Karma. Мерч

В локальном бизнесе только и разговоры, что о мерче. Каждый проект мечтает о своих футболках, шоперах, худи, ну или хотя бы ремешках для телефонов. Пока одни мечтают, другие делают. В настоящую осень Karma входит с новой коллекцией мерча. Это уже не первый подобный дроп от «Кармы», но первый настолько продуманный и настолько массовый. Ответственна за него Женя Климова, управляющая «Karma Ареда» и сммщик всего проекта. Вместе с образовательной платформой «Мастера» поговорили с Женей о том, как найти подрядчика у себя в городе и выпустить мерч, не сойдя при этом с ума.

 

Karma. Краткая (почти) история

В 2019 году компания друзей отправились на Бали в поисках вдохновения. Возвращение в Сочи совпало с разгаром карантина летом 2020 года. Выпивая кофе на Имеретинской набережной, в голову пришла мысль, было бы круто, если бы люди точно так же сидели, пили кофе, ели вкусную еду в классной атмосфере и смотрели на закат. В то время территория на старте Имеретинской набережной была практически пустая, почти никаких гастрономических проектов. Кафе с балийским стритфудом Karma стало одним из первопроходцев. Да, именно опыт проживания на Бали повлиял на выбор формата будущего заведения. Ребятам захотелось создать проект, в котором ты мог бы почувствовать себя ближе к тропическим островам. К тому же подобных аналогов тогда не было ни то что в Имеретинке, но и во всём Сочи в целом. Происхождение же названия тоже имело балийские корни.

«Карму» поставили за два с половиной месяца. «Было тяжёло, ограниченные средства, полная неопределённость, карантин», — вспоминает Женя, которая присоединилась к проекту буквально через неделю после открытия. Первый период для Karma дался довольно тяжело. Но через два месяца проект стрельнул, да ещё как. Полная посадка практически каждый день. Karma планировалась как летнее кафе с большой открытой террасой без какой-либо зимней истории, но из-за спроса пришлось достраивать и адаптировать заведение к холодному времени года. Помещение застеклили, начали строить второй этаж. Как рассказывает Женя, тогда никто не ожидал подобного успеха.

Через год напротив «основной» Karma появилась большая кофейня. До того обходились маленькой пристройкой сбоку, и достроился второй этаж. На территории «Кармы» появилась детская площадка. Её сделали за свой счёт. Все дополнительные постройки и переделки делались уже на заработанные проектом деньги. На свой первый день рождения «Карма» устроила грандиозную тусовку, музыкальным хедлайнером которой стал Антоха МС. Ещё через год — новая «Карма» уже на Курорте Красная Поляна. А на втором этаже «Кармы» в Сириусе появился бар с крафтом. Несмотря на постоянное расширение, проект при этом всё время находился в гастрономическом поиске и обновлениях. В Karma за эти годы успели попробовать формат суши-бистро (вынуждены были отказаться из-за резко возросшей цены на рыбу после 24 февраля — заменили на пиццерию), готовили тако, делали джелато.

К сожалению, летом 2023 года Karma была вынуждена съехать со своей локации в Сириусе. Сейчас проект представлен тремя кафе (два — на Курорте Красная Поляна и одно — на Ареде) и двумя спешалти-кофейнями (в центре Сочи и в Сириусе). «Карму» зарегистрировали, как товарный знак, идёт процесс оформления франшизы.

То, что мы были вынуждены съехать из Имеретинки, и открытие новых спотов по городу — это не взаимосвязанные события. Это не такая история, будто была одна централизованная Karma, а теперь она раздробилась на несколько заведений. Мы всегда хотели, чтобы наши гости могли посетить «Карму» и в Адлере, и в горах, и в центре Сочи. Это естественный процесс развития проекта, который просто совпал с закрытием точки в Имеретинке.

Женя Климова

управляющая «Karma Ареда»

Первый успех и провал

Мерч в «Карме» на самом деле проявился практически сразу — через два месяца после запуска. Мотивация простая: сделать так, чтобы сотрудники выглядели одинаково. Поэтому заказали жёлтые (основной цвет Karma, особенно в первые годы существования — прим. SCAPP) футболки с шелкографией. Их отшили на одной московской студии. За локальные пределы «Кармы» эта история особо не вышла.

Следующий дроп мерча был чуть более масштабный. Он случился в зимний сезон 2021/2022. Оверсайз-футболки, флисовые худи трёх цветов с двойным капюшоном — всё с серебристой надписью. А также ремешки для ключей и телефонов. Дроп был небольшой партией, но с расчётом и на продажу. Разлетелся этот мерч моментально. И не только по Сочи. Производством занимались всё те же москвичи.

