Эта история продолжает серию статей о тех, у кого в списке увлечений значатся не только дежурные кино и книги, но и занятия, требующие тяжёлых физических нагрузок и серьёзных финансовых вложений. В очередном выпуске акропилот Егор Посохин рассказал, как придумал уникальный трюк на параплане и стал атлетом Red Bull.
Акропилотирование — исполнение фигур высшего пилотажа и трюков на параплане. Параплан для акробатики практически ничем не отличается от обычного, но имеет улучшенные скоростные характеристики.
Первые полёты в Норильске
Я с самого детства в экстремальной тусовке. Мои родители постоянно ходили в многодневные походы, катали на снегоходах, лазали по горам со снаряжением. Отец ещё в советские годы увидел в газете набор в группу мотодельтапланеристов и решил записаться. Это был клуб авантюристов человек на 20. Они сами делали расчёты, шили крылья, варили трубы, собирали каркас из титана. И вот на этом летали. Получалось у них неплохо, мой отец даже стал чемпионом СССР. В такой атмосфере я и рос, играл с детьми таких же пилотов и экстремалов. Мы жили в Талнахе — это такой маленький городок в 25 км от Норильска, районом которого он потом и стал. Вокруг на тысячи километров ничего нет, только природа, горы.
В один день мы выехали с отцом на местную речушку, и я увидел в небе парашютистов, выпрыгивающих из вертолёта. Загорелся сразу же и спросил у папы, можно ли. Он довольно легко согласился, сказал только, что без паспорта не получится. Так что, как только мне исполнилось 14 лет, я сразу же прыгнул с парашютом. Так в моей жизни появился скайдайвинг, но за два года мне удалось прыгнуть всего 11 раз, потому что это довольно сложный процесс. Каждые выходные ты встаёшь рано утром, едешь в Норильск, получаешь экипировку, сдаёшь экзамен, заполняешь бумаги, проходишь предпусковую подготовку. Потом во всей снаряге направляешься в аэродром, а там тебе говорят, что сегодня сильный ветер или пилоты выделенного для прыжков борта улетели. И ты уезжаешь обратно домой, впустую потратив деньги и время.
Тем не менее моя любовь к полётам никуда не делась и даже эволюционировала. В какой-то момент я вспомнил, что мой отец руководит дельта-парапланерным клубом. Попросил его научить летать. Мы взяли клубную снарягу, выехали на соседнюю горку и в идеальных погодных условиях начали тренироваться. Холм был невысокий — метров 300 — и настолько пологий, что оторваться было сложно. Разбегаешься, отталкиваешься и всего пару секунд проводишь в воздухе. А потом вновь и вновь поднимаешься на гору, чтобы полететь на старой тяжеленной конструкции.
С тех пор я начал периодически полётывать. Отец купил параплан за 30 000 рублей. Разумеется, ни о какой акробатике тогда не шло речь. Впервые я с ней столкнулся абсолютно случайно в 2006 году. Проснулся рано утром от шума: родители смотрели какое-то видео с нетипичной для них музыкой — звучала «Freestyler» от Bomfunk MC’s. На экране был чувак на параплане, он крутился вокруг крыла, делал трюки. Меня это шокировало. Я даже не мог представить, как достигнуть такого уровня, с чего начать. Я тогда ещё занимался ледолазанием, карате и сноубордом. Параплан был лишь одним из моих хобби.
Из шахты в горы Турции
После школы я поступил в Московский институт стали и сплавов, но быстро вернулся домой. Сходил в армию, поработал в монтажке башенных кранов, пожарным и в итоге оказался в шахте. Шахта — это отдельный мир, целая вселенная. Тот рудник, на котором я работал, по протяжённости в три раза больше московского метрополитена. Там огромные автономные площади, множество уровней, всё постоянно меняется. Ты можешь уйти со смены, вернуться и оказаться в совершенно других условиях. Я работал в спецзвене, которое исправляло все поломки и поддерживало рабочее состояние. Примерно в то же время я полупрофессионально занимался смешанными единоборствами. Тренировался практически каждый день.
