В этом году классику эстонской и мировой культуры Антону Хансену Таммсааре (30.01.1878—01.03.1940) исполнилось 145 лет со дня рождения.
Кто бывал в с. Эсто-Садок, может вспомнить музей, носящий его имя, который является отделом литературно-мемориального музея Н. Островского. Появился он в 1988 году, к 110-летию писателя и стал одним из культурных центров эстонской общины. Заведующая отделом Диана Вольдемаровна Губарева – сама потомок первых эстонских переселенцев, с энтузиазмом и самозабвением «переносит» каждого посетителя в жизнь эстонского поселения конца XIX – начала ХХ века. И тем, кто ещё не воспользовался этой удивительной возможностью, можно только пожелать её осуществить.
Мы же попробуем отправиться по следам Антона Таммсааре, которые нас приведут к сочинским берегам начала ХХ века.
Настоящая фамилия писателя – Хансен, родившись на севере Эстляндской губернии на хуторе Таммсааре-Пыхья, Антон впоследствии взял себе литературный псевдоним, связанный с малой родиной. В крестьянской семье Хансенов было 12 детей, двое умерли во младенчестве. Антон был четвёртым ребёнком, очень болезненным, но любознательным. Сам научился грамоте, слушая как мать обучает старших братьев. Книга на всю жизнь станет постоянным спутником Антона, объёмы чтения и кругозора писателя будут удивлять его знакомых.
Уделяли в семье Хансенов внимание и музыке, и Антон увлёкся игрой на скрипке. Впоследствии скрипка всегда будет рядом и одно время он даже думал стать профессиональным музыкантом. Отец, несмотря на сложности, видя стремление сына к образованию, поддерживал его, находя возможности обучения в учебных заведениях разного уровня, находившиеся всё дальше и дальше от хутора. Недостаток материальных средств, необходимость в рабочих руках у семьи и частые болезни самого Антона объясняют позднее поступление в университет.
Первые литературные опыты были предприняты уже в подростковом периоде во время обучения в гимназии. Возможность заработка первоначально обеспечивали публикации как журналиста в эстонских газетах и журналах. Затем к ним добавились переводы. Зная шесть языков, помимо родного эстонского, — русский, шведский, финский, английский, немецкий, французский; Таммсааре переводил многих известных писателей, в том числе Дж. Голсуорси, О. Уайльда и Ф. Достоевского, творчество последнего особо ценил.
Во время сдачи выпускных экзаменов в университете врачи обнаружили у Антона туберкулез лёгких. Сначала он пробовал лечиться, поехав на хутор к своему старшему брату, но ситуацию это не изменило, и доктора посоветовали отправиться на юг России.
Так началась поездка Таммсааре на Кавказ. Поездом через Петербург, Москву, Харьков приехал в Новороссийск, где сел на пароход и в марте 1912 года прибыл в посад Сочи.
Музей А. Таммсааре в с. Эсто-Садок
Впервые покинув эстонскую землю, Таммсааре был ошеломлён красками, звуками и формами южной природы. Природа и отдыхающие на курорте найдут отражение в повести «Оттенки», которая будет напечатана уже на родине писателя в 1917 году. Главный герой произведения, слушая горихвостку, замечает, что даже песня её звучит иначе, чем в Прибалтике: «пела горихвостка, только здесь она щедрее на песни, чем у нас, в северном краю». Прогуливаясь по улицам Сочи, восторгается кипарисовыми аллеями, платанами и рододендронами.