Мы просто взяли очень качественный, дорогой хлопок, сделали надпись такую, чтобы она не рассыпалась через несколько стирок. Мерч получился крутой. Худи я ношу до сих пор, и оно в идеальном состоянии. У нас за этой партией буквально охоту устраивали, писали из других городов — от Сургута до Санкт-Петербурга — с просьбой прислать. Народ прям хотел всё это. Такого успеха не ожидали. Иначе бы сделали партию куда больше.

Женя Климова

управляющая «Karma Ареда»

После этого в «Карме» начали готовить третью партию мерча. Но уже с прицелом именно на продажу. Его решили сделать более замысловатым. В «Карме» подготовили несколько принтов в своей тематике: морские контейнеры, из которых состояла локация в Имеретинке, бочки, еда. На производство потратили порядка 300 000 рублей. Себестоимость одной футболки составила 1 900 рублей. Но эта история не увенчалась успехом. «Универсальные футболки продавались неплохо, а вот, условно, с принтом, где мужики сидят за бочками — нет», — делится Женя. В итоге не получилось отбить и половины вложенных средств. Часть той коллекции раздалась сотрудникам «Кармы», а часть до сих пор понемногу продаётся в точке на Красной Поляне.

Несмотря на этот не самый удачный опыт, летом 2023 года Karma вновь решила заняться выпуском своего мерча. Инициатором четвёртого дропа стала Женя Климова.

У меня возникла такая мысль: то, что мы сделали на продажу, вышло так себе, давайте теперь сделаем хорошо, учтём опыт наших ошибок. Ведь мерч у нас спрашивают постоянно: «Будут ли ваши худи? Будут ли ваши футболки?» Слышим это каждый день почти. И мы понимаем, что люди хотят купить наш мерч, но не в том варианте, который мы выпустили в последний раз. Понимаем, что нужно создавать всё-таки универсальную историю, не настолько узконаправленную, заточенную под нас. Потому что мы не настолько крутые и большие пока ещё.

Женя Климова

управляющая «Karma Ареда»

Новые цвета и проблемы

За основу новой коллекции решили взять второй дроп мерча: лаконичные футболки, тёплые худи и ремешки для телефонов. Только адаптировать их под более актуальные на этот момент для «Кармы» цвета. «Мы долгое время у всех ассоциировались с жёлтым, хотелось уйти от этого», — рассказывает Женя. Так, одним из основных цветов следующей коллекции стала маджента. Внезапной же проблемой было то, что московская студия, у которой заказывали в прошлые разы, закрылась. Нужно было искать нового производителя.

Просто искала через соцсети, интернет поставщиков, сравнивала цены, прозванивала их. И тут я натыкаюсь на первую проблему. Я ведь никогда не занималась ничем подобным и не была готова к встречным вопросам: какая у вас партия, какое количество, из какого материала, каких цветов, есть ли у нас в векторном формате нарисованный макет. Понимаю, что начала с конца. И надо разобраться хотя бы с дизайном.

Женя Климова

управляющая «Karma Ареда»

Наученные опытом прошлой провальной коллекции, дизайн этого мерча решили сделать предельно минималистичным. Никаких рисунков и сложных принтов — только лишь надпись Karma is Coming, которая с самого старта была слоганом проекта. Она использовалась на макетах, афишах, на стаканчиках. Теперь пришла очередь и мерча.

Это универсальная фраза, которая подойдёт как нам и нашим постоянникам, так и тем, кто просто случайно зашёл в кафе, увидел футболку и захотел её купить.

Женя Климова

управляющая «Karma Ареда»

В отличие от второго дропа, в этот раз надпись решили делать в разных цветах: маджента, чёрный, жёлтый, белый и серебристый — в зависимости от цвета футболки, худи или ремешка. С готовым дизайном Женя снова стала обзванивать поставщиков. Здесь появилась новая проблема — никто не мог предоставить сырьё необходимого уровня. Образцы, которые присылали, были из слишком тонкого хлопка. «У нас были определённые стандартны по хлопку, искали плотностью от 180 до 230 граммов. Нам же присылали гораздо более тонкую ткань, в районе 120 грамм — это тряпочка, которая выстирывается, вытягивается уже после двух стирок», — вспоминает девушка. За время поисков Женя обзвонила поставщиков ткани из Санкт-Петербурга, Казани, Москвы, но никто не мог предоставить хлопок необходимого качества. Либо запрашиваемая стоимость была слишком высокая.

Материал впрок

Иронично, но «Карме» помогла сама «Карма». А конкретнее маркеты, которые регулярно устраивались проектом. Во время очередного, что проводился в Красной Поляне, Женя обратила внимание на мерч самого курорта. «Он очень хорошего качества, классно выглядит. Всегда была уверенность, что их шьют где-то далеко», — рассказывает девушка. Но, разузнав, оказалось, что всё гораздо ближе. Мерч для Курорта Красная Поляна отшивали в семейном ателье Schiebe, находившимся на территории посёлка Красная Поляна.

