Кто занимается возрождением сочинского чая

Вряд ли кто-то будет спорить, что сейчас не самое простое время. Не самое простое, кажется, для всех, но особенно для тех, кто строит своё дело с нуля и рядом с домом. Бизнес находится в постоянном лавировании: сегодня — новые условия, завтра — неожиданные решения, послезавтра — полный разворот стратегии. Но именно в таких реалиях и рождаются самые смелые идеи. Идеи, на которые большинство скажет, что ты делаешь что-то не так. В нашем проекте с Альфа-Банком под названием «Ты всё делаешь не так. Продолжай» мы рассказываем о тех, кто не остановился. Кто выбрал свободу, движение и созидание.

В первом выпуске нашего спецпроекта — история Андрея Коловского, человека, который сменил два десятка профессий, добился успеха в девелопменте, а после решил заняться… возрождением сочинского чая.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Когда мы рассказываем нечто подобное, то завязка чем-то напоминает стандартную сказку. Начинается всё не «в тридевятом царстве», но в каком-то очень отдалённом городке. Ну, или попросту в Москве. Но не в этом случае. Потому что Андрей Коловский — сочинец во втором поколении.

У Андрея было стандартное сочинское детство: горы, речки, футбол. Ради последнего ездил в Дагомыс. Там натыкался на старые заброшенные чайные плантации. А также на местных жителей, что по-прежнему собирали там чай для самих себя. Слушал от них рассказы о том, в каком раньше состоянии были эти самые плантации, как было устроено производство, да и, в целом, историю сочинского чая. А также ему показывали, какие листья чайного куста надо собирать, как их правильно скручивать и подсушивать, чтобы заварить дома.

После школы Андрей отучился на юриста в Московском государственном социальном университете. По его словам, в дальнейшем он сменил не один десяток профессий, работал в финансовой структуре, в банках, в кредитных и страховых компаниях. Параллельно всегда занимался каким-то своим небольшим бизнесом. А где-то в середине десятых с головой ушёл в девелопмент. И как раз из-за девелопмента в его жизни вновь возник чай.

В 2018 году ему предложили найти арендатора для большого участка земли в 20 гектаров в районе Калинового Озера. Это были частично заброшенные чайные плантации, принадлежавшие совхозу «Хоста Чай». «Это сразу же привлекло моё внимание, — рассказывает Андрей. — Вспомнились все те истории из детства».

Одним из тех, кто показывал мне участок, оказался местный житель, довольно пожилой дядечка. Он рассказал, что этим плантациям на тот момент было 75 лет, что их посадили ещё по приказу Сталина, что над ними работали целые институты, ведь чай здесь исторически не произрастал. Рассказал то, какое количество жителей села трудились на этих плантациях. Всё это меня сильно впечатлило.

Андрей Коловский

основатель фабрики «Возрождение»

Андрей разузнал, что плантации можно было арендовать для сбора чая. Здесь же была и фабрика на базе бывшего совхоза «Хоста Чай», с ещё советским оборудованием, по всем ГОСТам, где можно было перерабатывать сырьё. «В общем, такая классическая сельхозкооперация, где ты, как фермер, взаимодействуешь с фабрикой и производишь продукт», — делится Андрей.

Как признаётся Андрей, мысли о том, чтобы арендовать плантацию, появились у него уже после первого визита. Но нужно было всё взвесить. Предприниматель стал периодически приезжать в Калиновое Озеро. Общался с дедушками и бабушками, что работали ранее на плантациях и фабрике. С ними же попробовал местный чай. «Пили зелёный, и это было потрясающе, — вспоминает Андрей. — Я такого природного энергетика ранее не встречал: запускает работу мозга, при этом эффект длительный, а не как у кофе». Решающим же для Коловского стал визит с дочкой.

Взяли палатки, заночевали практически на плантациях. С утра просыпаемся, а к нашей палатке стали подходить все местные животные: от коз, что там паслись, до поросят. Мы с дочкой это восприняли как знак, что надо попробовать.

Андрей Коловский

основатель фабрики «Возрождение»

Так Андрей подписал договор об аренде участка. Из-за того, что большая часть плантации была заброшена, первыми шагами стало восстановление чайных кустов. «Их нужно подрезать каждые семь-десять лет, а этим тут явно давно не занимались, — рассказывает Андрей. — Так что пришлось идти на радикальные меры и срезать большинство кустов под корень». После такой «процедуры» нужно было ухаживать за кустом ещё несколько лет, чтобы тот полноценно восстановился. Ещё одной важной частью на первых этапах было взаимодействие с местными жителями.