А что с людьми? «Бульвар кишел народом. Тут сидели, расхаживали, любезничали и парами, и целыми косяками, слышался весёлый говор и звонкий смех», — читаем в повести. Любопытен состав отдыхающих: полицмейстер с молодой и кокетливой женой, любящий говорить о рысаках, женщинах и играть на баяне, за что получил соответствующее прозвище; бывший военный с супругой, присматривающие место жительства на юге; супруга московского купца, завлекающая в сети молодых людей; студент, которому заботливая мать накопила на отдых и поправку здоровья, в итоге попадающий «в сети» упомянутой купчихи; подающий надежды композитор, ищущий понимания у окружения и в конечном итоге кончающий жизнь самоубийством; смертельно больная девушка с приставленной к ней для досмотра тётушкой… Прошло больше чем сто лет после путешествия Таммсааре, а описанных людей всё также можно встретить среди приезжающих в Сочи.
В 1981 году вышла книга сочинского краеведа, кандидата медицинских наук Владимира Мейбаума «Весенние радуги. А. Х. Таммсааре в Сочи» — почти детективная, захватывающая история о совместном поиске с литературоведом Леэну Сиймискер тех мест, где останавливался Таммсааре в Сочи и кто его лечил здесь. Этот поиск был осуществлён в 1977 году, когда ещё были живы люди, которые что-то помнили, а архитектурный и природный ландшафт не утратил окончательно приметы начала ХХ века.
Таммсааре остановился весной 1912 года в небольшой гостинице, стоявшей на возвышенности у реки Верещагинки, откуда открывался вид и на снежные горы, и на широкую долину, и кипарисовую аллею, а по ночам в окна комнаты доходил свет маяка. В 1977 году сохранялся только один из двух корпусов гостиницы, превращённый в многоквартирный дом. Сейчас это место совершенно не похоже и на фотографии конца 1970-х, в центре частокола-застройки — фитнес-центр «Валентин».
Сохранившийся корпус гостиницы, фото 1979 г. и современный вид
Герой повести «Оттенки», а значит и сам Таммсааре, любил гулять по долине реки Верещагинки. Впоследствии сильно обмелевшая река оказалась взята в трубу. Забирался на гору, которую мы сейчас называем Лысая, а тогда это было лесное тихое место. Вдоль Верещагинки спускался к беседке с лестницей, ведущей на берег моря. В 1930-е годы беседка оказалась разрушенной оползнем и современная знакомая всем беседка у парка Летнего театра появилась в период постройки последнего чуть ниже прежней.
Одной из причин наступления моря явился постоянный вывоз песка и гальки с береговой линии для строительных целей. Упоминание об этом находим и в «Оттенках»: «За нанесённым волнами песком приезжают кавказцы на двуколках; в упряжке у них по паре приручённых буйволов…».
Многие персонажи повести, прежде всего Соня Пиратова, супруги Ланины, композитор Антон Петрович, могли проживать в пансионате «Светлана», где супруги Фронштейны любили предоставлять приют свободомыслящей интеллигенции, студенческой молодежи. А основные события, описываемые в «Оттенках», происходили в Приморском парке, который на дореволюционных открытках тогда назывался Верещагинским или Ермоловским.
К парку и обратно Таммсааре так же, как и его герой Томандер, прогуливался мимо дачи Якобсона и лестницы: «… мы встаём и уходим к украшенной урнами каменной лестнице, что ведёт вниз…».
Герои «сочинской» повести совершают загородную поездку: «Однажды выдалось ясное бодрящее утро; ночным дождиком смыло пыль с гладкой каменистой дороги. Мы поехали вёрст за десять в поместье, где на горном склоне раскинулся прибрежный парк…
В парке мы сидели перед семейством кактусов, что росли возле длинной, выходящей к морю аллеи. Вдоль неё красовались платаны, араукарии, рододендроны, серебристые ели и отливающие золотом можжевеловые кусты».
И здесь можно согласиться с версией В. Мейбаума, что поездка была осуществлена в дендропарк, относившийся к удельному царскому имению в Дагомысе, который был богат экзотическими растениями. Хотя К. Гордон считал, что протопейзажем могли послужить виды Худековского парка (ныне Дендрария). Однако помня про точность Таммсааре, до последнего явно не десять вёрст.