Ещё работая монтажником, я решил поучиться в школе парапланеризма, поднять свой уровень, полетать нормальные маршруты. Тогда отец сгонял на курсы по управлению крылом во внештатных ситуациях. Он привёз оттуда видео, показал мне. Я увидел, как сбрасывают высоту с помощью спирали, — это когда ты снижаешься со скоростью 20 м/с, испытывая перегрузки как в центрифуге. Мне захотелось пройти эти же курсы.
Я подкопил деньги — примерно 30 000 рублей — и поехал. Курсы проводила российская школа «Вектор» в турецком Олюденизе. Там я вживую увидел, что такое акробатика, как пилотировать на параплане. Испытал на себе, каково это, когда крыло уже не летит. Ты достигаешь минимальной скорости, на которой ещё можно лететь, а потом переступаешь эту черту и начинаешь падать. На курсах как раз отрабатывают подобные ситуации, рассказывают, что делать в таких режимах, как из них выйти. Это было очень увлекательно. Я оказался лучшим в группе, делал всё быстрее остальных. Теперь единоборства перешли в разряд хобби, а параплан стал чем-то больше. Я каждое лето брал отпуск, тратил все накопленные деньги на обучающие курсы и всё больше осознавал, какая пропасть между мной и ребятами из Европы, которые тренят каждый день. У меня была цель стать лучшим, но я совершенно не понимал, как её достичь, не представлял, что делать в моём положении.
Мекка акропилотирования в Органье и первые соревнования
После движухи в Олюденизе я тренировался самостоятельно по видео. Тогда в интернете мало что можно было найти. Это был какой-то маленький замкнутый мирок. В Турции должно было пройти шоу Air Games. Местные говорили: «Вот ребята из Органьи покажут класс». Начал гуглить, что такое Органья, вспоминая рассказы о месте, где можно по шесть-восемь часов тренироваться в воздухе. Я думал, да как так? В Олюденизе ты летаешь максимум шесть-семь раз по 15 минут и для этого весь день трясёшься в машине, поднимаясь на гору по два часа, после чего тебе уже вообще ничего не хочется. И тут оказывается, что есть место, где можно пробыть в воздухе почти весь день.
Потом мой приятель Ярослав Никулин, с которым мы знакомы с самых первых курсов в Олюденизе, предложил мне рвануть в Испанию, в эту самую Органью. Для меня это было авантюрой. Я работал весь год и откладывал деньги, которых как раз хватало на два выезда. А вместо них приятель предлагал поехать один раз, да ещё и в неизведанное место. Было страшно, но я согласился, и мы поехали.
Первая эмоция — удивление. Там действительно тренировались по восемь часов в воздухе и тусили лучшие пилоты Европы. Буквально вчера я смотрел видео с этими ребятами, а сегодня летаю вместе с ними. Но мой первый выезд в Органью начался с не самого приятного инцидента — в первую же неделю я разорвал крыло, отвалились стропы. Начал искать какие-то варианты среди местных, а в итоге купил прототип у Эрнана Питтоко, атлета Red Bull, Арнольда Шварценеггера в мире акропилотирования. Замена крыла обошлась мне в 1 500 евро. По меркам рынка недорого, но это была примерно половина моего бюджета на поездку.
Так Олюдениз дважды в год сменился на продолжительный выезд в Органью. Мир акропилотирования оказался в разы больше, чем я мог себе предположить. Так как моей целью было стать лучшим пилотом, нужно было принимать участие в соревнованиях. Но из-за ограниченности в бюджете я всегда сталкивался с выбором: либо ехать на тренировки, либо принимать участие в каком-то турнире. Разумеется, я отдавал предпочтение тренировкам, так как понимал, что нужно подтягивать уровень. Тренироваться с лучшими — это невероятное давление. Ты постоянно переживаешь от того разрыва, который есть между вами. Было много тех, кто не выдерживал и уезжал. Это психологически очень сложно.
В 2015 году довольно спонтанно я оказался на первых серьёзных соревнованиях. Знакомые предложили мне сгонять в итальянский Мольвено. Там было что-то типа этапа Кубка мира. Ребята сказали, что если не поеду, то буду очень жалеть. Согласился. Стартовый взнос обошёлся мне в 300 евро.