Хотелось восстановить сельское хозяйство на базе положительного опыта советских времён. Чтобы всё это было по уму, по ГОСТу, а не как сейчас, зачастую на скорую руку, используя не те технологии, которые были заложены изначально. История советского производства меня вдохновляла. Понимал, что нужно создать комфортные условия для местного населения.

Андрей Коловский

Для начала Андрей разыскал тех старожил села, что работали на фабрике агрономами, и перенял от них некоторые знания. «Это тоже являлось одним из моих мотивов заняться чаем, — признаётся Коловский. — Я увидел уникальные знания, которые мы могли со временем потерять. И именно они позволили нам создавать чай на все сто органический, листовой, ручной работы». Следующим важным шагом было создание условий проживания для будущих сотрудников плантации. «Начинали попросту с палаток, но потом пришлось возводить более долговременные строения, в которых можно было жить круглогодично», — делится Андрей.

Восстановления срезанных кустов пришлось ждать практически три года. Всё это время Коловский занимался созданием удобной инфраструктуры, закупом всего необходимого оборудования. А также погружался в чайную индустрию и культуру.

Я узнал, что, оказывается, есть очень много технологий производства разного чая. Вариантов от да хун пао до габы — тысячи. Но самое главное, что всё это ты можешь сделать из одного чайного листа. Механизмы, время сбора, методы переработки — всё зависит от них. Это позволило нам экспериментировать и искать новые авторские рецептуры.

Андрей Коловский

основатель фабрики «Возрождение»

Ещё одним важным шагом стало название. «Всё вращалось вокруг тематики возрождения: от чайных кустов, которым требовалось время на восстановление, до взаимодействий с местными», — вспоминает Андрей. Поэтому свой проект предприниматель так и решил назвать — «Возрождение».

Первый «урожай» случился в 2020 году, в самый разгар пандемии. Всего за сезон — он длится с конца апреля до начала октября — удалось собрать в районе 300 килограммов чайного листа. Но вот со следующим этапом — выход продукта на рынок — всё оказалось гораздо сложнее.

Здесь мой оптимизм разбился о реалии. Мы уже научились делать чай, ухаживать за ним, создали коллектив, инфраструктуру, закупили все инструменты, оборудование. А вот, условно, поставить чай на полки магазинов — это задача оказалась куда более трудной. Потому что, откровенно говоря, рынок завален дешёвым чаем низкого качества. И люди голосуют рублём. И когда у тебя себестоимость чая в несколько раз выше розничной цены — тут возникает большой вопрос, как донести до конечного потребителя, что вот этот продукт не только вкуснее, но ещё и полезный. Это стало моей основной задачей.

Андрей Коловский

основатель фабрики «Возрождение»

Чай, который производили под брендом «Возрождение», действительно оказался более дорогим, чем стандартный чай на полках магазинов. В среднем он стоил в районе 1000 рублей за 100 граммов. Такую стоимость Андрей объясняет очень просто: «Это исключительно ручная сборка, да ещё и в не самых простых горных условиях. Конечный продукт — это цельный чайный лист и чистый органический продукт, а не пыль и ветки». По его словам, сравнивать продукцию «Возрождения» стоит с китайскими аналогами. И тут уже экономическое сравнение оказывается в пользу проекта Андрея.

Так что на первых порах реализацию чая тоже взвалили на свои плечи. Запустили сайт «Возрождения», создали аккаунт в Instagram*. Основным продуктом на тот период стали подарочные наборы с чаем. «Когда ты самостоятельно занимаешься и логистикой, это ещё повышает себестоимость твоей продукции, — вспоминает Коловский. — В общем, тогда было сложно».

Стал ходить по магазинам, сувенирным лавкам, кафе, кофейням, барам, ресторанам. Рассказывал про наш чай, говорил, что нужно с ним познакомить покупателей. Стал даже ездить на чайные выставки в Москву и другие города. Путь был трудным. Да и до сих пор он продолжается. Но постепенно у нас стали появляться партнёры.

