Позиционируя себя как главный курорт России, Сочи старается соответствовать образу: рьяно следит за безопасностью на городских пляжах (это мы шутим, конечно) и во дворах, заботится о внешнем виде набережной и здоровье туристов, эвакуирует животных с улиц и, что интересно, думает о развитии яхтинга. Так, например, на международном форуме «Сочи-2016» мы увидим проект строительства нескольких новых марин в городе-курорте в рамках концепции развития яхт-движения на Черноморском побережье. Партнер новой рубрики — компания ATLASYCO — уверяет, что такими темпами Черноморское побережье станет главной точкой яхтенного туризма страны, и составит достойную альтернативу Лазурному берегу Франции.
А пока новые марины только в планах, SCAPP расскажет о трех действующих стоянках для яхт и катеров в Сочи.
Яхт-клуб «Сочи»
Недалеко от центра Сочи располагается самая первая городская марина. Яхт-клуб «Сочи» был введен в строй к московской Олимпиаде 1980 года: здесь создали центр подготовки яхтсменов, который долгие годы выбирали спортсмены в качестве отличной тренировочной площадки в зимнее время. Сейчас марина используется преимущественно для стоянки яхт и катеров и проведения многочисленных регат.
Благодаря тому, что яхтенный порт укрыт бетонными Южным и Северным молом (высота 5,8 метра), стоянка яхт способна выдержать шторм с высотой волны до 5 баллов. В остальном здесь можно найти стандартный набор услуг для владельцев яхт: ремонтно-сервисный центр, бункеровочный пункт, парусная школа, зимняя стоянка, круглосуточная охрана, судоподъемный кран (грузоподъемность — 8,5 тонн), эллинги и слип (специальный настил для спуска и подъема яхт и катеров).
«Сочи Гранд Марина»
«Сочи Гранд Марина» построена в 2013 году компанией «Совкомфлот» в рамках развития береговой зоны морского порта Сочи. Проект реализовывали как российские, так и зарубежные специалисты: Mourjan Marinas IGY, Marinetek Finland OY, SF Marina Group Sweden, ООО «Югморстрой-Т». В ходе реконструкции морского порта Сочи был обустроен Северный мол, проработана гидротехническая защита и возведен новый пассажирский терминал. В итоге максимально спокойная марина (акватория полностью защищена от шторма) стала первой стоянкой в России класса «премиум».
Сейчас одна из самых современных стоянок на всем Черноморском побережье располагает: собственной топливной заправкой, круглосуточным консьерж-сервисом, системой видеонаблюдения и доступа на причалы по персональным картам, Wi-Fi, водо- и электроснабжением и сервисной зоной с возможностью судоподъема и стоянки на берегу. А еще сюда заплывают 3 кита белухи, которые время от времени дают себя погладить.
На данный момент «Сочи Гранд Марина» способна принять до 290 яхт (в том числе — 10 мегаяхт размером до 140 метров). При этом до 2020 года стояночную мощность планируют увеличить до 360 яхто-мест.
Порт «Имеретинский»
Как и «Сочи Гранд Марина», порт «Имеретинский» подгонялся под Олимпиаду, только изначально с уклоном на грузовой порт, который должен был составить конкуренцию железнодорожным перевозкам. Для этих целей компания «Базовый элемент» инвестировала в проект более 6 млрд рублей. В постолимпийский период порт, согласно плану, начали перепрофилировать в яхтенную марину. 15 июля 2014 года в порту заработала яхтенная стоянка (42 места).
Спустя год (15 июня 2016 года) «Имеретинский» совершил второй этап обновления: в порту установили три плавучих понтона на 50 яхт, доведя общее количество стояночных мест до 192 (с учетом зоны сухого хранения). В дальнейшем яхтенную марину планируют расширить до 760 стояночных мест, что может сделать порт «Имеретинский» крупнейшим игроком на Черноморском побережье.
По инфраструктуре «Имеретинский» не отстает от «Гранд Марины»: ремонтно-сервисный центр, водо- и электроснабжение, Wi-Fi, собственная парковка, видеонаблюдение, специальные программы для приема мегаяхт, спуск и подъем судов до 150 тонн.
Во время Олимпийских игр в порту останавливались круизные лайнеры, которые использовались в качестве плавучих гостиниц, а во время «Формулы-1» 2015 года, «Имеретинский» принял сразу 5 мегаяхт, обслуживающиеся по специальной программе (как именно, можно прочитать на The Village).