Соревнования проходили над поверхностью озера. Спот для приземления находился прямо на воде. При выполнении программы нужно было уходить в глубокую спираль, снижаясь со скоростью 20 м/с, а перед самой поверхностью выходить из неё, буквально касаясь ухом воды. Трюк выглядит очень эпично, но если ты чуть-чуть не рассчитаешь, то вмажешься в воду на огромной скорости. Вот и возникает вопрос: как тренировать трюк, в котором нельзя ошибаться? На турнире я разогнался и влетел в воду. Не убился, не поломался, но размотало меня как следует. В итоге занял 31 место, а в следующий раунд проходило 30 лучших — не хватило всего одной позиции. Следующие соревнования я посетил только спустя пару лет.
Создание собственных трюков, переезд в Сочи и первые контракты
Когда я впервые столкнулся с топ-пилотами в Органье, сильнее всего меня удивило, как много трюков существует и насколько они все разнообразные. Меня начал привлекать момент их создания. Порой трюки рождаются из ошибок. Ты где-то косячишь, но видишь в этом интересный момент, потенциал, который можно развить. Порой ты соединяешь трюки, продумываешь их в голове и потом пытаешься повторить. Такой вид творчества.
Постепенно я стал делать трюки, которые не удавались практически никому. Благодаря этому начал расти мой статус в коммьюнити. Работало на это ещё и то, что я снимал свои полёты на GoPro и потом выкладывал самые удачные видео в соцсети. По местным меркам просмотров набиралось прилично. Мне начали респектовать чуваки-чемпионы, которые летали с нами. Это очень крутое ощущение. В этом и плюс небольшого коммьюнити — все на виду, и если ты делаешь нечто необычное, то это не останется незамеченным.
Одним из ключевых моментов роста моего своеобразного статуса стал трюк Infinity Hardcore Tumbling. Тогда одним из самых эпичных трюков считался Infinity Tumbling. Это такие бесконечные кувырки в воздухе. Я же придумал на моменте входа в трюк развернуться в твисте на 360°. Слабо верилось, что это возможно. Тебе будто не хватает ещё двух рук, чтобы это сделать. Было много попыток. Порой казалось, что вот-вот получится, но нет. Один из наиболее удачных заходов я заснял и выложил в соцсети. Короткое видео, где я захожу на трюк, разворачиваюсь, делаю один кувырок, и картинка резко обрывается. Выглядело эпично. У меня аудитория тогда человек 500 была, а это видео собрало 9 000 просмотров. Все начали писать. Пилоты выпытывали, что было дальше. Огромное количество людей в Органье тоже подключились к попыткам сделать Infinity Hardcore Tumbling. Но ни у кого даже близко не получалось. На время я отложил попытки совершить этот трюк.
Параллельно я начал задумываться об изменениях в жизни вне полётов. Да, меня отпускали в отпуск каждое лето, но я понимал, что так долго продолжаться не может. И если бы я пропустил сезон, то не смог бы угнаться за остальными пилотами. Думал, как сделать свою жизнь более независимой от работы, как иметь возможность уехать в любой момент на соревнования. Так возник вариант с Сочи. Мне позвонил приятель и сказал, что в Красной Поляне всё только начинается. Можно попробовать переехать сюда.
После очередной тренировки в Органье я приехал в Сочи на разведку. Купил тандемное снаряжение. Не знал, насколько это место подходит для акробатики, начал летать потихоньку. И вот как-то постепенно убедил всех, что акробатика в горах Красной Поляны возможна. Мне разрешили официально здесь тренироваться.
Я снял квартиру, стал работать на территории «Роза Хутор» — летал с туристами. По 12 часов в день носился по горам с мешком. Порой времени не хватало даже на то, чтобы сходить в туалет или поесть. Ещё и работа максимально нестабильная. Зимой, когда два месяца стояла нелётная погода, просто не знал, где брать деньги.
Примерно в тот же период у меня появился первый спонсор — компания Gin Gliders. Её представители заприметили меня в Органье. Контракт был довольно простой: выдали снаряжение и своё крыло. Летал на их прототипе, помогал его дорабатывать. Крыло было так себе, его шатало во время тренировок, но самое весёлое случилось перед соревнованиями.
