В апреле 2019 года в Сочи запустился проект «Пышки&Книжки». И если с «пышками» всё было просто и понятно, то часть про «книжки» принесла в город не столь знакомое понятие, как «независимый книжный магазин». За год существования проект нашёл свою публику, но карантин не пощадил никого, и «Пышки&Книжки» пришлось временно закрыть.
В июле 2020 года проект переродился под новым названием «Бродский». Одним из решений основателя лавки Кристины Мельман было уйти от пышек и сделать упор на литературу. Удаётся ли зарабатывать в Сочи на книгах и что значит быть владельцем «независимой книжной лавки» — узнал SCAPP.
На сайте bookshopmap.ru можно найти карту независимых книжных магазинов России, согласно ей, сейчас в стране работает порядка тридцати таких лавок. Отличия обычного сетевого магазина от независимой книжной лавки условно можно разделить на две составляющие — материальную и духовную. С материальной всё достаточно просто — дело в размерах, ассортименте и методах его формирования. Независимая лавка куда более скромная по площади, чем любой сетевой книжный, ассортимент книг здесь менее раздутый и формируется самим владельцем исходя из собственных предпочтений. Если на крупные сетевые маркеты влияют такие же крупные издательства, порой навязывая определённые книги, то независимые лавки предпочитают работать с такими же независимыми издательствами.
Независимые издательства могут выпускать за год всего две-три книги, но во-первых, это никак не влияет на качество самих книг (а зачастую и вовсе делает подход к выбору более взвешенным), а во-вторых, не принуждает магазин к продвижению своего ассортимента. За счёт этого в независимых книжных действительно продают только то, что хочется владельцу лавки, а подборка книг получается авторской и уникальной. Духовная же составляющая сводится к атмосфере.
Независимый книжный — это место, куда люди приходят поговорить о книгах. Важна не сама покупка, а процесс. Чаще всего люди приобретают книги по советам друзей, либо то, что лежит на виду с броской обложкой. Здесь же вы можете прийти, рассказать о том, что ещё только планируете прочитать или поделиться впечатлением об уже прочитанном. Согласитесь, подобный обмен опытом, душевная беседа о любимых книгах и писателях невозможны в интернете или крупном сетевом. Мы изначально создавали место для людей и про людей
Кристина Мельман
основательница независимого книжного магазина «Бродский»
Кристина переехала в Сочи пять лет назад из Санкт-Петербурга. До этого она тринадцать лет занималась ресторанным бизнесом и была управляющим в крупной сети, книги же всегда были для неё просто хобби. Одним из объектов своего вдохновения она называет «Подписные издания» — магазин с почти столетней историей на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге.
После переезда на юг Кристина продолжила работать в ресторанной сфере и более двух лет являлась руководителем кофейни «Мой кофе» на Войкова. Там же она познакомилась с Кириллом, который периодически организовывал стендап-вечера в Сочи. К тому моменту Кирилл уже несколько лет вынашивал идею книжного, а Кристине в Сочи не хватало особой питерской атмосферы и хотелось создать собственный гастрономический проект. Так зародилась идея «Пышек&Книжек».
Изначально мы делали упор на пышки, а книги выступали, как приятное дополнение. Тогда у нас не было навыков в книготорговле, но мы искренне любили книги и атмосферу независимых книжных. Нам хотелось, чтобы гости были на одной волне с нами и мы могли поделиться с ними частичкой нашего творчества и любви к миру литературы
Кристина Мельман
основательница независимого книжного магазина «Бродский»
Поиск помещения был одной из самых сложных задач на этапе реализации проекта, ведь оно должно было подходить не только под два заявленных направления, но и быть удобным для проведения мероприятий. В итоге спустя четыре месяца подходящий вариант был найден, ещё месяц ушёл на ремонт, ведь всё делалось своими руками. Главным интерьерным решением стали изображения четырёх писателей на стенах, которые нарисовала подруга Кристины — Анастасия Антипенкова. Так в «Пышках&Книжках» появились портреты Бродского, Буковски, Хемингуэя и Довлатова.
С выбором писателей всё было просто, Чарльз Буковски и Иосиф Бродский были на тот момент нашими любимыми писателями. В изображение Бродского моя подруга вложила очень много ресурсов, из-за этого он получился немного мистическим. Это особенно ощущается, если долго смотреть ему в глаза. А Хемингуэй и Довлатов оказались на стене просто, потому что, они симпатичные
Кристина Мельман
основательница независимого книжного магазина «Бродский»
Помимо портретов, на стенах появились и фамилии писателей — Паланик, Чехов, Кэрролл, Ремарк, Достоевский, Мартин. Всё необходимое оборудование было закуплено, и в апреле 2019 года «Пышки&Книжки» открыли свои двери. Всего на запуск проекта было потрачено около 1 000 000 рублей.
Мы просто сели и составили список тех книг и писателей, которые нравятся нам самим. В итоге получилась разномастная история, которая должна была удовлетворить определённый круг людей. Вышло где-то 50 килограмм книг, примерно по одному экземпляру каждой. Ими мы и заставили два больших стеллажа
Кристина Мельман
основательница независимого книжного магазина «Бродский»
Важным моментом Кристина называет знакомство с Анной Кадиковой, владельцем независимого книжного «Чарли» в Краснодаре. Анна приехала в «Пышки&Книжки» и рассказала, как устроена книготорговля и как грамотно составить ассортимент, помогла с контактами издательств.
Сейчас «Бродский» напрямую работает примерно с десятью издательствами. Среди них Individuum, «Иван Лимбах», No Kidding Press, «Городец» и «Лимбус Пресс». По словам Кристины, это не только выгодно в плане цены, но и менее рискованно, так как издательства позволяют работать исключительно под реализацию без предварительного выкупа всего заказа. Ещё одним плюсом работы напрямую стала помощь издательств в формировании ассортимента книг.
