– А вы знаете, что между Новороссийском и Сочи запустили морское сообщение? — спросила меня в момент сдачи ключа от номера администратор отеля, раскинувшегося прямо посреди виноградников на трассе Новороссийск — Керчь.
– Правда? — обрадовалась я, потому что возвращаться в Сочи по дороге-серпантину или трястись девять часов в душном поезде хотелось меньше всего.
– Да-да, попробуйте, — настоятельно рекомендовала администратор, уже вызывая мне такси.
Не успела я согласиться, как девушка назвала диспетчеру пункт назначения: Морской вокзал Новороссийска.
Даже если случайный приезжий ровным счётом ничего не знает про славное военное прошлое Новороссийска, на боевые заслуги города ему жирно намекнёт набережная адмирала Серебрякова, где, собственно, и находится морвокзал. Величественная, монументальная, красивая, с громадным крейсером «Михаил Кутузов» в центре панорамы. Здесь нет того характерного для российских южных городов строительного целлюлита, когда рядом с высотными домами образуются бугорки каких-то каморок «под сдачу», а вокруг исторических зданий растяжками на теле города пролегают торговые ряды. На набережной адмирала Серебрякова всё исполнено достоинства, всё патриотично в лучшем смысле слова.
Здание морского вокзала красуется аккурат по правую руку от корабля боевой славы. К нему я и направилась с целью во что бы то ни стало купить билет и отправиться домой по воде. Сообщение-то запустили, если верить администратору.
Индия тут
Сомнения в успехе операции начали возникать и усиливаться по мере приближения к зданию вокзала. Это как у офтальмолога ты читаешь таблицу Сивцева: Ш Б М Н К — под надписью «Морской вокзал» вижу гигантское «С Днём Победы!», а потом начинается нечто странное: Ы М Б Ш ты уже не различаешь или сильно сомневаешься, а не катаракта ли у тебя. Тревога вполне объяснима, потому что из букв поменьше складывается «Индия тут», что вообще-то должно быть исключено. Потом буквы ещё меньше: «м е н я е м с т а р у ю ш у б у н а н о в у ю». Всё, точно катаракта.
Но нет, у входа в здание вокзала новороссийского морского торгового порта действительно два баннера, анонсирующего торговые выставки-распродажи. Захожу. Рамка металлоискателя, две суровые женщины в униформе с нашивкой «УВО Минтранса России» и… сбивающий с ног, почти наркотический концентрат восточных благовоний. Прямо по курсу распахивается выставка достижений индийского хозяйства, слева себя рекламируют ивановские ткачихи, по диагонали — «Распродажа шуб из Пятигорска».
У сотрудниц УВО Минтранса России лица, не выдающие справок, поэтому обращаться к ним неловко. Пошла вглубь Индии. Золочёные сундуки, торшеры, подушки, бижутерия, сари, благовония, специи — от блеска и ароматов ослепнуть и сдохнуть. Но где же касса? Где купить билет? Пошла к ивановским женщинам, о чьих тяготах не понаслышке знает и говорит губами, в которые на случай топливного кризиса в Иваново уже закачали нефть, экс-солистка «Тату». В корнере «Ивановский текстиль» ряды трусов х/б. В 6 утра на сочинских пляжах в таких, как правило, появляются очень пожилые люди. И обычно у немолодых мужчин задняя часть этого х/б изделия провисает и болтается в промежности. В общем, это больничные трусы — немаркие, «дышащие» (дышат возмущением окружающих, как правило), в имбецильно-жизнерадостный цветочек. А касса, касса где? — Иду дальше. Рейлы с фланелевыми халатами. Такие обожают бабушки с тёплыми руками и мягким животом. И такие же халаты раньше выдавали в больницах вместе с тапочками-парниками для выращивания грибков. Но касса, касса-то где? Иду туда, где шубы. А там плечистые парни продают «меха».
– Касса где? — спрашиваю.
И тут из-за спины кто-то манерно так:
– Что вы хотите?
– Морвокзал хочу, — начинаю злиться.
– Морвокзал — это я! — патетично и громко объявляет женщина, — пройдёмте
Грехопадение через трусы
За ширмой всего этого торгово-лубочно-ярморочного стоит сиротский стол, на нём — компьютер. Вот это и есть морской вокзал города-героя Новороссийска. Это и есть сердце, движок пассажирских перемещений по морю из Новороссийска в Геленджик, Сочи, Севастополь, Ялту. Это и есть погружение в абсурд — погружение полное, с языком. А учитывая героические заслуги города, дислокацию военно-морской базы Черноморского флота, декорации вокруг здания морвокзала в виде боевого крейсера, памятника основателям Новороссийска, скульптуры «Дарящая воду», подобная начинка из трусов и лифчиков вообще каким-то грехопадением кажется.