Тогда появился турнир абсолютно нового формата Acro Game. Там не было никаких взносов, организаторы приглашали 15 лучших пилотов из своего рейтинга. В первый год я пролетел мимо из-за травмы, а на второй турнир получил приглашение. Приехал, начал готовиться, и буквально перед самыми соревнованиям у меня окончательно умерло крыло. В срочном порядке я нашёл тест-пилота компании U-Turn, который был готов дать мне свой прототип. Крыло было очень сырое, асимметричное, косило на одну сторону, не говоря уже о том, что за день-два к нему было невозможно привыкнуть. В общем, я выбыл из турнира буквально сразу же, хотя, учитывая все обстоятельства, отлетал вполне неплохо.
Увидев, как я летаю на их кривом прототипе, мне предложили контракт и ребята из U-Turn. Я согласился. Во-первых, мне не понравилась ситуация с Gin. Я работал весь год ради тренировок и соревнований и не хотел рисковать из-за крыла, что могло развалиться в любой момент. Во-вторых, условия контракта у U-Turn были интереснее. Помимо снаряжения, они были готовы выделять оборудование под разные проекты, а также оплачивать перелёты и взносы на турниры.
Тогда же состоялся мой первый разговор с Red Bull. У меня возникла идея снять документальный фильм об экстремальном спорте на Крайнем Севере России. Отправил письмо, они составили презентацию для головного офиса, но там мне отказали. Однако с тех пор я был на прицеле, Red Bull начал меня рассматривать как потенциального атлета.
Мировой кубок, прорыв на Acro Game и присоединение к Red Bull
В свой первый год с U-Turn я объехал весь мировой Кубок. Первый этап проходил в Норвегии. Так вышло, что у меня тогда были финансовые сложности, поэтому я поехал на турнир с палаткой, горелкой и мешком гречки — по-другому не вытянул бы. Взял с собой друга, чтобы можно было его загрузить снаряжением и влезть в лимит по весу. Из-за всего этого подготовиться нормально не получилось. На самом турнире тоже были сюрпризы. Оказалось, что там вылет происходил за счёт лебёдки, которую натягивал катер. Я так никогда не летал. Нужна была своеобразная техника, чтобы набрать высоту до отцепления. Пришлось делать трюки на базовой высоте в 300 м. Вернее, один трюк — на большее мне не хватало высоты. За первую попытку я получил самую паршивую оценку за всё время, ко второй уже приспособился и показал хороший результат. Но первый заход утянул меня на 20-е место.
Второй и третий этапы проходили в Италии. Выступил там нормально, но мне не удалось следовать той программе, которую я задумывал. То погода подводила, то с высотой были проблемы, то я сам косячил. Однажды и вовсе клеванту («ручки», благодаря которым осуществляется управление парапланом — прим. SCAPP) вырвало. У меня не было нормальных перчаток, я летал в строительных. Но, несмотря на все сложности, оба этапа я завершил в районе 10–15 мест. В финал в Швейцарии проходило 15 лучших по итоговой таблице. Я как раз оказался 15-м. А в самой Швейцарии занял 12 место.
А перед финалом меня пригласили на очередные Acro Game. Там я прошёл селекшн и попал в баттлы. Это когда два пилота по жеребьёвке гоняют друг против друга. Проходит тот, кто набрал больше баллов. Там я отлетел от легендарного французского пилота Тео де Блика, но остался доволен: вошёл в топ-8, обогнал множество именитых пилотов. После соревнований ко мне подошёл Пол Такатс. Это несменный судья, культовая личность в мире акропилотирования, настоящая живая легенда, человек, который невероятно продвинул спорт и придумал множество трюков. Он спросил про мой трюк Infinity Hardcore Tumbling. Это стало огромной мотивацией, и спустя полтора года мучений я наконец впервые его сделал! Заснял два хороших захода, выложил видео в сеть, и они вновь порвали коммьюнити.
В следующем году Red Bull пригласил меня полетать на New Star Camp. Там был их атлет Горацио Льоренс. Мы с ним хорошо полетали, сделали крутые видео. После этого ивента по мне начали готовить ещё одну презентацию для офиса в Австрии. А я начал готовиться к Acro Game 2019. И вот в ходе подготовки к соревнованиям я наконец понял, в чём ключ к выполнению Infinity Hardcore Tumbling. Нужно было представить, что клеванта будто бы приделана к стенке, от которой следует оттолкнуться. Это очень нестандартное движение, такое на ум сразу не придёт. После того как меня осенило, я начал делать этот трюк стабильно, практически каждый раз. На Acro Game повыносил им кучу народу и занял для себя прорывное четвёртое место, а также получил приз «за Лучший трюк». До сих пор никто в мире не может повторить мой Infinity Hardcore Tumbling.
