Кататься на велосипеде вдоль морских набережных под закат или катиться с горы, покрытой субтропическим лесом, — звучит вкусно! Если посмотреть со стороны, то Сочи выглядит как идеальный город для владения велосипедом: бессчётное количество живописных локаций, отсутствие снега, много инициативных людей со всей страны. Правда, всё не совсем гладко. Я катаюсь на велосипеде в Сочи всю осознанную жизнь, но недавно начал глубже изучать состояние городской велокультуры, что подтолкнуло на мысль создать материал о результатах этих изучений. Материал написан совместно с людьми «из темы», мы постарались раскрыть все важные нюансы, с которыми столкнётся человек в Сочи, желающий вникнуть в велосипедный движ.
Даниил Набоков — сочинец в пятом поколении. Он старательно изучает свой город: богатую природу, историю, архитектуру, локальный колорит и менталитет местных жителей, таких же, как и он. Своими мыслями о Сочи он делится в блоге «Восторг Сочи», а ещё профессионально занимается походным туризмом и знакомит гостей города с каньонами, горами и лесами.
Прошлое: Сочи как плацдарм лучших велосипедистов
На сайте SCAPP уже есть великолепный и обширный материал Марины Колывановой об истории величия велоспорта в Сочи в советское время. Я подчеркну главные мысли той статьи, о которых нужно знать новым читателям.
Рельеф Большого Сочи крайне удачен для велоспорта: здесь присутствует как пологая поверхность, так и небольшие или большие (в зависимости от целей) перепады высот. Не забудем про климат, позволяющий тренироваться круглый год, и про длину Сочи более чем в 100 километров. Используя эти данные, в СССР в сочинской местности простраивали маршруты для тренировок и главное — для проведения элитных соревнований.
Самая именитая гонка той эпохи — Гран-при Сочи, хотя полное название звучало как «Всесоюзная весенняя Сочинская многодневная велогонка». Впервые она стартовала в 1954 году, маршрут гонки начинался на Курортном проспекте от остановки «Театральная» до Мацесты и обратно. Один такой круг ~20 км, а всего за гонку спортсмены наматывали 198 км. В этапы гонки также входили серпантинный участок в сторону Лазаревского района и заезд на гору Ахун. Важность победы в сочинской гонке была исключительной: по итогам заезда победители попадали в сборную СССР для участия в Велогонке Мира, чемпионате мира и Олимпийских играх!
Вот как вспоминал это событие Сергей Зиборов, родившийся и выросший в Адлере велоспортсмен, который позже стал главным тренером юниорской велокоманды Сирии:
«После неё люди ехали на международные соревнования и выигрывали всё в одни колёса. В Сочи тогда собирался весь цвет Советского Союза, такие таланты открывались. Комплектовали сразу несколько сборных: одна ехала на Велогонку Мира (в те времена это была самая престижная гонка для любителей), вторая команда — олимпийская, третья готовилась на чемпионат мира, четвёртая — юниорская, пятая попадала на трек».
Когда-то Сочи был горнилом, в котором рождались лучшие спортсмены своего времени. А что насчёт сегодня? Как обстоят дела не только с велоспортом, но и с любительской велокультурой в целом?
Автор фото Виктор Клюшкин, оцифровано проектом «Курортное Дело»
Современное: сложности и решения владения велосипедом в Сочи
Места для поездок никуда не делись, их даже стало больше (новые микрорайоны, новые дублёры), а старое стало лучше из-за инфраструктурных преобразований. Но есть стойкое ощущение, что велодвижение не на спортивном уровне: для такого яркого и живописного города, как Сочи, оно развито слабо, если учитывать количество местных жителей и разнообразие спотов для заездов.
Возьмём, к примеру, какой-нибудь провинциальный город страны, вроде Самары или Пензы, которые не блещут особым разнообразием направлений, там скучный пологий рельеф, присутствует сезонность, а значит, зимой не покатаешься. Казалось бы, Сочи на этом фоне значительно выигрывает! Но, на удивление, в провинциях велокомьюнити намного активнее. В чём же дело?
