли бы очень интересно быть интегрированы в образовательном процессе, но зачастую персонал не умеет или не хочет учиться ими пользоваться. В силу возраста, конечно же. Наработанные программы переписывать никто не желает ради этого. Учиться компьютерной грамоте тоже.
Еще мне бы хотелось поскорее поменять бумажный журнал на электронный. Очень много мороки с переносом информации с одного «носителя» на другой. Процесс тянется уже третий год, и это очень много занимает времени, которое можно было бы потратить на другие процессы.
Коллектив
Коллектив преимущественно женского пола. Молодые специалисты (до 35 лет) составляют примерно пятую часть. Мужчин в коллективе хватает: три учителя физической культуры, информатик, физик, историк, учитель технологии, ОБЖ, ИЗО и я.
Современные дети
Современные дети — это интернет-фрики, ходячий набор мемов, полные карманы трендов. Я бы очень настоятельно рекомендовал всем родителям уделять 99% времени не дневнику или тетрадям с домашними работами их детей, а тому контенту, который они каждый день гигабайтами поглощают из всемирной компьютерной паутины. Это должна быть непросто блокировка нежелательных сайтов, а настройка их вектора в пользу обучающих программ и видео, которые помогут им в самообразовании, а не съедят их время и забьют голову. Благо таких ресурсов (платных и бесплатных) сейчас великое множество. Этому стоит уделить время.
Современные родители
Родители хотят, чтобы у их детей было все. Абсолютно все. Поколение потребителей, которое превратило своих детей в кукол Барби и Кенов, совсем позабыв о том, что главное, чем они могут поделиться со своими детьми, — это личное время и сердечные разговоры по душам. Но мне хочется думать, что мы с ними всегда заодно. За благополучие их детей. Если есть какая-то проблема или вопрос, я в первую очередь хочу решить эту задачу, а не выяснять кто умнее или правее.
Проблемные дети
В каждом классе обязательно есть кто-то проблемный. Это может быть и вчерашний отличник. Однажды приходилось отбирать у пятиклассника нож-бабочку, которым он демонстративно жонглировал. Но за годы работы я пришел к выводу, что школа стала гораздо более спокойным местом. Прошли те времена, когда споры решались дракой.
Неуважение ученика можно сломить уважением, которое ты проявишь в ответ. Все дети более достойны любого из взрослых, потому что они лишь в начале пути и могут превзойти еще самых великих из нынешних деятелей. К каждому ребенку можно найти подход, найти точки соприкосновения. Просто есть дети, которые требуют большего внимания, и самая большая трудность здесь — это, конечно же, дефицит времени.
Социальные сети и дружба с учениками
Я дружу с каждый учеником вне зависимости от возраста, пола, класса, вероисповедания, национальности, но в социальные сети никого из них не добавляю. Правда есть два исключения, с каждым из которых я познакомился вне стен школы, и был приятно удивлен, узнав, что они теперь мои подопечные.
О скандале, связанном с 57-й школой, я даже не знал. Это какая-то жуть. Случалось, что мне писали ученицы с подставных аккаунтов, как-то проявляли знаки внимания, оставляли записочки. На такие вещи я всегда реагирую одинаково — полное игнорирование, так как это не вписывается в рамки моего профессионального кодекса.
Заработная плата
На зарплату учителя влияет очень много факторов, она, как мозаика, складывается, наверное, из десятка пунктов (занятость, количество детей в классе, выпускной класс или нет, количество часов). Если речь идет о конкретной сумме, то это примерно 30 000 рублей (без налогов). При этом у нас оплачиваемый отпуск в 56 календарных дней. Оплачиваемый в полном объеме! В Сочи! 56 дней!
Я считаю свою зарплату достойной, даже более чем. За год перерыва я успел оценить рынок труда. Некоторые из моих одногруппников устроились продавцами в салоны мобильной связи, торговыми представителями, охранниками в торговый зал. Да, профессии разные нужны, профессии разные важны, но учителем мне как-то проще, чем охранником. И не забывайте про оплачиваемый отпуск каждый год летом на курорте, соцпакет, % по ипотеке — здесь скрывается гораздо больше, чем есть в сухих цифрах.
Я хочу гордиться тем, что работаю во благо и в интересах общества и страны. Планирую много интересного: организовать школьный театр, выиграть всероссийский конкурс для учителей, запустить курсы для коллег, на которых они бы могли изучать новые технологии и программные продукты.