А давайте представим! Вы услышали фразу «Деньги в городе есть, задача — придумать, как их реализовать.» Разум тут же начинает генерировать основные потребности горожанина с детальным планом их воплощения. Идей много. Отлично, с первым пунктом справились. А теперь второй: вам не послышалось, и эта фраза — вполне себе реальность, подтверждённая фактами. Мы разобрались, как такое бывает и как этот потенциал использовать.
На деле всё основано на принципе инициативного бюджетирования. Горожане выбирают объекты, на которые будет выделено финансирование, затем контролируют реализацию проектов и расход тех самых средств. Подобные программы принимают и реализуют органы местного самоуправления. Когда выбранный нами проект побеждает в конкурсе, город выделяет на него деньги. Суть софинансирования заключается в том, что к местным средствам, а это от 70 до 90 % стоимости проектов, прибавляются средства от организаций и граждан.
Наш солнечный город растёт в геометрической прогрессии, а зелёный каркас за ним не поспевает. Благо, что сейчас мы вошли в эпоху цивилизованной многофункциональной застройки и нового генплана. Но что же делать с наследством точечной застройки и отсутствием инфраструктуры? Ответ очевиден — генерировать идеи и следовать инструкциям.
Анна Невзорова, руководитель Группы Компаний Метрополис
Депутат ГСС
Чтобы начать процесс, инициативная группа от 10 человек старше 16 лет, проживающих на территории Сочи, должна вынести проект на конкурс, который проводит администрация города-курорта.
Ежегодно из местного бюджета на реализацию подобных проектов выделяются деньги в размере 10 млн рублей. Победить в конкурсном отборе могут несколько инициативных проектов, получивших наибольшее количество баллов. Спойлер: в Сочи такие уже есть.
По всей стране реализовано огромное количество идей по всевозможным сферам. Самые востребованные — это проекты дорожной инфраструктуры, комплексного благоустройства общественных территорий и дворов, места массового отдыха, детские игровые площадки, объекты спорта, проекты в сфере образования, культуры, водоснабжения, уличного освещения. Обратимся к практике разных городов.
Например, в Уфе абсолютным победителем стал проект детской игровой площадки. С учётом возрастных групп детей было принято решение о секционном делении двора и установке разного оборудования, приобретены скамейки, урны, создана зона воркаута. За свой счёт жители подготовили основание площадки для резинового покрытия, установили ограждения, посадили деревья и оборудовали пандусы. Общая стоимость проекта составила 1,2 млн рублей, где объём субсидий из бюджета субъекта составил 862 500 рублей (68 %).
Проект «Экоквантум», село Маралайы, Республика Саха. Это центр по инновационным технологиям для детей дошкольного возраста, открытый в детском саду «Чуораанчык». Кабинет оснащён современным компьютерным и игровым оборудованием, специальным программным обеспечением. Дети в занимательной форме изучают физику и химию, знакомятся с природными и техническими явлениями, учатся создавать свои проекты. Объём софинансирования гражданами и бизнесом составил 750 000 рублей или 18 % от стоимости проекта в 4,2 млн рублей.
Жители культурной столицы позаботились о тех, кому приходится выживать. Выбрали проект душевого пункта для бездомных людей. На базе комплексного центра социального обслуживания населения сделали ремонт, заменили инженерные сети, купили стиральные и сушильные машины. В помещении для ожидания поставили шкафчики для вещей. Всем пришедшим выдаются средства для мытья и стирки, халаты и тапочки. Здесь всегда дежурит социальный работник, который следит за порядком, отвечает на вопросы посетителей и может оказать им социальную или юридическую помощь. Стоимость проекта 4,2 млн рублей. В этом примере объём региональных вложений составил 100 %.
Благодаря инициативному бюджетированию, орган МСУ решает проблемы, актуальные для местного сообщества, которые не всегда очевидны для чиновников.
Так, например, для администрации Башкортостана стало неожиданностью то, что жители некоторых сельских поселений выбрали проекты благоустройства кладбищ, строительства оград вокруг мест захоронений. Эти проблемы ускользали от внимания чиновников, но для жителей оказались самыми острыми.
Депутат городского собрания Анна Невзорова поделилась готовым кейсом инициативного бюджетирования в Завокзальном районе. Жители обратились с просьбой обустройства сквера и площадки для выгула домашних питомцев. Решающую роль в выборе места сыграло полное отсутствие специализированной площадки для собак в этом районе. От безвыходности хозяева выгуливали питомцев на детских площадках и на придомовых территориях, что, естественно, возмущало жителей. По их предложению был выбран заброшенный сквер на пересечении улиц Альпийская и Туапсинская. После завершения подготовки эскизного проекта инициативная группа вышла с ним на конкурс. Победив на отборочном этапе внесли денежный взнос — 10 % от сметы.
— Сейчас здесь светло. Установлены лавочки, благоустроены пешеходные дорожки, мосты и лестницы, чтобы можно было сюда прийти в любую погоду. Для создания уюта и комфорта высадили деревья и декоративные кустарники, провели ландшафтное озеленение. Для занятий спортом есть отдельная зона воркаута, а для выгула собак — огороженная площадка. В итоге благодаря реализации проекта инициативного бюджетирования мы получили благоустроенную территорию, повысили качество жизни наших жителей и снизили социальную напряжённость, — комментирует Анна Невзорова.
На деле комфорт горожан зависит от запросов и ресурсов. Сочи обладает достаточным объёмом незадействованных общественных территорий. Задача, как всё гениальное, проста — централизованно формировать запросы районов и тактически взаимодействовать с местными органами управления. Наша редакция постоянно общается с архитектурным городским комьюнити и мы — свидетели самых разных прогрессивных идей и крутых проектов, которые по различным причинам уходят «в стол». Пока нет единого взаимодействия горожан и специалистов, мы все движемся в одном направлении, но параллельно. И как бы по-комсомольски это ни звучало, наша сознательная задача — не игнорировать, а максимально содействовать и заявлять о насущных потребностях районов, кварталов и отдельных дворов.