Арт во крипте

Художественный критик Джерри Сальтц в твиттере спросил, что такое NFT. Художник Марио Клингеман ему ответил: «Давай я тебе объясню». Клингеман заскринил два твита, выложил их на Rarible и назвал работу «This is an NFT, Jerry». Скриншот уже хотят перекупить за один эфир (обменная единица Ethereum — платформы для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна — прим. редакции).

Так что такое NFT? NFT — not-fungible token (на русский можно перевести как «невзаимозаменяемый токен») часть блокчейна, в которой записана информация о конкретной транзакции. Блокчейн — цепочка таких транзакций. Во время пандемии этот новый вид криптоактивов вырос в четыре раза, а сумма транзакций превысила двести пятьдесят миллионов долларов. NFT можно использовать для продажи чего угодно, но особенно популярны невзаимозаменяемые токены стали в крипто-арте. Так цифровой коллаж Beeple «Everydays: The First 5000 Days» был продан на аукционе Christie’s за 69,3 млн долларов. Работу Бэнкси «Morons» («Дебилы») также превратили в криптоискусство. Блокчейн-фирма Injective Protocol выкупила её за 95 000 долларов, оцифровала, а затем сожгла физическую копию, записав процесс на видео. Даже наш родной Покрас Лампас смог освоить крипто мир, став одним из первых российских художников, который продал свою работу «Transition» за скромные 28 000 долларов.

Если вы думаете, что, продавать свои работы за NFT могут только именитые и медийные личности, что ж, это статья для вас. Поговорили с тремя NFT художниками из Сочи и разобрались в дальнейшей судьбе NFT рынка с блокчейн специалистом Денисом Рябикиным.

Денис Рябикин
Блокчейн специалист

Часто NFT приравнивают к мыльному пузырю, вре́менному помешательству на желание быстрой наживы. И всё действительно начиналось именно с искусственного надувания пузыря. Сейчас в этот пузырь зашли огромные бренды и игроки. Поэтому вероятность его полного сдувания есть, но она всё меньше с каждым днём. Рынок перестроится. Авантюра с пузырём сработала. Все присоединились. Новый рынок создан. Чем он будет через год неизвестно. Он даже может поменять название с NFT на какое-то другое. С технической точки зрения первые NFT появились ещё в 2014 году, но назывались они Криптокотята, потом в 2017 проект Криптокотят называли свои токены Коллектиблс, а сейчас вот NFT. Но как в 2014, так и в 2022 году это одни и те же неде
лимые токены. Причём созданные в 2017 году токены, которые были ещё тогда выложены на крупнейший маркетплейс Opensea до сих пор там находятся, и созданные в 2022 не имеют никаких технических различий. Точнее минимальные.
Но и как и любого рынка здесь есть свои минусы. Мошенничество, нарушение авторских прав, плюс отсутствие регуляции. Огромное количество случаев, когда техническими средствами перехватывают доступы к кошелькам, выдают свои работы за чужие и т. д.

Так или иначе, данная технология имеет сильную основу для развития, но я не уверен, что это развитие будет в сторону картинок и анимации. Уже сейчас хайп на обычные картинки практически сходит на нет, на мой взгляд. Отдельно набирают популярность работы, которые понравились знаменитостям и которые они купили. Пример художницы, чьи работы купила мама Виталика Бутерина.

Для тех, кто хочет понять этот рынок я бы всё-таки посоветовал одну книжку. Она называется «How to NFT» от крупной биржи CoinGecko. Это не книга с теориями, а практическое пошаговое пособие с картинками как всё работает, а также примерами, как создать и продать свою работу. Смотрите YouTube, читайте статьи и наблюдайте за теми кто уже на рынке.

Игорь Диденко
tg @visualigor

Об NFT я услышал летом 2021 года, но не знал, что это, для чего это нужно и как этим пользоваться. Позже, листая ленту одной социальной сети, наткнулся на работы одного зарубежного художника, увидел, что он продвигает свои работы в NFT сфере и понял, что пора изучать вопрос. Один мой знакомый, который работает с криптой достаточно давно, на простом примере объяснил про систему блокчейн и про NFT. Это помогло мне быстрее разобраться, что к чему. Позже он предложил мне поучаствовать в создании NFT. Это были короткие видео с хайлайтами турнира AMC Fight Night 105. Нужно было из большого количества исходного материала, отбирать лучшие моменты и монтировать в небольшие видео. После того как все видео были готовы, мы разместили их на NFT площадке Binance и успешно продали за короткий срок.

