Городские паблики «ВКонтакте» давно достигли такого уровня, когда могут конкурировать со СМИ в посещаемости, зарабатывать как начинающие стартаперы и самостоятельно создавать инфоповоды, благодаря своим подписчикам. Подобные сообщества в Сочи стараются быть в тренде, хотя многие все еще грешат вторичным контентом, отсутствием стиля, единой концепции и слишком большим количеством рекламы.
SCAPP отфильтровал 10 самых популярных* и независимых сочинских пабликов, в которых есть хоть какая-то жизнь.
Типичный Сочи
66К
Начав свою историю 15 марта 2014 года с поста, о котором уже не помнят даже сервера VK, сообщество в итоге «докатилось» до 66 000 подписчиков и статуса самого большого городского паблика в Сочи. Большая и главное разномастная аудитория «Типичного» приносит неплохое количество лайков и огромное количество комментариев, в которых ругают мэра и эвакуаторы, хвалят отличные кадры и «ваукают» очевидную милоту.
Каждый день сообщество генерирует от 20 до 30 постов на любую тематику, из-за чего лента паблика абсолютно разнородна: за пару скроллов можно наткнуться на стайловую подборочку фото, рекламу, просьбу о помощи, перепечатку новостного сообщения, какую-то жесть или несмешного чувака с бананом (парень не обижайся) — в общем, типичный Сочи, по мнению создателей, выглядит как-то так, эклектично.
Кстати, создатель сообщества — Евгений, — живет в Новосибирске и, по слухам, в Сочи был однажды. К сожалению, ни руководитель паблика, ни администраторы не смогли найти время, чтобы ответить на наши вопросы, сославшись на отпуск, поэтому мы так и не узнаем, почему новосибирец решил открыть сообщество о Сочи, и есть ли у «Типичного» хоть какая-то концепция.
Это Сочи, Детка! [Типичный Сочи]
51К
Создатель паблика — сочинец Ираклий Колесников в 2011 году перебрался в Санкт-Петербург, где стал следить за набирающим популярность сообществом «Это Питер, детка! [Типичный Питер]». Вдохновившись мемами про питерскую погоду и культурную столицу, Ираклий решил открыть франшизу в родном городе. И уже 18 декабря 2011 года сочинская «Детка» бомбанула первый пост-мем с актуальной тогда городской проблемой. Как сейчас вспоминает Ираклий, его «Типичный Сочи» стал первым подобным пабликом в Сочи, после которого все остальные начали судорожно создавать похожие сообщества, иногда полностью заимствуя контент и выдавая за свой.
В итоге шутки про Сочи переросли в отдельный альбом, который смешно читать даже сегодня, а чуть позже появились и новые разделы вроде «Сочи в прошлом» и приколы с улиц города. Постепенно паблик стал более гибким к своей публике: появляются посты с новостями, конкурсами, туристическими маршрутами и масштабными фотогалереями, которые формируют сами пользователи.
Ираклий уверяет нас, что рекламы в сообществе очень мало — максимум 3 поста в день. Мы, конечно же, не поверили и решили проверить ленту. Делаем несколько традиционных скроллов и находим: фото из прошлого, новость, рекламу, прогноз погоды, годноту и что-то вроде юмора. В итоге, если немного покопаться в постах паблика, можно отметить в целом стайловые фото, шутливый фон, наличие определенной концепции и, да, рекламы не так много.
«Подслушано Сочи»
50К
В 2012 году в России появился паблик с оленем «Подслушано», в котором подписчики на правах полной анонимности делились секретами из своей жизни. Новый жанр настолько «зашел», что количество «Подслушано» стало зашкаливать. Паблики либо клонировали друг друга, либо выбирали более узкую тему. Так, например, появились «Подслушано Пермь», «Подслушано | Пошлое» и даже «Подслушано у пономарей».
В мае 2014 года заработала одна из сочинских версий. Администратор паблика, уже знакомый нам новосибирец Евгений (руководитель «Типичного Сочи»), как вы понимаете, воздержался от комментариев, поэтому мы переходим сразу к ленте.
На самом деле, чтобы понять суть паблика достаточно прочитать несколько постов, которые публикуют подписчики. Вот этот — про доступность девушек, вот этот — ни о чем, вот этот — про местных мажоров и вот этот — про нехватку нормальных девушек. В остальном стандартная схема: рекламные посты, помогающие паблику заработать, просьбы о помощи и снова этот несмешной чувак с бананом (Ааа!).
Интересный Сочи
32К
Самый мертвый паблик в Сочи, но об этом позже. Руководят сообществом ребята из Новосибирска (видимо, там это модно), которые делают на этом бизнес. Если верить их лендинговому сайту, то в их распоряжении около 50 пабликов по всей стране. Весь бизнес строится на платных постах, например, в «Интересном Сочи» цена вопроса — 500 рублей. Правда, сколько мы не листали ленту, нам так и не удалось найти рекламу. Но это неудивительно. Несмотря на приличное количество цифр в графе подписчики, сообщество напоминает выжженную пустыню: скопипастнутые фото Сочи чередуются с «тпшными» статусами (но котики хороши) и откровенной «мертвечиной», которую никто не комментирует.
