Зальцбург у Чёрного моря: Интервью с Хансом-Йоахимом Фраем


Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Парка науки и искусства «Сириус», рассказал SCAPP о летнем фестивале, влиянии музыки на работу мозга, своём видении развития культуры в Сочи и дал несколько советов тем, кто хотел бы начать разбираться в опере.

— Как вы оказались в Сочи? Каким было ваше первое знакомство с культурой России?

Культура России очень многообразна, что отражает национальное самосознание страны. Кроме того, она активно развивается и находится на очень высоком уровне. А ещё российское музыкальное наследие похоже на немецкое: мы можем назвать много блестящих композиторов из обеих стран. В Германии — Вагнер, Брамс, Бах, Шуберт, Бетховен. В России — Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Глинка, Чайковский.

Но Россия является для меня магнитом не только из-за культуры. Моя семья — я называю её «семьёй Балтийского моря» — тесно связана с этой страной. Мой прапрадедушка был священником в немецкой кирхе в Санкт-Петербурге; моя бабушка родилась в этом городе. После Октябрьской революции им пришлось бежать в Кёнигсберг — родной город моего деда, который стал Калининградом после Второй мировой войны. Так что мои корни связаны с Россией.

 

— Почему вы стали работать в «Сириусе»?

Парк науки и искусства, а также Образовательный центр «Сириус» — это очень важный проект, направленный на развитие образования, науки, спорта и искусства. Здесь мы показываем молодым людям, как достичь мастерства международного уровня в своём призвании. Кроме того, это отличная платформа для того, чтобы презентовать широкой аудитории высочайший уровень культуры с помощью фестивалей, концертов и инфраструктуры парка.

 

 

— Как вы развиваете этот проект?

Идея состоит в том, чтобы превратить парк науки и искусства «Сириус» в общественный центр культуры и образования, в место, где люди смогут познавать что-то новое, посещая концерты классической музыки. В этом году мы запустили летний фестиваль «Музыкальное соцветие». Уже состоялась большая часть концертов, в том числе выступления звёзд классической сцены. Мы выстроили удобную и надёжную систему распространения билетов, начали сотрудничество с билетными операторами, такими как Bil24 и Parter.ru.

С помощью концертов, которые проходят в рамках «Музыкального соцветия», я хочу продемонстрировать разнообразные возможности музыкальных инструментов. В этом и заключается концепция. Мы начали фестиваль с вечера рояля и скрипки, выступали лучшие представители Международного конкурса имени Чайковского. Далее были два вечера дуэтов: дуэт арфы и скрипки, а также арфы и рояля, — мы хотели показать, как именно работает этот инструмент, как он доносит свою музыку. А после того, как у нас выступил знаменитый квартет маримб Wave Quartet, мы предоставили молодым музыкантам возможность поучиться игре на инструменте. Далее планируется погружение в мир народной музыки в виде концерта гусляров «Купина». Таким образом, мы сможем показать разницу между этнической и классической музыкой.

Жители и гости Сочи смогут увидеть выступления знаменитых артистов и коллективов: Юрия Башмета, «Геликон-оперы», балета Бориса Эйфмана. Этим летом в «Сириусе» классическая музыка представлена на самом высоком и престижном уровне. И я очень советую посетить все эти концерты, ведь каждый из них интересен по-своему. В 2018 году мы также планируем организовывать концерты знаменитых музыкантов в рамках небольших фестивалей во время зимних каникул, когда Сочи будет принимать большое количество гостей.

 

— Расскажите о самом сложном вашем проекте.

Пожалуй, это Дрезденский оперный бал. Я начал разработку этого культурного события 13 лет назад, и он стал моим самым масштабным проектом. Две с половиной тысячи гостей, шесть часов прямого включения по ТВ, очень высокий уровень. Я делаю бал каждый год, в 2009-м к нам приезжал Владимир Путин. В моих планах сделать нечто подобное и в России.

 

— В Сочи?

Увидим. В данный момент я уже работаю над подобным проектом для Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это будет великолепный гала-концерт в Большом театре в Москве.

 

 

— Кто ваши самые любимые современные музыканты? Увидим ли мы их в Парке науки и искусства?

На мой взгляд, очень важно развивать современную музыку, потому что иначе она просто умрёт. Мы знакомы с Валерием Гергиевым, Денисом Мацуевым, однажды они сюда приедут. Я общаюсь со многими современными композиторами. По моему мнению, лучший современный композитор на данный момент — Родион Щедрин. Я его знаю лично. Он живёт в Мюнхене, но периодически приезжает в Санкт-Петербург. Большое количество его премьер состоялось в Мариинском театре. Я мечтаю однажды привезти его в Сочи. Также я знаком со многими молодыми русскими композиторами. У них сложная душа, глубокое звучание, и их творчество довольно часто зависит от окружения и обстоятельств, поэтому для них очень важно найти свой стиль и способ преподать свою музыку слушателю. Есть потрясающие американские композиторы, которые вышли из музыки для кино. Они создают классическую музыку, именно такую, которая вам понравится, но привносят туда классные барабаны, как в опере «Мертвец идёт» по одноимённому голливудскому фильму. Европейцы пробуют новые жанры, новое звучание. Их музыка довольно экспериментальна и далека от массовой аудитории.