У кого-то может быть стереотип, что раз маленькое издательство, то и хороших книг там не найти, но, разумеется, это не так. У очень крутого и раскрученного писателя может оказаться контракт с таким вот небольшим издателем. Или вы можете открыть сверхпопулярную книгу и найти там условный «Городец». У подобных издательств в ассортименте всегда есть 10–20 книг, на доход от которых они живут
Кристина Мельман
основательница независимого книжного магазина «Бродский»
Почти за год существования «Пышки&Книжки» вышли в ноль. У ребят не было наёмных сотрудников, на смену выходили по очереди. Несмотря на прямую работу с издателями, комфортные цены, атмосферу и прочие опции, как, например, возможность взять книгу в аренду, 90% дохода составляла именно «пышечная» часть проекта.
Когда в крае ввели карантин и «Пышки&Книжки» пришлось закрыть, Кристина перевезла все книги к себе и запустила доставку литературы на дом. За весь период самоизоляции удалось продать примерно 30 книг. Когда же ограничительные меры сняли, начались проблемы с помещением — у нового собственника оказались другие цели на локацию. «Пышки&Книжки» были вынуждены съехать. Кристина признаётся, что в тот момент она начала думать о продаже проекта, так как средств на вход во второй этап не хватало. К тому же девушке казалось, что в Сочи это просто никому не нужно.
Параллельно с похожими «арендными» проблемами столкнулась и лапшичная Mouse House. Ребята решили объединиться, к ним присоединился бренд одежды Kudadi и Zero Waste Shop «Море Пользы» — так появилось пространство хороших людей «Второй Этаж», запустившее краудфандинговую кампанию на BoomStarter. Целью компании было собрать 200 000 рублей на покрытие арендных расходов. Итоговая сумма пожертвований составила 140 000 рублей, но, несмотря на недобор, «Второй Этаж» всё равно запустился в июле 2020 года.
На открытие же самого «Бродского» потребовалось менее 50 000 рублей. Книги остались с прошлого проекта, полочки вновь мастерили своими руками. Главной потерей стали портреты писателей — их делали на несущей стене, а значит перенос был невозможен. Исключением стал Бродский. Его портрет рисовали на стене из гипсокартона, поэтому рисунок получилось выломать и перенести в новое пространство. Так, новая независимая книжная лавка без каких-либо колебаний получила название «Бродский».
От пышек было решено отказаться — в новом пространстве банально для них не хватало места, к тому же Кристина хотела сконцентрироваться исключительно на книгах. Однако история с пышками не выкинута окончательно — девушка хочет возродить и её, но в качестве отдельного проекта и только если найдётся управляющий инвестор.
В «Бродском» Кристина всё так же формирует ассортимент книг на свой вкус, ориентируясь на советы издательств. Первый заказ для «Бродского» потянул на 100 килограмм (именно в такой единице Кристине проще измерять объёмы). Ассортимент максимально разнообразный: от художественной литературы и российской прозы до книг по психологии и научпопа. Средняя цена варьируется от 300 до 400 рублей, хотя во время распродаж можно найти книги по 50 и даже 30 рублей. Самый же дорогой томик на данный момент обойдётся в 1 200 рублей.
Первый месяц работы «Бродского» Кристина оценивает со сдержанным оптимизмом. По её словам, после отказа от пышек гости стали лучше понимать, что это место про книги. Каждый день продаётся минимум одна книга, а в успешный период и до десяти. Но, конечно, пока о прибыли не идёт и речи. Проект всё ещё существует на то, что было заработано ранее.
Пришлось запускать сувенирную продукцию, потому что без этого сейчас никак. В «Пышки&Книжки» её было немного, сейчас же у нас есть закладки, бутылочки, игрушки, открытки, кружки, ежедневники и блокноты. Покупают сувениры и книги примерно одинаково. Но к приобретению литературы люди относятся более серьёзно и более тщательно взвешивают покупку. Бывают истории, когда человек заинтересован в книге за 500 рублей, но не приобретает её из-за дороговизны, а потом этот же человек покупает открытки на 1 000 рублей. Я искренне радуюсь каждой продаже книги, ведь кто-то прочтёт крутую историю. Но если быть предельно честной, я готова этому радоваться только до тех пор, пока мне есть на что купить новую пару туфель
Кристина Мельман
основательница независимого книжного магазина «Бродский»
В топе продаж «Бродского» — книги по саморазвитию, мотивационная литература, книги про то, как научиться писать сценарии и монтировать видео. Буквально каждый день, по наблюдениям Кристины, к ней заходят в поисках «Магии утра», «Ни Сы», «Искусства пофигизма» или даже древнего «Богатый папа, бедный папа». А книгу «Как написать сценарий для сериала», которую заказывали без серьёзных ожиданий, забрали на следующий же день. Художественная литература пока пользуется намного меньшим спросом.
Кроме самих книг, важной составляющей «Бродского» являются мероприятия. Регулярный литературный клуб (большим успехом пользуется детский), различные лекции (причём не только о книгах) и игровые вечера. После недавней гаражной распродажи оставшиеся 30—40 книг разложили по городу на ключевых местах с наклейкой «Бродский путешествует» и запустили конкурс среди тех, кто опубликует пост с найденной книгой и соответствующим тегом. Кстати, сама распродажа прошла настолько успешно, что Кристина теперь продумывает программу лояльности, позволяющую гостям «Бродского» продавать свои книги с небольшой наценкой. А также недавно запустили акцию «Люди Бродского», в рамках которой каждому покупателю зададут три вопроса — чем занимаешься, какую книгу выбрал и о чём мечтаешь — и выложат фото с ним в инстаграм лавки.