Купальный сезон

Как бы местное население отрешённо ни смотрело на морские купания, море для Сочи и по-прежнему — главный магнит притяжения толп туристов. Редкий турист не спросит, на каком секретном пляже купаются местные, потому что в пирамиде Маслоу летнего сочинского туриста море плещется строго на уровне базовой потребности. Первым делом море.

Морские купания как источник отдыха, в общем-то зародились не так давно — вместе с самим туризмом как таковым. До этого плавать в море было положено исключительно матросам, ловцам жемчуга и жертвам кораблекрушений. Но с появлением морского туризма у людей всё чаще стал возникать вопрос о том, что если человек умеет плавать, почему бы и нет. И изначально, как отмечали исследователи, Сочи начала XX века был прежде всего купальным курортом, где купальный сезон длился с мая по октябрь.

С конца XIX века в Сочи потянулись так называемые курсовые, как тогда называли отдыхающих. Потихоньку под влиянием английских модных веяний, курсовые стали не просто гулять по набережной, но и лазить в воду. До установления советской власти как таковых купальных пляжей в Сочи не было. Где кто хотел, там и купался. Григорий Георгиевич Москвич (автор «Иллюстрированного практического путеводителя по Кавказу» — прим. SCAPP) аж в 1914 году сетовал, что Сочи, будучи преимущественно курортным городом, заботы о пляжах, которые были изрядно загрязнены, практически не проявлял и купален не имел. Единственным исключением был курорт «Кавказская Ривьера», основанный в 1909 году, и несколько частных купален.

В России начала XX века купались и в плавательных костюмах на английский манер, и без них, последнее нередко вызывало у остальных возмущение. Поэтому постепенно купальные пляжи обзаводятся раздевальнями, возникают дамские пляжи, как на фото.

Были в Сочи и кабинки для купания, так называемые купальные машины. Стояли они у водолечебницы доктора Подгурского на центральной набережной, а также рядом с пансионом «Эйрене». Принцип купания был следующий: купающийся, чтобы сохранить правила приличия, залезал в кабинку в повседневной одежде, в ней же переодевался в купальный костюм. Затем лошади или человек завозили купальную машину в море, купальщик распахивал створки в сторону открытого моря, спускался по лесенке в море, окунался, плавал и забирался обратно. Как писал Григорий Москвич, купание в таких выдвижных кабинках было бесплатным.

Даже с учётом сложностей путешествия, Сочи привлекал многих туристов. В 1913 году город посетили уже свыше 18 тыс. туристов. Кстати, курортный сбор придумали давно: в 1913 году он составлял с апреля по ноябрь 3 рубля с человека или 5 рублей с семьи. Деньги, как всегда, шли на благоустройство города.

Задолго до бассейнов появились тёплые морские купания. Были они помимо «Кавказской Ривьеры» в пансионе «Эйрене» (сейчас на его месте гостиница «Жемчужина»), в пансионе Фронштейна «Светлана». В путеводителе Дороватовского даже указана стоимость для купален Подгурского: разовое посещение обошлось бы в 10 копеек, 2 рубля 50 копеек — месячный абонемент. Для сравнения уровня цен — номер в «Кавказской Ривьере» стоит от 1 до 3 рублей в сутки.

В первые годы советской власти эта традиция продолжилась. В путеводителе Батенина от 1927 года сообщалось, что тёплые морские ванны доступны на Фрунзенской стороне в санатории №2, открытого на базе пансионов «Элит», «Светлана» и Дзюбовского, при пансионате «Кавказская Ривьера», при бывшей даче Подгурского, в санатории «Сальвэ», в пансионате «Эйрене», в санаторной группе №5, открытой на месте дач Исаина, Боклевского и т. п. Купание проходило обычно в отдельном помещении и стоило определённую сумму. Здесь нужно ещё учитывать, что Сочи в начале своей курортной карьеры считался и зимним курортом тоже (летом была малярия и духота, лёгочным больным советовали приезжать зимой), поэтому прогретая морская вода считалась само собой разумеющимся дополнением к морю. В путеводителе Анисимова от 1930 года сообщалось, что купальный сезон в Сочи длится с апреля по ноябрь, самая тёплая вода в июле 26,2 градусов.

О том, что море грязное в Сочи, было известно давно. Доктор медицины А. А. Кисель писал в редакцию путеводителей Г. Москвича, характеризуя недостатки курортов черноморского побережья Кавказа: «…они совершенно не благоустроены в гигиеническом отношении и о какой бы то ни было санитарии в них ещё не думают», «не принимается никаких мер против загрязнения моря у курортов». Доктор выражал опасения, что в результате создастся столь же плачевная ситуация, что и в Ялте, «где море уже настолько загрязнено, что нет возможности купаться».

Замечательная история о том, как Маяковский в 1929 году приехал заселяться в «Кавказскую Ривьеру» и там в маленьком номере разложил свою походную ванную. Горничная на запрос поэта о тёплой воде для ванны стала причитать: «Кругом море, а они баню устраивают». На что Маяковский метко заметил: «Не понимает девушка, что в море основательно помыться невозможно. Грязь может долипнуть ещё». Поэтому сам Маяковский предпочитал купаться на мысе Видном подальше от цивилизации, благо и дама его сердца — Полонская — жила по соседству.