– Да, но в Сочи по сути то же самое, — возразит читатель. — Просто вместо хэбэшных трусов предлагают бикини, оставляющие на загорелой коже эротичные белые полоски.
Во-первых, читатель будет прав. Во-вторых, я никогда и не говорила, что мне понятна идея торговли шмотом на территории исторических объектов. А в-третьих, в Сочи это всё-таки эстетично, а главное, здесь есть чёткое разделение — вот тут билетные кассы, тут — парфюм с часами, а там поесть можно.
В Новороссийске же это всё очень попахивает 90-ми и рынком «Коньково». В ходе экскурсии по крейсеру «Михаил Кутузов» артистичный гид рассказывает, что большинство подобных судов не пережили те самые 90-е, когда их попросту распилили «на металл». Так вот морвокзал Новороссийска сегодня пилят на халаты, шубы, трусы. Разумеется, все мы взрослые люди и понимаем значение слова «рентабельность», понимаем и то, что огромное здание простаивает, и необходимость выплаты людям зарплаты тоже осознаём. Но ведь можно же всё как-то достойно сделать? Например, переименовать Морской вокзал в ТЦ «Морской», а будку кассы поставить рядом. Или отдать здание под вернисаж местных художников, а не под гигантскую примерку на картонке. Или… Вариантов море, было бы желание.
Домой по морю
Рейс из Новороссийска в Сочи курсирует через день. Схема проста — одно и то же судно увозит пассажиров в Сочи, оттуда идёт с желающими попасть в Новороссийск и тд. Маршрут в обоих направлениях предполагает заход в Геленджик. Стоимость билета «Новороссийск — Сочи» 4 000 рублей. Да, это дороже поезда, автобуса или blablacar в два с лишним раза, но удовольствие — бесконечное, поверьте. Я была одним из первых пассажиров, а потому, прежде, чем продать мне билет, женщина-морвокзал позвонила директору и спросила, может ли она это сделать, вдруг других пассажиров не будет. Это ж не кино, чтоб вызывать киномеханика ради одного зрителя. Директор дал добро, билет я купила.
Катамаран «Грифон» отчаливает из Новороссийска в 7 утра. В 12 он уже в Сочи. Вместимость салона — 140 человек, но в мой рейс на борту было всего 10 пассажиров. Я объясняю это дороговизной билетов и тем, что о запуске маршрута пока не все знают. Салон чистый, уютный, ход плавный, убаюкивающий, качка не ощущается совсем. Компания-перевозчик — «Водоходъ». Удивил их бортовой журнал, который при полном отсутствии рекламы на 140 полосах предлагает максимально качественный контент. Скажу больше: на мой взгляд, бортовому изданию «Аэрофлота» нужно расти и расти до уровня журнала «Водоход». Это даже парадоксально.
Может показаться, что путь по морю означает однообразие и даже монотонность картинки за бортом. Это не так. Отвесные зубчатые скалы, исполинские 400-метровые суда Maersk, на фоне которых погруженные контейнеры кажутся кубиками Lego, белоснежные яхты, постоянно меняющееся небо и солнце, которое то горит и ярко рдеет, то устало прячется — пассажирам открываются панорамы, достойные кисти маринистов. Впрочем, можно и просто сладко заснуть. Будут сниться оладьи с мёдом.
Экипаж «Грифона» — из Новороссийска, а само судно приписано к порту Сочи. Члены экипажа — приятные, толковые мужчины. Заботливые, надо сказать. Глядя в окно, я скорбно положила голову на спинку впереди стоящего кресла, и один из членов команды тут же подошёл:
– Вам плохо? Вот, возьмите, — он протянул мне бумажный пакет и леденец.
Резюмирую историю вопросом. Почему старые аристократки брали себе мопсов? — Правильно, чтобы выглядеть на их фоне выгодно. Это не я придумала, об этом историки говорят. Смею надеяться, что морской вокзал Новороссийска пошёл по такому же пути: мы напугаем вас уродством и кощунством, чтобы путь по морю показался невыразимо приятным.