Капитолий, превращенный в гигантскую арену с бесчисленным множеством ловушек, становится последним оплотом президента Сноу (Дональд Сазерленд). Все оставшиеся Дистрикты освобождены, а армия Повстанцев набирает мощь. Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс), вопреки всем приказам президента Койн (Джулианна Мур), пробирается в столицу с небольшим отрядом Победителей Игр. Помимо съемки пропагандистских роликов, Китнисс намерена пробраться к дворцу и убить президента Сноу, окончив тем самым затянувшуюся войну.
Несколько лет назад «Голодные игры» стали первой ласточкой, сойкой, если хотите, жанра подростковой антиутопии. Уже после были «Дивергенты», «Бегущие в лабиринте» и прочий, уж простите, шлак. Именно к «Голодным играм» отношение особое — это было непривычно (для жанра/тематики) жестоко, ярко и очень качественно. Проект цеплял с первого трейлера, что стало образцом того, как надо закручивать интригу, подавать напряжение еще до выхода картины. Да и чего сравнивать, когда у одних Шейлин Вудли с оплывшими боками, а в «Играх» оскароносная Лоуренс.
Разочаровавшая год назад первая часть «Сойки» воспринялась спокойно. Причиной легкого провала были не режиссер с первоисточником, а жадность Lionsgate, что максимально растянули эпопею, порубив последнюю книгу надвое. Часть первую восприняли, как необходимый пролог: акценты расставлены, ружья заряжены. Получилось ли реализовать весь потенциал? Отчасти.
Произведения Сьюзен Коллинз неожиданно мрачны и достаточно глубоки. Когда прочие ее соратники-конкуренты размышляют, разве что, о подростковом эгоцентризме, Коллинз режет об основах революции, о замкнутости борьбы. «Голодные игры», при обилии фан-контента, существуют на стыке жанров, что в разы усложняет жизнь Френсису Лоуренсу (режиссер картины).
Как блокбастер «Сойка» действительно хороша. В ленте много драйва, события развиваются динамично, темп и напряжение выверены идеально. Еще в первой части «Сойки» наметился тренд на общую стилистику картины: единая цветовая гамма, впечатляющая операторская работа, постановка диалогов. Во второй части все это увеличивается в несколько раз, а некоторые сцены можно назвать чуть ли не выдающимися. Китнисс с луком и стрелами выглядит куда естественнее, чем неумелые ораторские попытки из первой части.
Когда же отряд Китнисс подходит к дворцу Сноу, а действие — к развязке, «Сойка» начинает немного диссонировать. С одной стороны, хочется похлопать режиссеру за предельно точную каноничность: какой соблазн был эту самую развязку упростить, добавить кинематографичности, пойдя навстречу целевой аудитории. С другой же, морально-политическая подоплека так и не вышла целостной, а депрессивно-беспросветные тона из коллинзовского оригинала внезапно посветлели.
Да, Дженифер Лоуренс под самый конец выдаст одну превосходную сцену, попробовав показать всю бессмысленность ее личной борьбы, но этого слишком мало. Добавляет тоски и идиотский любовный треугольник, что вызывает лишь нездоровый смех. От неловких намеков и неуверенности «книжной» Китинисс не осталось ничего. Ну и добивает феерично глупый «гаррипоттеровский» эпилог, превращающий развязку «Сойки» в чуть ли не слащавый хэппи-энд. Мистер Лоуренс, если вы посчитали, что смыслом трилогии было банальное семейное счастье, то это большая ошибка.
Несмотря на все неровности, «Голодные игры» остаются прекрасным образцом того, каким должен быть подростковый, коммерческий хит. А «Сойка-пересмешница» его приятное завершение. Да, можно (и справедливо) сокрушаться по не до конца раскрытому потенциалу, а можно просто насладиться блокбастером категории «А». Очередная эпоха закончилась, трон опустел, как кажется, ненадолго. Король умер. Да здравствует Король!
- Дженнифер Лоуренс
- Стильная картинка, динамичный экшн, прекрасная работа с костюмами и внутрикадровой композицией
- Шикарная сцена с котом
- Для тех, кто не читал оригинал, довольно неожиданная развязка
- Идиотский эпилог
- Глупая и навязчивая любовная линия
- Таки да, не до конца раскрытый потенциал концовки
Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Монитор»