Вместе с этим пришёл ответ из Австрии, и я стал атлетом Red Bull. Подписали контракт, условия которого я не могу раскрывать. Компания забрендировала всю мою снарягу, крыло. Мы уже сделали один неофициальный совместный с брендом проект. Я и мой приятель Ярослав Никулин первыми в мире загрузили акрокрыло двумя людьми общим весом в 240 килограмм. Это был очень сложный трюк, который мы долго готовили. Не было понятно, выдержит ли снаряжение. Крыло и без того быстрое, а мы его загрузили двумя взрослыми мужчинами — скорость становилась просто нереальной для наших ног. Единственным шансом выполнить трюк был сильный ветер. В итоге мы поднялись на высоту 2 320 м, стояли около часа в жару, полностью экипированные, в ожидании этого самого ветра. Уже собирались сворачиваться, но наконец поймали небольшой ветер. Решили рискнуть. Ярослав был в трексьюте и не мог нормально бежать. Он упал во время взлёта, и его протащило по земле где-то 70 м на сумасшедшей скорости. Но мы оторвались, взлетели и нормально друг от друга отцепились. Это было нечто невероятное!
Мой первый серьёзный проект с Red Bull планировался на следующий год. В этом же я должен был сосредоточиться на соревнованиях. Увы, пандемия всё изменила. Также мне пришлось на время уехать из Сочи. Сейчас я летаю в Чегемском ущелье, но надеюсь вернуться на свой спот в Красной Поляне. И, конечно, продолжать путь к своей цели стать самым лучшим акропилотом в мире.
В следующем году Red Bull пригласил меня полетать на New Star Camp. Там был их атлет Горацио Льоренс. Мы с ним хорошо полетали, сделали крутые видео. После этого ивента по мне начали готовить ещё одну презентацию для офиса в Австрии. А я начал готовиться к Acro Game 2019. И вот в ходе подготовки к соревнованиям я наконец понял, в чём ключ к выполнению Infinity Hardcore Tumbling. Нужно было представить, что клеванта будто бы приделана к стенке, от которой следует оттолкнуться. Это очень нестандартное движение, такое на ум сразу не придёт. После того как меня осенило, я начал делать этот трюк стабильно, практически каждый раз. На Acro Game повыносил им кучу народу и занял для себя прорывное четвёртое место, а также получил приз «за Лучший трюк». До сих пор никто в мире не может повторить мой Infinity Hardcore Tumbling.
Вместе с этим пришёл ответ из Австрии, и я стал атлетом Red Bull. Подписали контракт, условия которого я не могу раскрывать. Компания забрендировала всю мою снарягу, крыло. Мы уже сделали один неофициальный совместный с брендом проект. Я и мой приятель Ярослав Никулин первыми в мире загрузили акрокрыло двумя людьми общим весом в 240 килограмм. Это был очень сложный трюк, который мы долго готовили. Не было понятно, выдержит ли снаряжение. Крыло и без того быстрое, а мы его загрузили двумя взрослыми мужчинами — скорость становилась просто нереальной для наших ног. Единственным шансом выполнить трюк был сильный ветер. В итоге мы поднялись на высоту 2 320 м, стояли около часа в жару, полностью экипированные, в ожидании этого самого ветра. Уже собирались сворачиваться, но наконец поймали небольшой ветер. Решили рискнуть. Ярослав был в трексьюте и не мог нормально бежать. Он упал во время взлёта, и его протащило по земле где-то 70 м на сумасшедшей скорости. Но мы оторвались, взлетели и нормально друг от друга отцепились. Это было нечто невероятное!
Мой первый серьёзный проект с Red Bull планировался на следующий год. В этом же я должен был сосредоточиться на соревнованиях. Увы, пандемия всё изменила. Также мне пришлось на время уехать из Сочи. Сейчас я летаю в Чегемском ущелье, но надеюсь вернуться на свой спот в Красной Поляне. И, конечно, продолжать путь к своей цели стать самым лучшим акропилотом в мире.