Во-первых — рельеф. Насколько он ценен для спортсменов, которым важна нагрузка и интенсивность, настолько же это головная боль для обычных любителей, которые не готовы поднимать пульс до 200 ударов в минуту ради подъёма на очередную горку, коими сполна усеян город. К примеру, для жителя популярного микрорайона Бытха сложно иметь велосипед, ибо регулярные поездки будут сопровождаться нагрузками, которые похожи на тренировки, а не на спокойные покатушки на велосипеде.
Во-вторых — специфика расположения Сочи. Наш город — это узкая прослойка между Чёрным морем и горами Кавказа. В отличие от других городов, в которых из центра, словно паутина, во все стороны тянутся дороги в другие микрорайоны. Соответственно, у нас нет понятий север, юг, восток и запад. В основном Сочи представляет из себя длинное побережье моря и тонкие серпантинные дороги, уводящие в предгорные посёлки. Это накладывает сложности логистики, ведь районы вроде Сочи и Адлера соединяет 15-километровая трасса с эстакадами и тоннелями, которая некомфортна для перемещения на велосипеде. Дорога от Лазаревского до центра — сложнейший серпантин с серьёзным набором и сбросом высоты. А Адлер и Красную Поляну разделяют 40 километров дороги, которая не дастся новичкам-велосипедистам.
Отсюда вытекает третья причина — сложности человеческих коммуникаций. Я знаю немало людей с велосипедами, которые, например, живут в Красной Поляне, но ни разу не выезжали покататься по центру Сочи, жители Лазаревского района не катались в Адлере или Сириусе. Казалось бы, большой город и такой простор для изучения новых микрорайонов и знакомств с единомышленниками, но вытянутость Сочи и отсутствие удобной логистики между районами возводят невидимый барьер, препятствующий созданию сплочённого комьюнити, помогающего развитию всего велодвижения.
Это минусы, но всё ли так плохо? Не идеально, но не настолько, чтобы отказывать себе в удовольствии иметь велосипед! Включу режим противоречий и буду парировать свои же доводы против. Да, от рельефа никуда не деться, но из этого можно вычленить пользу. Не обязательно быть спортсменом, чтобы брать горы и холмы. Небольшая (пару месяцев) адаптация и практика, и ваши дыхалка, сердце, мышцы и связки привыкнут к наборам высоты. Стоит ли говорить, что такая закалка организма обернётся только плюсами для общего состояния здоровья? Иметь велосипед в Сочи — значит быть выносливым. А для простых выездов этот навык вы сможете приобрести очень быстро. Думается, небольшой дискомфорт стоит того, чтобы стать сильнее и здоровее!
Сочинскую логистику тоже можно обыграть. Если расстояния между микрорайонами дальше 20 километров даются с трудом, пользуйтесь «Ласточками» — тогда перед вами открываются все возможности, хоть и с дополнительными условиями. В вагоны вас пустят с железным конём, если предварительно вместе с покупкой личного билета вы взяли дополнительное место для багажа. И тогда, где бы вы ни находились на побережье, вы можете за 15—120 минут побывать в любой точке Сочи, изучить районы и вернуться обратно.
Взгляд изнутри: состояние велокультуры и велоспорта в Сочи
Следующий блок — это размышления Анзора Шухова, одного из главных организаторов велозаездов в Сочи и владельца байкфиточной — мастерской для подгонки велосипеда под владельца. Я специально попросил Анзора откровенно высказаться на тему современного состояния велокультуры и велодвижения в городе, т. к. его опыт и компетенции сложно переоценить.
Какие проблемы в Сочи с велоспортом и велокультурой?
