Пятьдесят лет назад Курортный Городок в Адлере был сродни советскому чуду: на пустырях у моря построили изящные санатории, а в окружении кипарисов, платанов, пальм, магнолий и других субтропических растений возводили монументальные архитектурные объекты, которые будоражат любителей мозаики и по сей день.
Львиная доля ярких детских воспоминаний сочинцев и туристов связана с творениями Зураба Церетели. Это талантливая личность, репутация которой в итоге свелась к неоднозначности мнений. Однако мы обратимся к творчеству молодого Церетели, который удивительно точно передавал через свои творения тонкую связь человека, культуры и природы.

Текст: Даниил Набоков, сочинец в пятом поколении.
Перспективный Адлер и молодой художник
Это сейчас Адлер — южная столица пробок, плотной застройки и бесконечной суеты, но пять–шесть десятилетий назад Адлерский район выглядел совсем иначе и, пожалуй, куда романтичнее, нежели сегодня. С позволения моей мамы,я процитирую её воспоминания о старом Адлере:
«Шестидесятые годы для адлерского района были годами развития овощных, чайных и цитрусовых совхозов. Очень прочно за Адлером закрепилась репутация сельскохозяйственного района и это было почётно. Именно здесь на склонах гор мы привычно видели гигантские разводы чайных плантаций. А потом, проходя мимо чайной фабрики, в Адлере доносился ароматный запах от просушки чайного листа.
Даже в черте города использовались участки земли для выращивания различных культур. Так вдоль федеральной трассы на склоне рос лавровый лист, и до сих пор остановка автобусов так и называется — «Лавровая». Другая остановка называлась «Цитрусовая», сейчас она называется «Изумруд».
Ну а там, где были устрашающие болота на окраинах Адлера, в 60-е годы началась грандиозная застройка высотками–пансионатами. Это было в диковинку, потому что в районе вообще не было санаторно-курортного строительства. Так появился Курортный Городок. На большой пустынной территории одновременно выросли 4 корпуса пансионатов «Адлеркурорта» (Курортный Городок). Одновременно высаживались крохотные стволики хвойных и эвкалиптовых деревьев. За 50 лет они стали сосновыми и эвкалиптовыми рощами.
И здесь участие местного население было очень востребовано. Уже в разгар школьного сезона нас, школьников, привозили на уборки после строек. Мы выметали строительную пыль в номерах и на лестничных проёмах и с высоты десятого этажа восхищённо любовались просторами не только морскими, но и нашего уютного зелёного Адлера.»
Таким образом, начинается настоящее преображение Адлера: появились санатории и пансионаты «СССР», «Весна», «Коралл», «Дельфин», «Фрегат», «Изумруд», «Знание», «Орбита», «Зелёная горка», «Южный», «Бургас» и другие. Создатели Курортного Городка помимо застройки санаториями, уделяли особое внимание озеленению. Так по сей день там можно наткнуться на густые зелёные островки с кипарисами, кедрами, пальмами, магнолиями, соснами, ивами, бамбуками, олеандрами.
Но истинной «фишкой» Курортного Городка стали скульптурные объекты с вполне практичным применением. Так мы подобрались к нашей главной теме: бассейны под открытым небом «Коралловый риф» (будем называть просто «Коралл») и «Рыбки». К реализации был привлечён молодой, но уже имевший отличное портфолио Зураб Церетели. Родился он в Тбилиси, поэтому обладал настоящим южным менталитетом и чувствовал тот самый неуловимый южный колорит, который умело воплощал в своём творчестве.


Монументальное творение среди пальм и кипарисов
Когда я называю «Коралл» и «Рыбки» монументальными скульптурами, я не преувеличиваю. Чтобы осознать всю мощь объектов, нужно оценить масштаб и материалы, из которых они созданы. «Коралл» занимает площадь почти 2 000 кв. м и высоту около 20 метров. Площадь бассейна «Рыбки» — 860 кв. м, а глубина до 5 метров. Оба бассейна облицованы модным в то время материалом венгерская смальта, а это, на минуточку, миллионы кусочков мозаики, выложенных вручную и с точным подбором для создания читаемого узора. И хотя в Чёрном море нет кораллов, которыми вдохновлялся Церетели, они отлично вписались в антураж южного курортного города.
Я люблю «Коралл» чуть больше «Рыбок», поскольку в детстве именно на нём проводил больше всего времени. И, как мне кажется, с визуальной точки зрения он интереснее «₽ыбок». Помимо алой смальты (гипнотический цвет, особенно на ярком солнце), в композиции были вкраплены полупрозрачные разноцветные стёкла, которые как бы загорались под солнечными лучами. Сам коралл окружён полуметровым опоясывающим бортиком, по которому так любили бегать дети. Дно бассейна — десятки узоров на морскую тематику.
Помимо основных бассейнов «Коралл» и «Рыбки», в Курортном Городке множество других объектов, которые объеденены в ансамбль под названием «Детский городок». К примеру, возле «Рыбок» находится детская площадка с бассейном в виде извилистой реки, а вокруг красуются морские звёзды из смальты, осьминог, крокодил, черепахи, даже пирамиды с мостиками. Неподалёку расположен «Сказочный Лабиринт», где располагались визуальные образы морского дна. В другой стороне Курортного Городка были, так называемые у местных, «шашлыки»: своеобразные глыбы в виде булыжников из смальты стоящих друг на друге. И таких небольших, но действительно интересных объектов по Кургородку было ещё много.
Представьте какой восторг у детей и взрослых вызывал этот городок с огромным количеством активностей, да не простых, а талантливо художественно обыгранных. Даже сейчас это место не оставляет равнодушным никого, что уж говорить о советском времени.