Для меня культура — это мост к международному искусству и языку, который понятен всем. Сейчас я не говорю по-русски, в дальнейшем обязательно научусь, но, если мы вместе будем слушать музыку, мы оба поймём этот язык. И это очень интересно — собирать примеры современной музыки из разных стран, а потом в один прекрасный день преподнести их слушателю все вместе.

 

— Как вовлечь молодежь в культурные и музыкальные процессы?

Нам необходимо открывать больше таких мест, как «Сириус», где можно научиться разбираться в классической музыке. Это базовые знания, они очень важны. Существует множество научных исследований на тему влияния классической музыки на мозг. У всех нас два полушария — эмоциональное и рациональное, так вот при создании музыки или просто игре на пианино задействованы оба.

В 1965 году в Южной Корее была запущена программа, согласно которой каждый ребёнок должен был уметь играть на музыкальном инструменте. Сейчас это одна из самых богатых стран. Музыка позволяет людям достигать новых вершин: она развивает умственные способности и творческое мышление. Моей дочери 19 лет, как-то она сказала: «Мне нравится классическая музыка, но я хочу петь популярную музыку». Для меня важно, что она занимается музыкой в принципе. Молодые люди должны понимать, что занятия музыкой могут принести им пользу, даже если речь идёт всего лишь о прослушивании.

 

— Вам нравится популярная музыка?

Мне нравятся звёзды прежних лет: Фрэнк Синатра, Фредди Меркьюри, Бобби Макферрин, Барри Уайт. У каждого из них абсолютно уникальный голос. Раза три или четыре я с дочерью ходил на концерты Леди Гаги. Когда популярная музыка сделана качественно и профессионально, у меня это вызывает уважение.

 

— Если ты никогда не слышал оперу, с чего следует начать?

В Германии обычно прослушивание оперы начинают с «Волшебной флейты» Моцарта, но очень важно правильно выбрать постановку. В этом году я ставил её в Большом театре в Минске. Добавил туда эстетики знаменитых фэнтези-фильмов — «Властелина колец» и «Игры престолов». Зрителям это понравилось, в Белоруссии постановка стала очень популярной.

 

— Что вы можете сказать о потенциале города Сочи?

Сочи продолжает стремительно расти. Пять лет назад здесь проживало 350 тысяч человек, сейчас почти в два раза больше. Количество туристов растёт, как россиян, так и иностранцев. Сегодня здесь проходят такие события, как Кубок конфедераций, этап Формулы-1. В следующем году здесь пройдёт чемпионат мира по футболу. Люди восхищаются городом. Это также означает, что его культурный потенциал растёт.

Я хочу развивать Сочи так же, как и Зальцбург — родной город Моцарта. Это очень маленький город в Австрии, в нём всего лишь 150 тысяч жителей, при этом он очень известен своими фестивалями. На мой взгляд, однажды Сочи сможет стать Зальцбургом у Чёрного моря.

 

 

— Взаимодействуете ли вы с другими сочинскими культурными площадками? Как бы вы могли описать ваши отношения с ними?

Для меня очень важно понимание того, что мы не конкуренты. В городе, который так быстро растёт, всем хватит места для развития его культуры. Чем выше будет культурный уровень, тем лучше. У меня был потрясающий опыт работы с Зимним театром, и я несколько раз виделся с его руководителем. В Сочи также расположены замечательный Органный зал, филармония, и моя идея состоит в том, чтобы привлечь эти площадки и проводить там «гастрольные» концерты парка в будущем.

 

— Как вы проводите свободное время в Сочи?

В Сочи очень здорово жить. Он находится на Чёрном море, но в течение получаса вы можете очутиться в горах, в Красной Поляне. Летом я люблю там гулять — в Австрии у нас сложилась традиция летних прогулок. Зимой же я предпочитаю кататься на горных лыжах. А ещё в Сочи много хороших ресторанов.

 

— О чём Вы мечтаете?

Я мечтаю о том, чтобы к 2025 году Сочи стал Зальцбургом у Чёрного моря и чтобы в ставший знаменитым Парк науки и искусства «Сириус» приезжали профессионалы со всей России и мира, и все знали о таком месте, где культура и наука развиваются и представлены на самом высоком уровне.

 

Сочи, Олимпийский пр., 1,
здание бывшего Главного медиацентра
+7 (862) 233 69 23
+7 (862) 238 67 77