Сложно сказать, на каком уровне находится велокультура в Сочи — наша страна крайне неоднородна по климату и по культуре. Наверное, лучше всего её показывает температурная карта приложения Strava, где наиболее ярко светятся города-миллионники. Сочи находится среди них. Значит, велосипедом у нас пользуются достаточно интенсивно. А там, где есть пользователи, формируется и культура.
Развитие велокультуры у нас сильно сдерживает география — мы прижаты горами к морю, и, по сути, у нас есть только два пути развития. Вдоль моря и по ущельям вдоль рек. Первое направление перегружено автотранспортом, второе — сложное для освоения новичками. Так получается, что велодвижение у нас развивается благодаря спортсменам, а не людям, ежедневно пользующимся велосипедом как транспортом. Потребности у данных категорий совершенно разные. Спортсменам не нужны велодорожки — они уверенно перемещаются по дорогам общего пользования, вместе с автомобилями, скорость 40 км/ч для них норма. Тогда как ребёнку и его маме, едущим в школу, нужна велодорожка, которая обезопасит их от потока автомобилей.
После Олимпиады-2014 в Сочи планировалось создание велотрека на базе одного из ледовых дворцов. Прошло 10 лет, создание трека всё так же планируется. Определённо, такое сооружение дало бы сильный толчок к развитию велокультуры в городе, сочинская спортивная велосекция с этим уже не справляется в силу своего маленького размера.
Были разговоры о создании асфальтированной велотрассы на территории Сириуса и строительстве велотрека. Но, видимо, в очередной раз что-то пошло не так. Вот и получается, что все тренировки проходят на дорогах, перегруженных автомобилями, куда нельзя несовершеннолетним, а для проведения соревнований их перекрывают, парализуя город.
Современный велосипед не ограничен одной дисциплиной или направлением. Существуют десятки разновидностей, заточенных под разное использование: грузовые каргобайки, коммутеры (для поездок по городу на короткие дистанции), шоссейные, гравийные, горные, гоночные и прогулочные. Велосипед стал универсальным. Но так получается, что для каждого типа нужны свои условия. Гружёному каргобайку сложно заехать в крутую горку, а прогулочный круизёр плохо себя чувствует везде, кроме плоской асфальтированной дорожки. Все в Сочи сталкиваются со своими проблемами. Маунтинбайкерам требуется доступ к лесу, который у нас везде имеет статус ООПТ (особо охраняемые природные территории — прим. SCAPP), каждый кустик охраняется государством. Шоссейным гонщикам нужны дороги с хорошим покрытием. Фристайлерам — парки и крытые площадки.
В этом году летом не открылся байк-парк на курорте Красная Поляна — трассы находятся на территории Нацпарка, в этом году вступил в силу закон 77-ФЗ, изменивший взаимодействие ООПТ и арендаторов. Бюрократическая машина оказалась столь неповоротлива, и единственное легальное место для катания на горном велосипеде стало нелегальным. Трассы на горе Ахун так и остались партизанскими, хоть и существуют второй десяток лет.
Сочинская многодневная шоссейная велогонка в этом году проходит в Майкопе, такой вот каламбур. Соревнования по триатлону лишились своей главной «железной» дистанции. Инициативная группа так и не смогла добиться строительства памп-трека (специальная велосипедная трасса, представляющая собой чередование ям, кочек и контруклонов и не содержащая ровных участков, — прим. SCAPP), хотя такие площадки уже стали частью инфраструктуры новых ЖК в некоторых городах наравне с привычными детскими площадками.
Про полторы велодорожки ничего не говорил только ленивый. Самый банальный пример — велодорожка возле «МореМолла». Созданная на этапе строительства ТЦ, она превратилась в тротуар, с сохранением дорожных знаков «велодорожка», а на тротуаре появилась узкая полоска, где не могут разъехаться два велосипедиста. Было хорошо — стало как обычно.
Передвижение по городу сильно бы упростили крепления для велосипедов на автобусах, обычно они размещаются впереди и рассчитаны на 3—4 велосипеда.