Договорились о встрече, обсудили, какой именно по параметрам хлопок нам нужен. И то, что привезли, нас полностью устраивало. Ткань плотностью в 230 грамм, хлопок кошкарсе — прочная, долговечная, идеально подходящая для вышивки. Да, мы к тому моменту уже решили, что будет именно вышивка. Если это дорогой качественный материал, почему мы должны экономить на том, как будет выполнена надпись? Надпись, которая по сути, определяет этот кусок хлопка. Если уж делать, то стильно. А вышивка — это стильно.

Женя Климова

управляющая «Karma Ареда»

Но сложности заканчиваться не собирались. Те цвета, которые были в наличии у Schiebe, не подходили для «Кармы». Нужно было заказывать другие, но в таком случае заказчик оплачивает полностью весь рулон ткани. А в каждом рулоне — 150 единиц изделий одного цвета. «Нам не нужно было столько. Но, подумав, решили, что «Карма» закрываться не планирует, мерч будем шить и дальше, так что, окей, берём с запасом на будущее», — делится Женя.

В итоге заказали три рулона ткани на футболки и три — на худи. Один рулон стоил от 26 000 рублей до 35 000 рублей, в зависимости от цвета и материала (на худи, где использовался футер двухнитка петля, или на футболку). Выбранные цвета — графит, пыльная роза и молочный.

Хотели изначально для худи другие цвета использовать — горчичный и бирюзовый. Но решили для простоты продублировать цвета с футболок. Потому что графит и молочный — это очень универсальная история, вне зависимости от пола. А пыльная роза красива сама по себе, да и ко всему подходит.

Женя Климова

управляющая «Karma Ареда»

Стоимость одной лишь ткани для футболки составила 600 рублей. С учётом работы и вышивки — 1 100 рублей. У худи же конечная себестоимость и вовсе составила 2 900 рублей. Правда, удалось получить скидку до 2 400 рублей. «Просто с помощью разговоров получилось договориться. Для нас рубеж в 2 500 рублей был психологическим барьером, который очень не хотелось преодолевать. К счастью, пошли навстречу к нам», — говорит девушка.

Общий объём заказа составил 106 худи и 150 футболок. И у «Кармы» остался запас ткани на ещё одну примерно такую же по объёмам партию. Общая затраченная сумма — в районе 450 000 рублей. Ещё около 60 000 рублей ушло на изготовление ремешков, акриловых брелоков и наклеек. Для ремешков использовали макет, который остался со второго дропа мерча, только поменяли цвета. А дизайн для брелоков и наклеек отрисовала бариста Геля из «Karma Ареда». «Я заметила, что она классно рисует на стаканчиках, в которых отдавались напитки гостям, и предложила ей создать дизайн для мерча», — вспоминает Женя. Брелоки, ремешки и наклейки изготовили в одной из местных типографий, в которой «Карма» заказывает пакеты, афиши, стаканчики. Себестоимость одного ремешка — 110 рублей.

Karma планирует (на момент подготовки статьи — прим. SCAPP) продавать худи за 4 500 рублей, футболки за 2 200 рублей, ремешки по 400 рублей, а наклейки и брелоки по 150 рублей. Продаваться мерч будет во всех заведениях проекта «Карма».

Нам бы просто отбить свои вложения. Большинство того, что мы делаем — оно не про выгоду. Невозможно строить бизнес, основываясь только на том, что ты будешь получать доход. Тогда не было бы йоги от «Кармы», мы бы не устраивали диджей-сеты и вечеринки, не проводили маркеты. Мерч из той же истории. К тому же надо трезво понимать: ты можешь купить худи за 5 000 рублей и выше от какого-нибудь 12 STOREEZ, но ты вряд ли купишь худи за 5 000 рублей от «Кармы». Только если ты не настроен изначально очень лояльно к бренду. В том числе и поэтому мы делаем совсем небольшую наценку.

Женя Климова

управляющая «Karma Ареда»

БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС «КАК ДЕЛАТЬ МЕРЧ»

В этом курсе рассказывают о том, как бренды придумывают и создают мерч: от классических футболок с принтом до необычных объектов вроде разрисованного огнетушителя или виниловой пластинки. Вы узнаете, как придумать классную идею и воплотить её в жизнь, сделать мерч в коллаборации с другим брендом и повысить с его помощью лояльность клиентов и сотрудников.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»

БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС «КАК ДЕЛАТЬ МЕРЧ»

В этом курсе рассказывают о том, как бренды придумывают и создают мерч: от классических футболок с принтом до необычных объектов вроде разрисованного огнетушителя или виниловой пластинки. Вы узнаете, как придумать классную идею и воплотить её в жизнь, сделать мерч в коллаборации с другим брендом и повысить с его помощью лояльность клиентов и сотрудников.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»