SCAPP — урбанистический. Чуть-чуть. Так было всегда. Архитектура, современная и историческая, устройство города — то, что нас привлекает и интересует. Поэтому в последние годы мы находимся в постоянном сотрудничестве с Натальей Захаровой, архитектором, председателем сочинской городской организации Союза архитекторов России. Мы поддерживали её проекты, подключали в качестве эксперта для некоторых статей. Что ж, пора переходить на следующий уровень. Мы запустили спецпроект, в котором Наталья Захарова рассказывает о зданиях, которые потерял Сочи. Во второй части: Дача Хлудова, здание Общественного собрания, кинотеатр «Кубань» и ещё несколько историй.
Дача Хлудова
В конце XIX века большая часть земель на правом берегу реки Сочи принадлежала известному московскому коммерсанту, купцу 1-й гильдии Василию Алексеевичу Хлудову. Много средств и надежд вложил в эту землю хозяин, пытаясь выращивать пшеницу, табак и виноград. Каждая из этих затей оборачивалась в итоге крахом, но в память потомкам остались гора Виноградная с одноимённой улицей, Хлудовский ручей и парк «Ривьера». Была ещё и дача, построенная в 1886 году на возвышенном месте прибрежной части имения, от которой лучами разбегались несколько аллей с экзотическими растениями, составившими основу будущего общественного парка.
Архитектура дачи была эклектична и соответствовала псевдорусскому течению, транслирующему «нарышкинский» стиль конца XVII века. Долгое время считалось, что автором дачи был крупнейший мастер стиля модерн в Москве Лев Николаевич Кекушев. Однако его эклектичный стиль наследовал традиции итальянского ренессанса и французского барокко. А вот Главный архитектор Московского купеческого общества Александр Степанович Каминский работал в историзме псевдорусского направления, часто использовал в своих работах декор, перенятый из построек «нарышкинского» стиля древней Москвы. Ему, скорее всего, и принадлежит авторство проекта дачи Хлудова.
Коммерческие неудачи заставили Василия Алексеевича продать обширное имение обратно «в казну», после чего, в 1909 году дача перешла во владение жены губернского секретаря Золиной Марьи Фёдоровны. После революции помещения использовались под общественные нужды: в разные годы в нём размещалось Сочинское курортное управление, Курортная поликлиника № 2, в годы войны — штаб истребительного батальона. Во второй половине XX века здание дачи было присоединено к санаторию «Кавказская Ривьера», в 1990-е годы вместе с ним приватизировано и куплено концерном Брынцалова.
Более 10 лет заброшенности не прошло даром для дачи. Здание обветшало и остро нуждалось в проведении ремонтно-реставрационных работ. Несмотря на имеющийся проект реставрации, в ноябре 2009 года развалины дачи Хлудова, которые ещё можно было восстановить, были всё же снесены под предлогом воссоздания в новых конструкциях. Появившееся на этом месте сооружение является жалкой пародией на утраченный памятник и свидетельствует о безмерной жадности и безвкусице своего владельца.
Общественное собрание
В начале ХХ века общественная жизнь всё чаще выходила за пределы светских гостиных, и во многих городах стали появляться общественные клубы. В них горожане имели возможность «проводить свободное время с удобством, приятностью и пользой». Эти организации наряду с термином «клуб» принято было именовать «собраниями».
Первый Общественный клуб в Сочи размещался в здании переселенческой гостиницы на Подгорной улице (ныне Курортный проспект). Но уже к 1910 году возводится здание Городского собрания по специальному проекту архитектора А. Я. Буткина на участке Ольги Васильевны Верещагиной на Московской улице (ныне ул. Орджоникидзе). По воспоминаниям К. А. Гордона, в здании был «театральный зал с хорошей сценой, весьма приличный ресторан, бильярдная и читальня». Именно в это здание был переведён краеведческий музей из дома Е. П. Майковой в 1936 году. Здание Общественного собрания было снесено перед строительством нового комплекса санатория «Черноморье» в конце 1990-х годов.
Гостиница «Пассаж»
Долгое время самой большой гостиницей «нижнего» города, где обитала в то время большая часть населения Сочи, была гостиница «Пассаж» на Мещанской улице (ныне ул. Кооперативная) Пелагеи Васильевны Васильевой.
Здание гостиницы было построено в стиле модерн, хотя довольно лаконично по форме, что характерно для рационального направления стиля. Орнамент и отдельные элементы здания в полной мере соответствуют авторскому стилю сочинского архитектора Алексея Яковлевича Буткина. Первоначально гостиница «Пассаж» имела плоскую эксплуатируемую кровлю, а на первом этаже располагались различные магазины.