Для меня, как для простого творческого человека, NFT стало мотивацией развиваться пробовать что-то новое. И хотя моей основной деятельностью является видеосъёмка, с приходом NFT в мою жизнь, я решил постепенно менять направление. На данный момент меня привлекает создание 3D артов. Я делюсь своими работами в соцсетях, а также размещаю на платформах OpenSea и Foundation. Работы можно продавать как за фиксированную стоимость или устроить аукцион. Для начинающих художников подойдут оба варианта. На начальном этапе не вижу принципиальной разницы. Я убеждён, что человек, который целенаправленно приходит в искусство исключительно с целью заработка обречён на неудачу. У этого человека нет цели создать что-то новое, реализовать свои идеи. Этот человек думает лишь о деньгах. Это разрушает искусство.

Игорь Диденко
tg @visualigor

Об NFT я услышал летом 2021 года, но не знал, что это, для чего это нужно и как этим пользоваться. Позже, листая ленту одной социальной сети, наткнулся на работы одного зарубежного художника, увидел, что он продвигает свои работы в NFT сфере и понял, что пора изучать вопрос. Один мой знакомый, который работает с криптой достаточно давно, на простом примере объяснил про систему блокчейн и про NFT. Это помогло мне быстрее разобраться, что к чему. Позже он предложил мне поучаствовать в создании NFT. Это были короткие видео с хайлайтами турнира AMC Fight Night 105. Нужно было из большого количества исходного материала, отбирать лучшие моменты и монтировать в небольшие видео. После того как все видео были готовы, мы разместили их на NFT площадке Binance и успешно продали за короткий срок.

Для меня, как для простого творческого человека, NFT стало мотивацией развиваться пробовать что-то новое. И хотя моей основной деятельностью является видеосъёмка, с приходом NFT в мою жизнь, я решил постепенно менять направление. На данный момент меня привлекает создание 3D артов. Я делюсь своими работами в соцсетях, а также размещаю на платформах OpenSea и Foundation. Работы можно продавать как за фиксированную стоимость или устроить аукцион. Для начинающих художников подойдут оба варианта. На начальном этапе не вижу принципиальной разницы. Я убеждён, что человек, который целенаправленно приходит в искусство исключительно с целью заработка обречён на неудачу. У этого человека нет цели создать что-то новое, реализовать свои идеи. Этот человек думает лишь о деньгах. Это разрушает искусство.

YANA EVSON
tg @yanaevson

Начнём с того, что я Муза. Муза не выбирает стиль, она творит так, как она хочет и что хочет. Как стихия эфира, он везде, но чтобы почувствовать, заметить, соприкоснуться, взаимодействовать нужно иметь силу и внимание. Каждая моя картина — это артефакт. Каждый артефакт обладает силой. Поэтому мои работы разнообразны по визуалу. Но суть одна, моё искусство — это крик души новой эры. А новая эра уже началась. NFT это целая вселенная. И в данном случае не важно медийная ты личность или нет. Всё зависит от самого́ художника. Ведь всё, что человека окружает — это плоды его действий и мышления. Человек сам причина своих обстоятельств в его жизни. Понятно, что есть определённые алгоритмы, но действуя по одним и тем же алгоритмам ждать какого-то глобального роста и успеха смысла нет. И то, что сработало у одного, возможно, не сработает у другого. Однозначно надо больше внимания уделять себе. Убрать ворох мыслей из головы, которые мешают. Как можно творить, делать что-либо в стрессе? Успокоиться. Ответить на вопросы: «Чего я хочу? Какой доход я хочу? А как я могу это сделать?». Гуглишь, ищешь спецов, коммуницируешь с людьми. Вдохновляешься. Мои работы в продаже онлайн и офлайн. Я не задаю себе ограничений. Я выбираю расширение. При этом мне нравится настроение конфиденциальной популярности. Это как вступление в моё тайное общество. Получил мой артефакт — стал членом тайного общества.