Андрей Коловский

основатель фабрики «Возрождение»

Понимая, что пока продажи чая далеки от ожидаемых, Андрей стал развивать и туристическую составляющую своего проекта. «Очень важный ресурс для реализации чая — его популяризация», — делится предприниматель. На плантации Коловский создал красивую полянку, где проводились дегустации. По его словам, это очень позитивно сказалось на развитии бренда. Постепенно у «Возрождения» стало появляться всё больше офлайн-партнёров. А объёмы собираемого чая росли с каждым годом (сейчас они составляют две тонны). В 2022 году чай от «Возрождения» появился и на маркетплейсах.

За три года существования на маркетплейсах понял, что это не решение всех проблем. Здесь нужна, как показала практика, продуманная упаковка, логистика, маркировка, объёмы. Плюс очень высокая конкуренция. Намного проще купить дешёвый чай где-то за границей, привезти сюда и либо прямо в той же упаковке продавать, либо переупаковать и продавать под своим брендом. Мы же плывём против течения, развивая полный цикл производства. И поддерживая качество.

Андрей Коловский

основатель фабрики «Возрождение»

Так Андрей и развивает «Возрождение» с акцентом на всесторонность. К зелёному и чёрному чаю за прошедшие годы добавились жёлтый, красный и авторские миксы. Продукция «Возрождения» смогла пробиться к потребителю: теперь её можно попробовать, например, в ресторанах сетей LRG и «Гости Групп», в Lino и во «Вьюрке». А в рекреационной составляющей проекта добавилась новая история — «Парк Слонов». Андрей познакомился с потомственными цирковыми династиями Дементьевых и Корниловых и предложил им привозить слонов к себе на плантации.

Слоны — это самые умные животные. Когда я увидел, что есть возможность привезти их сюда, то сразу же загорелся этой идеей. Для слонов это реально отпуск, отдых от цирка. Они в естественной своей среде обитания, без колючей проволоки, гуляют, дышат, питаются всей этой растительностью. Кстати, не портят чай, не топчут его, аккуратно переступая через кусты. Более того, они ещё удобряют его. Для слонов это оптимальное место проживания. А для людей — уникальная возможность посмотреть на животных в их естественной среде.

Андрей Коловский

основатель фабрики «Возрождение»

Сейчас на плантациях работает до 20 человек летом и три-четыре зимой. Почти все они — жители села Калиновое Озеро. Пускай чай собирают только в сезон, работа с плантацией круглогодичная. «Летом собираешь, а потом осенью, зимой и весной ты кусты обрабатываешь, подрезаешь их, формируешь, убираешь сорняки, подготавливаешь к следующему сбору», — рассказывает Андрей. Работа сборщика — отдельная сложность. Приходится вставать в пять утра. За день опытный сборщик приносит до 10–12 килограммов чайного листа. Часть которого ещё впоследствии могут отбраковать на фабрике. Практически во всех этапах производства принимает участие и сам Андрей.

Когда я приезжаю на плантации, то за день могу переделать десятки дел. Прикрутить, отпилить, отвезти, привезти, починить, постричь. Меня называют чайный плантатор, но на самом деле я раб этих плантаций. Сельское хозяйство — это самый сложный бизнес, которым я только занимался. Это очень длинные инвестиции и очень сложные. Изначально я рассчитывал выйти в плюс через где-то четыре года. Но получится, надеюсь, только в этом сезоне.

Андрей Коловский

основатель фабрики «Возрождение»

В принципе, выйти в прибыль — главнейшая задача на ближайшее будущее «Возрождения». Ведь все эти годы проект держался на личных инвестициях Андрея. То, что зарабатывает производство, реинвестируется обратно. В планах продолжать тот же вектор всестороннего развития. В самом скором времени на территории плантаций появится глэмпинг. «Пока есть только один домик, хочется несколько, а также баню», — делится Андрей. — Тут всё для этого располагает». На развитие глэмпинга Андрей взял кредит в Альфа-Банке, клиентом которого он является много лет.

Это значит иметь свободу в бизнесе, как в творчестве, реализовывать порой самые сложные идеи и мечты. Ведь предприниматель — это смелый человек, который готов идти на риски и отвечать по своим обязательствам, а не только перед самим собой.

 

nordtea.com

 

* Организация Mеtа, а также её продукты Instаgrаm и Fаcеbооk, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.

Добавить комментарий