После установления советской власти большая часть дач Хлудовской и Верещагинской стороны превратилась в санатории, в сталинские времена там построят дворцового типа корпуса, а в наше время санатории ограничат доступ к лечебным пляжам, так Сочи окажется на грани пляжной катастрофы: моря в Сочи много, а пляжей дефицит. Кстати, платные пляжи существовали в Сочи практически всегда. В своих воспоминаниях драматург Шварц, отдыхавший в Сочи, рассказывает, как ходил через весь город на платный пляж «Ривьера»: «Я встаю рано, между шестью и семью, и отправляюсь на Ривьеру, на платный пляж. Делаю я это, во-первых, потому, что там очень хорошее (сравнительно) дно. Мелкие камешки, через три шага уже можно плыть. А, во-вторых, ходьбы туда примерно полчаса. Это важно для похудения… Иду под олеандрами, которые сплошь покрыты красными цветами, мимо белого здания Ривьеры со множеством балконов и по каменной лестнице спускаюсь к морю. Девица берёт с меня полтинник и пропускает на пляж, где я получаю топчан, ставлю его в тень и читаю, раздевшись, Евгения Онегина, которого ношу с собою в чемоданчике». Полтинник, судя по тому, что это 1949 год, это, видимо, 50 копеек. Для сравнения средняя зарплата составляла в это время 500 рублей, килограмм хлеба — около 3 рублей 50 копеек. В общем, недорого. Кстати, сочинская галька раздражала не только Шварца. В своих воспоминаниях писательница Раиса Кузнецова также жёстко нелестно отзывалась о сочинском море: «В Сочи отвратительное морское дно, покрытое крупными, скользкими валунами». Что делать, Сочи лежит на склонах Кавказского хребта, которые разрушаются реками и превращаются в гальку. В Советские времена ходила по этому поводу даже шутка, что «в Сочи есть пляжи с галькой, с Галиной и Галиной Ивановной» — в зависимости от величины той самой гальки.

Кстати, шторм отдыхающих в Сочи не пугал. Та же Кузнецова писала так о стиле купания своего супруга во время непогоды: «Я плавала неплохо, но при волне купаться остерегалась. А мой отважный муж прыгал в море с конца мола и на волнах прикатывал обратно ―дав момент, он, пока волна, закручивая пену, пятилась в море, распластывался на молу». Сейчас бы его мгновенно выгнали спасатели из моря.

Кстати, руководство страны долгое время игнорировало сочинские пляжи, отдавая предпочтение мацестинским ваннам. Достоверно известно, что при сталинской даче на «Зелёной роще» даже не было пляжной инфраструктуры, что объясняется тем, что Сталин прилюдно не обнажался и купался только в бассейнах. Первой госдачей с пляжем для лидера страны станет как раз Госдача №2 «Бочаров ручей», поскольку Хрущёв к морю относился более приветливо. А Брежнев любил подолгу сиживать на берегу со своей супругой.

В 1950-х в Сочи появляются первые гидровелосипеды, а с 1958 года — их прокатные станции. Как написал известный сочинский журналист И. Зайцев в журнале «Огонёк»: «Катание на двухместных гидровелосипедах не только увлекательно, но и полезно людям, страдающим нарушением обмена веществ». Забавно, что мода на гидровелосипеды распространится и на наши немногочисленные озёра. Они появятся и на так называемом «Краснополянском море» (водохранилище ГЭС). В 1950-х же со строительством мелководного причала морского порта начинается бум прогулок на море на катерах-глиссерах. В 1960-х на водных станциях появятся услуги по прокату водных лыж. Большим фанатом их был, в частности, Гагарин.

В 1937 году в Сочи появилась первая буна. Причём появилась она на пляже «Ривьера» для защиты ресторана и других сооружений санатория «Кавказская Ривьера», где сейчас бун нет (из-за строительства морского порта распределение гальки изменилось). В конце 1940-х и в 1950-е развернётся строительство бун и других берегозащитных сооружений на центральной набережной. Собственно, и набережной тогда не было, появилась она благодаря строительству бетонных сооружений. Нравятся они или нет, но без них пляжей «Маяк», «Мориса Тореза», «Солнечного» не было бы. Затем началась берегозащита по всему берегу Большого Сочи, и эта такая математическая закономерность: чем ближе пассажир поезда видит море, чем длиннее буны, потому что их строили в том числе, чтобы защитить железнодорожное полотно от нашего неумолимого прибоя. Кстати, в 2000-е годы в Сочи пытались вместо некрасивых бетонных волноломов строить более природные (и более дешёвые) каменно-набросные буны (как, например, на пляже «Красный Штурм»), но наши волны быстренько их разметали по пляжам, потому что прибой наш безжалостный, и чтобы камни устояли, необходимо, чтобы они весили по 4-6 тонн каждый, а такие камни сложно перевозить.

Мы, местные, помню всегда пытались уехать за город, чтобы найти более чистый пляж. Последний раз, когда я купался в море, случился 7 лет назад. По старой привычке я, когда приехали московские друзья, вёз их в Уч-Дере, под сосны на полусекретный пляж за железнодорожной платформой. В конце концов, пытливые отдыхающие отыскали путь и туда, и когда я однажды приехал окунуться в море, места там уже не нашлось — всё было заставлено автомобилями с иногородними номерами. Поэтому пусть купание остаётся привилегией приезжих, я на море и с берега посмотрю, заедая виды морскими гадами.

 

В статье использованы статьи и книги авторов В. Костиникова, А. Кривокон, Г. Москвича, С. Дороватовского, С. Анисимова, Э. Батенина, В. Гордеева и др.
Текст: Антон Павлов, частный гид по Сочи и Абхазии, русский, английский и французский языки