YANA EVSON
tg @yanaevson

Начнём с того, что я Муза. Муза не выбирает стиль, она творит так, как она хочет и что хочет. Как стихия эфира, он везде, но чтобы почувствовать, заметить, соприкоснуться, взаимодействовать нужно иметь силу и внимание. Каждая моя картина — это артефакт. Каждый артефакт обладает силой. Поэтому мои работы разнообразны по визуалу. Но суть одна, моё искусство — это крик души новой эры. А новая эра уже началась. NFT это целая вселенная. И в данном случае не важно медийная ты личность или нет. Всё зависит от самого́ художника. Ведь всё, что человека окружает — это плоды его действий и мышления. Человек сам причина своих обстоятельств в его жизни. Понятно, что есть определённые алгоритмы, но действуя по одним и тем же алгоритмам ждать какого-то глобального роста и успеха смысла нет. И то, что сработало у одного, возможно, не сработает у другого. Однозначно надо больше внимания уделять себе. Убрать ворох мыслей из головы, которые мешают. Как можно творить, делать что-либо в стрессе? Успокоиться. Ответить на вопросы: «Чего я хочу? Какой доход я хочу? А как я могу это сделать?». Гуглишь, ищешь спецов, коммуницируешь с людьми. Вдохновляешься. Мои работы в продаже онлайн и офлайн. Я не задаю себе ограничений. Я выбираю расширение. При этом мне нравится настроение конфиденциальной популярности. Это как вступление в моё тайное общество. Получил мой артефакт — стал членом тайного общества.

Анна Ли
tg @contentmarktng

В моих работах основное направление — это человеческие эмоции, истории. То, о чём бывает сложно говорить, я об этом рисую. Зачастую это мои личные эмоции, но иногда это истории других людей, которые меня тронули и вдохновили.

Моё знакомство с NFT началось, как у многих, наверное, с истории художника Beeple и его работы, которая «выстрелила» весной. Но зашла на площадку я только в середине ноября: зарегистрировалась в твиттере и на маркетплейсах, начала изучать все инструменты, знакомиться с зарубежными и русскими NFT художниками и коллекционерами. В начале декабря состоялся мой первый аукцион, и была продана первая работа за 0.25 Eth, на тот период по курсу это вышло 70.000 рублей. Начальная цена работы зависит от площадки, на которой ты выставляешься, от твоего уровня репутации в NFT сообществе, от медийности и сама работа тут занимает, пожалуй, чуть ли не последнее место.

Анна Ли
tg @contentmarktng

В моих работах основное направление — это человеческие эмоции, истории. То, о чём бывает сложно говорить, я об этом рисую. Зачастую это мои личные эмоции, но иногда это истории других людей, которые меня тронули и вдохновили.

Моё знакомство с NFT началось, как у многих, наверное, с истории художника Beeple и его работы, которая «выстрелила» весной. Но зашла на площадку я только в середине ноября: зарегистрировалась в твиттере и на маркетплейсах, начала изучать все инструменты, знакомиться с зарубежными и русскими NFT художниками и коллекционерами. В начале декабря состоялся мой первый аукцион, и была продана первая работа за 0.25 Eth, на тот период по курсу это вышло 70.000 рублей. Начальная цена работы зависит от площадки, на которой ты выставляешься, от твоего уровня репутации в NFT сообществе, от медийности и сама работа тут занимает, пожалуй, чуть ли не последнее место.

Я размещаюсь на Foundation и Opensea, они самые популярные среди всех и имеют комфортные условия для размещения работ. Ещё можно попасть в виртуальную галерею коллекционера. Это повышает узнаваемость среди аудитории самого коллекционера и, соответственно, повышает репутацию в NFT сообществе за счёт того, что коллекционер выбрал твою работу для своей галереи. Для артиста это очень круто. Мне было максимально приятно посетить галерею моего коллекционера и увидеть свою работу среди множества других классных работ. Чувствуешь себя частью будущего, о котором многие с непониманием говорят.