96-ой год. Расцвет эры коммерческих восхождений на Эверест. Новозеландский, чуть ли не легендарный, альпинист Роб Холл (Джейсон Кларк) набирает очередную группу. Для его команды — «Консультанты по приключениям» — такая экспедиция не первая и уверенность в своих силах зашкаливает. Долгая и обстоятельная подготовка «туристов», равномерная акклиматизация и, наконец, восхождение, намеченное на 10-ое мая. К сожалению, череда глупых ошибок превратила эту дату в самое черное пятно и в без того трагичной истории Эвереста.
«Эверест» (я уже о картине) уж очень академичен. Акценты расставлены там, где их и ждут («так, тут у нас шутка, тут философское рассуждение о том, зачем в горы вообще лезть»), шероховатостей нет вовсе, да и каст выдающийся. Возможно, будь это более классический фильм-катастрофа (ну там, где что-то происходит внезапно и героям приходится только что выживать), то этого было бы и достаточно. Но не в mountain-movies, да с такой-то противоречивой историей.
Вот, например, Анатолий Букреев (Ингвар Эггерт Сигюрдссон — протеже исландского режиссера Бальтасара Кормакура) — он герой, что каким-то немыслимым образом спас троих? Или все-таки именно его решение спуститься раньше своих клиентов стало одной из причин трагедии? Вся история Эвереста-96 пронизана неоднозначностью. Почему подготовка, как оказалось, была столь провальна, кто должен был отвечать за установку так называемых «перил», почему ни одна из экспедиций (а в тот день поднималось 34 альпиниста) не уступила другой? И, конечно же, вопрос самой коммерциализации Эвереста. Ведь тому же Анатолию Букрееву один из гидов признавался, что у большинства клиентов нет никаких шансов на подъем. Все эти острые углы были сглажены, а упор был сделан исключительно на трагизм истории.
Разумеется, подобная «гладкость» не делает «Эверест» плохим фильмом. Он просто становится немного иным, чем мог бы быть. Это вполне классический байопик, первая часть которого праведно документальна, а вторая создает столь необходимое напряжение. Подготовку экспедиции показывают с любовью и во всех мелочах, сразу же обозначают «ружья», что, конечно же, выстрелят, знакомят с героями, которых действительно очень много. Добряк Бек Уизерс (Джош Бролин), почтальон-альпинист Даг Хансен (Джон Хоукс), всемирно известный писатель Джон Кракауэр (Майкл Келли), друг-конкурент Скотт Фишер (Джейк Джилленхол). Но все они, от звезд до специально нанятых для съемок непальских шерп, лишь демонстрируют беспомощность человека перед буйством природы. И не случайно, когда на экране начинается буря, самого последнего статиста никак не отличить от главного героя, ведь на высоте полета боинга все равны, а последний ход — он за горой. И если ставка была именно на это, то она сработала на все сто.
На руку картине играет «нетронутость» истории, отсутствие попыток адаптировать ее под что-либо. Здесь не будет привычного и ожидаемого хэппи-энда, казалось бы, предсказуемые твисты так и останутся у нас в голове, а мудрость спасует перед трусостью. Жизнь все-таки лучший сценарист, перед которой пасуют законы не только природы, но и Голливуда. Мерность, смиренность и неизбежность — именно это пропагандирует фильм Кормакура, а Эверест, что, казалось бы, должен пугать, смертельно притягателен. Натурность истории перелилась в натурность съемок, где зеленый экран заменили более мирные Альпы и частично все те же Гималаи. И если вы вдруг начали прикидывать стоимость поездки хотя бы до Эльбруса, то, поверьте, вы не одни.
- Потрясающие планы Эвереста
- Неплохая операторская работа
- Нетронутость истории
- Героев уж слишком много, а времени мало, поэтому раскрыть персонажей полностью почти не удалось
- Картина получилась уж слишком выхолощенной
- Очень блеклый саундтрек. Таким потрясающим планам явно не хватало какого-нибудь величественного органа
Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Монитор»