Из 32 000 подписчиков оставляют комментарии единицы, что наводит на тревожные мысли о накрученных пользователях. В целом паблик пытается сымитировать постапокалиптический мир, в котором в живых остался только админ сообщества, продолжающий публиковать никому не нужные посты.
Любимый Сочи
22К
Изначально «Любимый Сочи» появился в «Одноклассниках», а затем разошелся по другим соцсетям, в частности, в ноябре 2013 года, перебравшись в «ВКонтакт». Создатель паблика — Роман Талалин — родился в Фергане (Узбекистан), долгое время жил в Волгограде, а затем переехал в Сочи, где и решил запустить городское сообщество о городе-курорте. По словам Романа, основная тематика паблика — это красивые фотографии города от жителей и лучших фотографов Сочи.
Проверяем, так ли это. В ленте действительно много качественных фотографий города, Поляны и кладоискателей, которые миксуются новостными сообщениями, видами старого Сочи и приятными видеороликами. В общем, это паблик без острых углов, где не ругают мэра, не делятся личными проблемами, а просто наблюдают за городом со стороны.
Жесть Сочи
16К
2 июля 2015 году паблик Жесть Сочи запостил свое лого, которое наиболее ярко характеризует сообщество. Кровь, ДТП, убийства и пожары — это основная тематика «Жести», поэтому в ленте упор сделан на новости с негативным оттенком, подборки аварий и пользовательские посты с оттенком жести. Все это разбавляется шутками за сто, очень смешными вопросами и иногда комментариями.
В принципе паблик старается выдерживать концепцию (но не всегда) и стиль: самое плохое, что происходит в городе гарантированно появляется в группе. Огорчить может только низкое качество оформления постов и большое количество рекламы.
Подслушано Сочи
14К
В марте 2014 года с патриотичного поста про Олимпийские игры стартует еще одно сообщество из серии «Подслушано». Как говорит Сергей (администратор паблика), тогда в Сочи катастрофически не хватало местных активных сообществ, где собирались бы сочинцы с их анонимными историями, поэтому подобные группы хорошо выстреливали.
Тематика «Подслушано Сочи» не сильно отличается от всех остальных. Здесь любят откровенничать, рассказывать свои секреты и вещи, о которых сложно говорить в открытую. На этом можно было и заканчивать, если бы не 124 автобус.
В июле 2014 года в паблике зародился местный мем про сочинский маршрут №124. Изначально пассажиры автобуса публиковали в группе анонимные посты, пытаясь найти девушку или парня, которые им понравились пока они ехали. Позже все это переросло в репортажные истории, фотографии с места событий, любовные отношения и шутки.
Типичный Адлер
13К
Переехав из Омска в Сочи Станислав Корниенко задумался, почему у такого большого района Сочи нет отдельного паблика, где жители могут общаться, задавать вопросы и узнавать новости «на районе». В апреле 2015 года Станислав исправляет этот недочет и запускает «Типичный Адлер», который начал свою историю с фотографий Большого Сочи и небольших экскурсий по Адлерскому району.
Спустя год лента «Типичного Адлера» кардинально изменилась: странные просьбы о помощи, визуальные ребусы, семейные разборки и поиски мастера, «владеющего фотошопом по изменению фамилий или цифр» — сообщество стало больше похоже на «Подслушано Адлер» с редкими вкраплениями новостей и фотографиями Адлерского района.
Смотри Сочи
10К
Антипод групы «Жесть Сочи». Один из создателей паблика — Ник Джанашия — объясняет, что идея сделать свое сообщество возникла из-за нехватки в городе хороших, положительных новостей. В августе 2012 года проект стартанул и сразу начал штамповать только позитивные новости. Чуть позже формат немного изменился и основной акцент сместился на анонсы интересных событий и красивые фотографии города.
Сейчас лента стала максимально однообразной: добрые новости смешиваются с анонсами ближайших мероприятий в Сочи, что не позволяет аудитории сильно увеличиваться и уменьшаться.
Нетипичный Сочи
9,8К
Глоток свежего воздуха в череде «Типичных» сообществ появился в Сочи в феврале 2015 года. Создатель паблика — сочинец Александр — не скрывает, что в «Нетипичном» упор сделан на шутки и юмор про город-курорт, поэтому уже на входе в паблик нас встречает пост о трудностях идентификации Адлера. А дальше только больше: про Ашотика с Ареды; про Донскую, что так славится своей атмосферой и снова про Адлер с очень вежливыми табличками.
Несмотря на местами хороший, смешной контент, у паблика можно найти кучу минусов: низкая активность сообщества, несмешные видосы, шутки на грани и шутки за гранью.