27 октября в Российском Международном Олимпийском Университете начнется трехдневный форум, посвященный урбанистике — науке о городах и их свойствах. Урбанистический форум — второе после SCAPP Sochi Fest мероприятие команды SCAPP.ru, которое на этот раз мы делаем совместно с администрацией города.
Форум станет площадкой, где представители власти, бизнеса и общества обсудят проблемы формирования качественной среды и вместе решат, что делать с городом-курортом дальше. В программе: лекции, конференции, разбор кейсов, а также большой (в течение всего дня) мастер-класс для девелоперов от известного урбаниста Святослава Мурунова. Что сейчас не так с городом, зачем нам всем это нужно, и чего ждать от форума — рассказывают его ключевые участники.
Светлана Москвичева
Начальник отдела анализа финансового сектора департамента экономики и стратегического развития администрации города Сочи
Инициатор и организатор форума
Идея проведения мероприятия подобного характера зародилась в конце 2015 года, когда Сочи принимал VI Конгресс Ассоциации новаторских городов. Конгресс был посвящен теме: «Диалог в городе: технологии взаимодействия». Мероприятие позволило познакомиться с интересными спикерами и опытом других городов. Для меня стало открытием то, как в России применяют современные технологии по вовлечению горожан в жизнь города, как на качественно ином уровне происходит взаимодействие власти, бизнеса и общественности. Через пару недель Свят Мурунов читал открытую лекцию в антикафе «Дом культуры». Семинар длился более трех часов вместо запланированных полутора. Было очевидно, что потребность горожан в такого рода мероприятиях есть. Там же мы познакомились с Романом Кузнецовым, основателем и руководителем онлайн-издания SCAPP.ru. Вдохновило и то, что идею проведения форума поддержала заместитель главы города Сочи Ирина Васильевна Романец.
Сочи сегодня — потрясающий город с отличной инфраструктурой и огромным потенциалом. Такое физическое пространство требует особого подхода к структуре взаимодействия его жителей. Форум, на мой взгляд, должен положить начало изменению взгляда на себя как на горожан — мы не «жертвы Олимпиады», а жители и потребители благ территории, в которую инвестированы значительные ресурсы страны, края, города, людей. Ежедневно пользуемся ею мы, а не Путин. И это обязывает нас учиться монетизировать вложенные инвестиции и представлять сервис, достойный сервиса Южной столицы. Очень надеюсь, что мы созрели для того, чтобы учиться этому.
У форума есть еще одна конструктивная цель — создание механизма реализации идей общественности и бизнеса в реальную жизнь. Почему он нужен? Дело в том, что внутренняя кухня градоуправления намного сложнее, чем кажется обывателям и даже представителям бизнеса. До работы в муниципалитете и для меня многие моменты были непонятны и порою возмутительны. Но на деле оказалось, что разработать механизм конструктивного решения городской задачи в соответствии с законодательством бывает крайне сложно.
Святослав Мурунов
Идеолог Центра прикладной урбанистики
Главный спикер, соорганизатор форума
Любому городу на постсоветском пространстве не хватает системного диалога, постоянного взаимодействия и, как следствие, осознания себя городом. Более того, наблюдается отсутствие новых моделей управления/анализа и целых понятий. Что такое город сейчас? Кто такой горожанин? Комфортная среда? Идентичность? Каждый город ждет, что ответы на эти вопросы кто-то даст за него, и ждет уже давно, но на них должны отвечать именно городские субъекты.
Сочи также нужно начать с базы — понять, что такое Сочи сейчас, и самостоятельно сформулировать свои уникальные смыслы и цели. Особое внимание надо обратить на городскую среду, новую экономику, отток/приток населения. В рамках форума я буду передавать технологии формирования сложных бизнес-моделей, технических заданий на общественные пространства, городские сообщества, локальные события.
На мой взгляд, Сочи идеально подходит для реализации принципов креативной экономики. Здесь необходимо, отказавшись от копирования чужого опыта и опираясь исключительно на собственные уникальности (климат/национальности/история/расположение/природа), сгенерировать новые идеи. В процессе обязательно появятся ответы на ключевые вопросы: что такое Сочи в XXI веке, в чем его уникальность в масштабе региона/страны/мира, кому и что нужно сделать, чтобы эта уникальность была экономически выгодна, опиралась на человеческий капитал и устойчиво развивалась.
Никита Бухалов
Директор по интеграции партнеров проекта FLACON 1170
Участник форума
Сочи сейчас — это отнюдь не только интересный курорт, который ярко и динамично развивается. Драйвером роста несколько лет назад стала Олимпиада, которая «вливала» колоссальные инвестиции в инфраструктуру, имидж, аудиторию — такая скорость изменений не могла не сказаться на городе, и в этом есть как плюсы, так и минусы. Сейчас важно полностью или частично пересмотреть подход к формированию жизненного пространства, прежде всего это касается удобства и комфорта для жителей города, нежели для гостей. Соответственно, инициатива должна идти не «сверху», как это было во время Олимпиады, а «снизу», непосредственно от самих жителей и локального бизнеса.
Здесь уже создана вся необходимая инфраструктура, теперь пришло время ее «осмыслить» и сделать то, что сделать забыли или не успели. Наша команда сейчас как раз работает с объектами пост-олимпийской инфраструктуры — ревитализируем здание бывшей Олимпийской столовой на Роза Хутор Плато, трансформируем ее в новое концептуальное пространство «Флакон 1170», где будем проводить образовательные мероприятия, посвященные социологии градостроительства, урбанистике в ее различных видах, городскому дизайну, новым медиа и промышленному дизайну.
Сочи в данный момент повторяет путь, который прошли Москва и Санкт-Петербург, когда из-за специфики расположения, особого статуса и большого количества туристов эти города требовали кардинальных преобразований. Именно поэтому здесь нужно создать соответствующую образовательную среду как наиболее простой и правильный способ решения насущных проблем города и края. Мы надеемся, что Урбанистический форум привлечет новые таланты и заинтересует деловые круги, так как заявленные темы — брендинг территорий, investment relations, формирование качественной городской среды — сейчас очень актуальны.