Настоящее
Последние реставрационные работы для сохранения мозаичного комплекса были произведены десятилетия назад. Учитывая высокую влажность воздуха Сочи, частые дожди, прямые солнечные лучи и проходимость бассейнов людьми — всё это не лучшим образом влияет на вид объектов: смальта и стёклышки выцветают и выпадают из цемента, люди забирают красивые осколки на сувениры, а цементная конструкция крошится и обваливается. Более того, из-за активного распила Курортного Городка в руки частных инвесторов есть шанс, что рано или поздно земля под «Кораллом» и вовсе будет продана, а учитывая аварийность объекта, добиться его сноса будет несложно.
Само собой, о восстановлении общественных бассейнов (как это было в СССР) речи не идёт. Но реставрация «Коралла» и «Рыбок» просто как арт-объектов необходима для поддержания эстетической и исторической части Сочи. Сам автор объектов, Церетели, не раз изъявлял желание помочь с восстановлением своих работ. К примеру, в 2014 году:
«Мною действительно не раз выражалась готовность принять участие в восстановлении мозаичных форм «Коралл» и «Рыбки» в Курортном Городке, и я с удовольствием приму участие в данных работах. Более подробная информация может быть вам предоставлена после проведения согласований с собственником и определения источников финансирования.»
А уже в феврале 2020 года мэр Сочи Алексей Копайгородский в совете с приглашённой группой экспертов Российской Академии Искусств сказал следующее:
«Сделаны первые практические шаги к восстановлению мозаичного комплекса «Рыбки», к которому у сочинцев особое трепетное отношение, как к важной исторической, культурной и курортной достопримечательности. В ближайшие дни мы направим представителей администрации Сочи в Москву, чтобы из первых уст услышать рекомендации Зураба Константиновича, обсудить этапы и сроки реконструкции фонтана.»
С этого обращения прошло не то чтобы несколько месяцев, а три года! Как думаете, «Рыбки» и «Коралл» сияют на солнце своей новой мозаикой? Отнюдь. Объекты только больше деградировали. В связи с этим, я направил несколько запросов в администрацию Сочи с просьбой дать объяснение о будущем объектов и о планируемой реставрации. Через несколько попыток связаться с администрацией, мне поступило следующее сообщение:
«Данный вопрос на контроле. В этом году состоялись выезды с проектной организацией. В настоящее время определяется сметная стоимость по восстановлению скульптур и прилегающей территории этих двух объектов.»
Не густо, согласитесь? За просьбой дать более подробные разъяснения последовала тишина.


Будущее
Эта статья несет задачу не только познакомить читателей с моим любимым арт-объектом во всём Сочи, но и направить взор общественности на объекты, от которых очень скоро не останется ничего, что можно было бы восстановить. У нас есть буквально пару лет до полного естественного уничтожения объектов. Если не будут предприняты срочные меры по восстановлению, Сочи лишится удивительного мозаичного комплекса, который ценен не только в рамках города, но и как архитектурный феномен для всей России, а на его месте построят типовой ТЦ или ЖК.
Учитывая отношение администрации к «Кораллу» и «Рыбкам», я бы советовал успеть прогуляться к объектам тем, кого цепляет подобное искусство. К сожалению, у меня нет уверенности полагать, что через 5—10 лет эти мозаичные скульптуры будут ещё существовать. Надеюсь, я ошибаюсь.
Кто хочет увидеть удивительные кадры функционирующих бассейнов «Коралла» и «Рыбок», в которых резвились дети, посмотрите отрывок из второй половины советского фильма «Москва, любовь моя». Один из главных героев, Владимир, является прототипом Церетели — скульптором-художником и презентует свои работы в Курортном Городке своей японской возлюбленной. Это красивые и редкие кадры. Но ещё красивее сказал сам Владимир на фоне «своих» работ:
«Что прекрасно в этой профессии — держишь пейзаж: вот поставили этот объём (показывает на «Коралл») и всё объединилось. Какой-то мир возник. И столько радости. А вот тут рыб нагородили. Сейчас рыбы для них (детей) большие, но всё переменится. Дети вырастут, а рыбы станут маленькими. И всё это останется для них — пейзажем детства.»

Автор обложки мартовского номера SCAPP и фотографий в этой статье снятых с дрона — блогер-фотограф Лана Сатор. Эта девушка путешествует по России и другим странам для фоторепортажей заброшенных индустриальных, некогда жилых и архитектурных объектов. Найти её работы легко — это действительно красиво и с уникальным почерком Ланы.
Летом 2022 года Лана была взята под стражу в Албании и на момент выпуска мартовского номера SCAPP находится в следственном изоляторе. Она обвиняется албанскими властями в шпионаже, хотя по роду своей деятельности просто снимала заброшенный завод. Её права как человека и гражданина РФ серьёзно нарушаются и, к сожалению, на данный момент не известно о том, как пройдут ближайшие месяцы или годы для Ланы.
Мы взяли её фотографии без прямого разрешения Ланы, по очевидным причинам мы не можем общаться с ней. Чтобы компенсировать наше решение и помочь талантливой девушке, мы прикрепляем ссылку для помощи адвокатам Ланы. Будем верить, что скоро она вернётся из Албании и будет дальше радовать нас своими атмосферными кадрами!
You’ve got a new fan here! 👉 Watch Live Tv online in HD. Stream breaking news, sports, and top shows anytime, anywhere with fast and reliable live streaming.
This deserves more attention. Go live with sports ptv live — schedules and scores. low‑latency playback. post‑match shows, expert commentary, replays. low‑latency playback.
Вчера была на экскурсии по Курортному городку ,в Адлере.Шел дождь,а мы его не замечали. Любовались творениями Зураба Церители .Жаль, что всё в плачевном состоянии. Радовались, что, наконец планируется обновление.