Отчасти велосипед заменили шеринговые самокаты. Дав возможность быстро передвигаться на короткие дистанции. Но арендное — значит ничьё, вот и валяются брошенные самокаты где попало, перекрывая тротуары и мешая ходить. Культура здесь такая же, как и с одноразовой посудой: использовал — выкинул.
Про взаимодействие велосипедистов и автотранспорта можно рассуждать долго. Но смысл пропадает, когда автобусы пытаются объезжать пробки третьим рядом, по обочине, а машины паркуют на выделенных для общественного транспорта полосах. Отдельно хочется отметить постоянно отключённые светофоры, не способствующие безопасности на дороге. Но специфика курортного города такова, что летом к нам съезжаются со всех краёв люди, ориентирующиеся исключительно по навигатору. Так что единственные, кому можно хоть как-то привить культуру вождения — водители городского транспорта. Которые зачастую не пользуются зеркалами и поворотниками. «Прости, я тебя не видел» — первое, что слышит велосипедист после аварии.
Каким должен быть велосипед для Сочи и где искать единомышленников?
Универсального решения нет, велосипед может быть любым, соответствуя потребностям и желаниям владельца. Производители уже обо всём позаботились и создали модели на любой вкус и кошелёк. Основных критериев три: наличие передач, дисковые тормоза и низкий вес. Все они проистекают из сочинского рельефа. С одной передачей сложно уехать далеко. Дисковые тормоза лучше себя ведут на затяжных спусках. А каждый лишний грамм тут же чувствуется ногами при заезде в горку. Кому-то понадобится электромотор-ассистент, главное — не путать электровелосипед и электромопед. Если появляется ручка газа — такому транспорту место только на дороге, не на тротуаре или велодорожке.
Покатавшись пару дней вокруг дома, каждый рано или поздно начинает искать единомышленников и обдумывает, куда бы ещё прокатиться. Самое простое применение — поездки выходного дня к природным достопримечательностям. Такие маршруты обычно имеют массу информации: как проехать, когда лучше всего приехать и так далее. Обычно такие поездки легко собирают вокруг себя единомышленников, достаточно только заглянуть в соцсети. Вбейте в поиске Телеграма слова «вело — Сочи / Адлер» и вы сразу найдёте местные сообщества. В каждом своя атмосфера и интересы. Где-то — заточенные под спорт и тренировки, где-то — под весёлые покатушки вечером. Но везде вам будут рады, и «прекрасные белые лебеди» никого не заклюют.
Отдельно хочется отметить, что с каждым годом растёт количество девушек на велосипедах. Обычно это самая пугливая и робкая категория. Девочки склонны недооценивать свою физическую форму и сильно преувеличивать опасности. Или девочки стали сильнее или город стал комфортнее. Ежегодно в сентябре проводится международный заезд Womens 100 km, специальный заезд для девочек, чтобы каждая участница могла покорить такую психологически знаковую дистанцию. Цели проехать быстро здесь нет — только финишировать в комфортном темпе и дружелюбной компании. На первом заезде было всего три девушки. В этом году их было восемь (заезд состоялся 8 сентября).
Однозначно Сочи — место с богатой велосипедной историей и огромным потенциалом в будущем, хоть и не без проблем в настоящем. Зафиналю свой блок цитированием профессионального велогонщика Эдди Меркса: «Катайся столько, сколько хочешь, или так долго или так коротко, как ты чувствуешь. Но катайся».
Эта ссылка переведёт вас на главное велосообщество Сочи в Телеграм, владельцем которого является Анзор: анонсы регулярных организованных заездов, чат для общения в контексте велотемы, вопросы по маршрутам и поиск людей, с которыми можно кататься вместе.
«Крутить педали круглый год в субтропическом климате Сочи»
Бонусом я хочу познакомить вас с амбициозной девушкой, которая недавно стала жителем Сочи и является амбассадором велокультуры, известной на всю Россию. Её стиль жизни как вдохновляет велосипедистов на новые свершения, так и подталкивает людей на приобретение велосипедов, чтобы приобщаться к велодвижению. Знакомьтесь: Екатерина Ушакова, ака «Супербродяга Катя».