Именно в здании гостиницы «Пассаж», на втором этаже расположился Революционный комитет, который вступил в управление Сочи и округом 2 мая 1920 года. Ревком состоял из трёх человек: Москвичёва, Ковловцева и Демьяненко.
Здание гостиницы просуществовало до середины 1970-х годов, когда партийное руководство вдруг решило, что «современный социалистический курорт» не должен иметь хаотичную, преимущественно одноэтажную дореволюционную застройку в центре города. Так напротив морского вокзала появился Кооперативный сквер.
Кинотеатр «Кубань»
После удачной реконструкции кинотеатра «Спутник», превратившей безликий типовой кинотеатр в сверкающий кристалл, украсивший город, Евгений Александрович Сердюков разработал ещё несколько проектов кинотеатров. Среди них и кинотеатр «Кубань» на 540 мест на ул. Воровского. Особенностью его было то, что здание удачно вписывалось в существующую уличную застройку. Кинотеатр настолько понравился сочинцам, что его решили превратить в типовой проект, и аналогичные здания построили на улице Донской — кинотеатр «Юбилейный», в Адлере — «Комсомолец», в Лазаревском — «Восход». Последние два существуют до сих пор.
Кинотеатру «Кубань» не повезло. В кризисные 1990-е в нём размещался боулинг-клуб «Бомбардир». В отличие от кинотеатра «Спутник», его снос прошёл незаметно в 2007 году. Сейчас на его месте высотка с торговым центром в нижних этажах.
Железнодорожный вокзал Новая Мацеста
18 апреля 1927 г. началось движение поездов на Мацесту. Ходили 4 пары поездов «Сочи — Мацеста» и 3 пары «Хоста — Мацеста». На ветке длиной 4 км вглубь долины реки Мацеста было всего две станции: Новая Мацеста и Старая Мацеста. Первоначально на них были сооружены небольшие павильончики. Но где-то в середине 1930-х годов на станции Новая Мацеста строится вокзал, запечатлённый на многих открытках. Появление красивого здания вокзала именно на этой станции, а не в конце, обусловлено расположением по соседству дачи Сталина, который передвигался по стране только на поездах.
Вокзал станции Новая Мацеста — это одноэтажное здание шириной 3–4 метра, состоящее из трёх строений: центрального и боковых (левого/правого), объединённых в единое целое крытой галереей с местами комфортного ожидания, киосками и буфетом. Здание в плане вытянуто вдоль путей, главный выход с вокзала размещён напротив главного входа в ванны. Архитектура вокзала стилистически лежит на стыке вытравливаемого уже конструктивизма и возвращающихся классических традиций. Всё больше исследователей архитектуры ХХ века определяют этот стиль как региональное ар-деко.
После войны многие санатории стали обзаводиться собственными автобусами и самостоятельно доставлять своих гостей на Мацесту. Пассажиропоток на железной дороге стал меньше, её рентабельность снизилась. Железнодорожное сообщение со Старой Мацестой прекратилось во второй половине 1950-х, когда реку Мацесту брали в бетонные берега. Железнодорожная ветка между Новой и Старой Мацестой была демонтирована и новые набережные возводились уже без её учёта. С прекращением перевозок пассажиров по мацестинской ветке отпала и надобность в вокзале Новая Мацеста. В 1960-е годы он был снесён.
Санаторий «Лазурный берег» (или «Новая Ривьера»)
Бытует расхожее мнение, что в период большой реконструкции курорта Сочи-Мацеста в 1930-х гг. новый город почти с нуля построен в неоклассическом, так называемом «сталинском» стиле. Но это не совсем так.
Первые советские здравницы начали строить уже в конце 1920-х, тогда как Генплан, провозгласивший основные принципы реконструкции курорта, был принят только в 1933 году. А если добавить ещё и удалённость от столицы и большие сроки подготовительных работ по расчистке территории и строительству крупных санаторных комплексов, то неудивительно, что в Сочи немало санаториев построено в стиле конструктивизма и постконструктивизма. Хотя часть из них и была по возможности максимально приближена в отделке к новым веяниям в архитектуре.
Одним из комплексов, построенных в стиле постконструктивизма, был санаторий Наркомата водного транспорта. В 1933-35 гг. в устье реки Сочи по проекту архитектора Б. В. Ефимовича возвели вытянутый вдоль моря четырёхэтажный жилой корпус, переходящий в семиэтажный объём, и круглый двухэтажный корпус столовой, соединённые по второму этажу остеклённым переходом. В 1947 году санаторий получил название «Новая Ривьера». В 1956 году комплекс был переименован в «Лазурный берег», а позже вошёл в состав санатория «Кавказская Ривьера». Долгое время являлся частью «морского фасада» Сочи, пока в 2003 году целенаправленным взрывом не был снесён спальный корпус, столовая была разобрана позднее.