Куда бы ни приезжал Таммсааре, он всюду искал библиотеку, как мы помним, на всю жизнь сохранив страсть к чтению. Не исключено, что писатель посещал и библиотеку А. С. Пушкина в Приморском парке, торжественно открывшуюся в мае 1912 года. В те годы там имелись и «Разум цветов» М. Метерлинка, и «Книга джунглей» Р. Киплинга, то есть те произведения, которые читают главные герои повести «Оттенки». Здание библиотеки не только сохранилось до наших дней, но и сохранило свою изначальную функцию. Как мало в наше время таких островков истории!
Библиотека А.Пушкина
Тогда в конце 1970-х годов, когда В. Мейбаум проводил свои «расследования», сохранялось и здание (сейчас это территория санатория «Черноморье»), где у себя на съёмной квартире принимал лёгочных больных, в том числе Таммсааре, доктор Н. О. Шишмарев. Он сам болел туберкулёзом и умер в конце лета 1912 года. Именно он порекомендовал Антону ехать на лето в горы, видя, что положительной динамики нет, а наступающее жаркое влажное лето не будет полезно для писателя. И не просто в горы, а на Красную Поляну, где живут его земляки – эстонские переселенцы. Как замечал сочинский краевед К. А. Гордон: «за это все мы, ныне живущие, должны быть признательны этому доброму и несчастному человеку. Именно благодаря его мудрому совету, давая который он учитывал и психологическое состояние больного, всё обошлось благополучно: писатель выжил, восстановил свою работоспособность, подарил миру свои гениальные произведения…».
С конца мая до конца сентября 1912 года Таммсааре жил в с. Эсто-Садок, в семье Ваарманов, в доме, где впоследствии и появится музей. В один из осенних дней на возу с мешками сушёных груш Таммсааре спустился к Адлеру. На дилижансе добрался в Гагру, затем Сухум, где и провёл зиму. А весной 1913 года, посетив Закавказье, вернулся домой.
Это была первая и единственная поездка Таммсааре за пределы родной Эстонии. Южный климат, удивительная природа не только помогли выздоровлению, но и стали источником творчества. Ещё будучи здесь Таммсааре опубликовал два очерка, сделал наброски рассказов, а повесть «Оттенки», написанная уже по возвращении, удивительно точно запечатлела сочинский курорт и его обитателей. «Оттенки», созданные в импрессионистическом ключе, стоят особняком в творческом наследии писателя. Драма чувств, так же как и её окружение, создана тонко и едва уловимо, и название очень точно этому соответствует.
Первое издание повести и издание 1979 г.
Прививка на Дереве Дружбы
Потом будут произведения, которые поставят Таммсааре в ряд мировых классиков. Его пятитомную эпопею «Правда и справедливость» исследователи сравнивают с такими семейными сагами, как «Война и мир» Л. Толстого, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Будденброки» Т. Манна. В 2019 году вышел фильм «Правда и справедливость», являющийся экранизацией первого тома эпопеи. Пьесы А. Таммсааре ставятся на театральных подмостках. Последний роман Таммсааре «Новый Нечистый из Пекла», написанный в 1939 году относится к числу наиболее часто переиздаваемых произведений…
Антон Таммсааре умер вечером за письменным столом в своей таллинской квартире, перед этим обсудив переводы своих произведений с издателями и посетив книжный магазин.
Эстонскому классику суждено было вернуться в Сочи веточкой цитрусового Дерева Дружбы. Памятная прививка сделана литераторами осенью 1977 года, в дни юбилейных торжеств в связи с предстоящим столетием со дня рождения писателя (внесённого ЮНЕСКО в календарь всемирно отмечаемых дат) и 65-летием со времени посещения им города.
Нам остаётся его богатое литературное наследие, не утратившее своей актуальности по поднимаемым жизненным вопросам. И среди него всё такая же кристально читая, наполненная сочинской весной 1912 года, повесть «Оттенки».
Текст: Татьяна Санникова