Местное МЧС любит раскидываться сообщениями следующего содержания: «На участке Магри — Весёлое имеется опасность формирования смерчей над морем». В этих эсэмэсках всегда таятся и опасность, и интрига. Туристы лихорадочно гуглят, что это за участок такой, и, выяснив, не менее лихорадочно вспоминают, куда делся чемодан. Местные, особенно из циников, протирают камеру мобильных телефонов. Кто ни разу не снял смерч, попивая сок у себя на балконе на условной Бытхе, тот просто транжирит право называться сочинцем.
Как бы ни хотелось найти в корне слова смерчь смерть, это не так. Смерч — это от древнерусского «облако», «чёрная туча». Смерч по этому признаку роднится со словами мрак, сумрак. С течением времени за смерчем закрепилось понятие водяной бури. Для сухопутных вихрей, как правило, используют испанское слово торнадо.
Физика смерчей толком не изучена, ибо дело это опасное. Но общие принципы образования понятны. Для рецепта смерча над Чёрным морем понадобятся: жаркая погода, стоявшая несколько дней, затем мощное кучево-дождевое облако над морем, т. н. материнское облако. Как правило, смерч — летнее и осеннее явление. Первые смерчи наблюдаются в конце июня, последние — в октябре; в прошлом году последний смерч был зафиксирован аж 4 ноября. За прошедший год (июль 2022 — июль 2023) в Сочи 20 дней были смерчеопасными, количество смерчей зафиксировать сложнее, поскольку они проходят узкой полосой и метеостанции зачастую пропускают их.
Внутри подобного облака развиваются мощные движения воздуха, имеющие восходящие и нисходящие направления. В определённый момент из облака выпадает вихрь, имеющий форму хобота. Внутри хобота область низкого давления, в результате чего «пылесосом» в облако начинает закачиваться морская вода, вперемешку с песком и камнями, если смерч упал рядом с берегом. Зафиксированы случаи попадания в воронку смерча рыбы, чаек, дельфинов. Скорость потока воздуха может достигать 30 м/с. Из одного облака может выпасть несколько хоботов.
Смерч — кратковременное явление. Обычно в Восточном Причерноморье смерч живёт несколько минут, реже до получаса. Размеры его, как и самого облака, невелики. Высота составляет от 200 метров до 1 км, диаметр — от 10 до 30 метров.
Считается, что воронку хорошо видно из-за воды, которая устремляется вверх. Сухопутные вихри, развивающиеся над твёрдой почвой и не забирающие грунт или пыль, могут вообще быть невидимыми. Вихри имеют разную форму, но, как правило, смерчи над Сочи формируются в колонну. Колонна не всегда строго вертикальная, зачастую можно наблюдать, как колонна истончается и перетекает в извивающуюся верёвку, а иногда в наклонный или дугообразный хобот. Материнское облако при этом неоднородное, с высокой турбулентностью, зачастую в нём да и в самом хоботе проскальзывают молнии.
Как правило, смерч стремится выйти на сушу, это редко ему удаётся, но если это происходит, из-за низкого давления в центре он фактически взрывает все полые предметы и объекты. Известен факт, что птицы после попадания в воронку смерча оказываются общипанными, поскольку перьевые сумки, содержащие в себе воздушные мешочки, начинают взрываться.
В нижней части ствола скорость вращения выше, чем в верхней. Поэтому при выходе смерча на сушу предметы, которые резко взмывают вверх, через некоторое время выбрасываются из колонны смерча и падают обратно. Обычно страдают шифер, другая кровля, ветви и прочее: взлетают предметы, не превышающие нескольких килограммов. Нужно понимать, что дошедший до суши смерч уже не в своей стихии, он на излёте, хотя это не повод делать на его фоне селфи.
Гораздо более разрушительными являются закономерные последствия смерча в виде залпового ливня. Кучевое облако само по себе содержит массу влаги, сюда же добавляется вода, поднятая из моря. И если сам хобот может никуда не двигаться, то его материнское облако рано или поздно окажется над сушей и закончит своё существование сильными осадками. В большинстве случаев такие залповые ливни – прибрежное явление, поэтому до той же Красной Поляны они доходят в разы реже. Материнское облако тяжёлое и низкое, при этом его размеры редко превышают несколько сотен метров, отсюда точечный характер осадков. В глубину суши облако попадает по долинам рек, но если встречается серьёзное препятствие в виде параллельного берегу хребта, ливни выпадают на его склоны. Поэтому часты затопления на южных склонах Ахунского хребта: только в этом году утонул значительный участок улицы Ручей Видный, в очередной раз утонула Мацеста. Надо понимать, что постсмерчевые ливни по объёму превышают месячные нормы осадков (70—100 миллиметров за один-два часа, это столько же, сколько выпадает в Москве за самый дождливый месяц июнь), а выпадают они точечно, на одну-две улицы.
Страдают в первую очередь микрорайоны и улицы, расположенные у подножья крутых горных хребтов, в поймах некрупных рек. Чем больше поверхности закатано в бетон, тем выше вероятность, что возникнут подтопления и резкие подъёмы ручьёв. Просто потому, что вода не уходит в грунт, а скатывается по асфальту/бетону. Стоит опасаться жителям тех районов, в пойме рек которых находятся массивные сельскохозяйственные угодья, особенно чайные плантации (Мацеста, Хоста, Херота). Когда на склонах холмов убирают лес, который благодаря корневой системе является естественным сдерживающим фактором для скорости схода водного потока, стоит ждать подтоплений и резкого поднятия уровня рек. Самым опасным занятием считается попытка остаться в пойме ущелий и каньонов. МЧС недаром упражняется в рассылке типовых сообщений про подъёмы уровня в реках. Это действительно опасно, поэтому если залповый ливень застаёт человека в ущелье, надо искать убежище на естественных террасах и берегах рек на высоте не менее 3 метров над доливневым уровнем речной воды. Ну и звонить по номерам 101, 112. Ни в коем случае не стоит пытаться переждать ливень в машине, если та припаркована в русле реки или тем более в устье. Высока вероятность, что машину унесёт в море вместе с пассажирами. Наученные горьким опытом местные жители переставляют машины на вершины хребтов.
Смерч и его последствия в виде обильных осадков — естественное явление. Оно случалось на сочинском побережье и сотни лет назад, и через сотни лет поймы рек будет так же затапливать. Это издержки влажных субтропиков, раскинутых на склонах гор. Это наша кара за то, что мы живём в лучшем месте страны. Главное — суметь переждать и пережить смерч.