Ты популярная личность в велокультуре, но расскажи тем, кто не знает: кто ты, откуда и чем прославилась на страну?
Давайте познакомимся: я Екатерина Ушакова, но многим знакома именно как Кейушко — бесстрашная девчонка, которая раскатывает на велосипеде. Вся история с велотемой началась в Перми, откуда я, собственно, родом. Громко сказано, конечно, что прославилась на всю страну, скорее, медийный человек в узких кругах, который просто в своё время научился пользоваться камерой телефона и крутить педали.
Девушка рассекает по дальним землям, ночует в палатке, порой в одиночку. Кому-то это может показаться беспечным. А вдруг с тобой что-то случится, а вдруг то, вдруг это! Почему твой образ жизни не подразумевает страх, как ты для себя преобразовала сложности в радость и наслаждение?
Ошибочное мнение, что я ничего не боюсь. Только у глупого человека отсутствует страх. Я, как и все люди, чего-то боюсь, но придерживаюсь мнения: либо ты боишься и ничего не делаешь, либо идёшь навстречу своему страху, чтобы получить новый опыт.
Сейчас местом твоей дислокации стал Сочи. Расскажи, пожалуйста, почему именно он? Повлияло ли на это решение твоё увлечение велосипедом?
Это, скорее, осуществление детской мечты, когда, будучи ребёнком, ты приезжаешь первый раз на море, то больше ни о чём другом не можешь думать, кроме как: «Вот бы каждый день видеть море». Конечно, годы идут, и всё это забывается, появляются новые увлечения, а затем и требования для поддержания своего хобби. Прожив 17 лет на Урале, а затем 5 лет в Москве, с каждым годом осознаёшь, как затяжная зима влияет на твоё ментальное состояние, поэтому да, здесь сыграли два фактора: крутить педали круглый год и субтропический климат Сочи.
Какой уровень велокультуры ты наблюдаешь в Сочи?
Сложный вопрос. Я бы сказала, на уровне местных велокультура как таковая отсутствует, потому что есть с чем сравнивать. Нет никакого разнообразия, либо спортики-шоссики, либо люди, которые банально не понимают, что ездить без шлема всё равно что ездить без головы, не соблюдают ПДД и не уважают других участников движения на дороге общего пользования. Хотелось бы, конечно, чтобы была какая-то общая тусовка, семья, которая бы с радостью принимала всех приезжающих, создавая истинное велокомьюнити. Да, не хватает свежего взгляда.
Расскажи о своих любимых маршрутах в Сочи. Куда бы посоветовала скататься любителям, чтобы и красиво, и в тренировочном режиме?
В Сочи существует три классических маршрута: Солохаул, Ахун и Красная Поляна. Да простят меня сочинцы, но я ненавижу эти маршруты всей душой. Я не спортик, чтобы катать одно и то же ради километров и поддержания формы, я за качество поездок и за то, что можно увидеть. Поэтому мой топ-3 следующий: Галицино — Красная Воля; дорога в сторону села Аибга (если заезжать в Ермоловку, нужен пропуск, но можно закольцевать и выехать около села Ахштырь, без пропуска, соответственно); и пусть будет Калиновое Озеро — Семёновка с охватом чайных плантаций. Все маршруты не шоссейные и требуют средней физподготовки.
Велокультура в современном Сочи только зарождается, и я уверен, у нас всё только впереди. Хотя наш город с нюансами для катаний на велосипеде, именно благодаря обычным людям зарождается понятие «культура». Чем нас больше, тем мы ближе к улучшению всей велоинфраструктуры. Езда на велосипеде — это свобода действий в городе, скованном пробками, здоровье и выносливость. Катайтесь, ищите единомышленников и будьте здоровы!