Очевидно, что сейчас всем сложно. Бизнесу ещё сложнее. Локальному бизнесу же максимально сложно. Но, как бы клишировано это ни звучало, любые трудности — это, в том числе, и возможности. Риски, неожиданные изменения, смены формата, новые подходы, новые ниши — в ход идёт всё. Дух предпринимательства работает на пределе. Это не только новые реалии, но и собирательный образ клиентов Альфа-Банка. Людей умных и свободных. Тех, кто не боялся кардинально менять свою жизнь. Находим и рассказываем их истории в нашем совместном с Альфа-Банком проекте.
В этом выпуске рассказ Марии Мамаевой, основательницы глэмпинга «Лес», о том, как чуть ли не случайно создать проект уникальный не только для города, но и для страны в целом.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
История стандартно начинается далеко от Сочи. Мария родилась в Новосибирске, где прожила более 30 лет. Окончила университет с красным дипломом по направлению «Мировая экономика», работала со многими проектами. Более 10 лет провела в новосибирском Академгородке. «Место, где люди посреди леса что-то создают, придумывают, изобретают. Там очень высокий культурный уровень», — вспоминает Мария. Знаковым проектом стал один из местных санаториев, гендиректором которого она стала. Тогда, по её словам, санатории воспринимались, как что-то невероятно устаревшее, то, что невозможно сделать современным. Однако, это удалось сделать — санаторий приобрёл клиентоориентированность, как у какого-нибудь отеля. Путь из «санатории — это где злобные медсёстры?» до современного места, о котором говорят «ооо, крутое место» в глазах локальной аудитории занял почти 3 года, после чего начал активно расти и развиваться.. И, по признанию Марии, было совсем не просто. «Санаторий — это пять бизнесов в одном: общепит, проживание, медицина, арт-программа и работа с самой территорией», — рассказывает Мария.
История стандартно начинается далеко от Сочи. Мария родилась в Новосибирске, где прожила более 30 лет. Окончила университет с красным дипломом по направлению «Мировая экономика», работала со многими проектами. Более 10 лет провела в новосибирском Академгородке. «Место, где люди посреди леса что-то создают, придумывают, изобретают. Там очень высокий культурный уровень», — вспоминает Мария. Знаковым проектом стал один из местных санаториев, гендиректором которого она стала. Тогда, по её словам, санатории воспринимались, как что-то невероятно устаревшее, то, что невозможно сделать современным. Однако, это удалось сделать — санаторий приобрёл клиентоориентированность, как у какого-нибудь отеля. Путь из «санатории — это где злобные медсёстры?» до современного места, о котором говорят «ооо, крутое место» в глазах локальной аудитории занял почти 3 года, после чего начал активно расти и развиваться.. И, по признанию Марии, было совсем не просто. «Санаторий — это пять бизнесов в одном: общепит, проживание, медицина, арт-программа и работа с самой территорией», — рассказывает Мария.
В 2016 году Мария вместе со своим друзьями оказались в Красной поляне. Приехали просто отдохнуть, но впечатление от общей инфраструктуры скорректировали планы. «То, что нам приходилось с огромным трудом находить в Новосибирске, здесь было буквально под ногами, — рассказывает Мария, — к тому же, Сочи занимал первое место в стране по количеству санаториев». Мария с партнёрами начали искать санаторий, который можно было бы взять под управление. Но если общая инфраструктура приятно их удивила, то именно санаторная история в своём развитии будто бы застряла в прошлом. «Красивых мест много, но все они требовали очень больших вложений для приведения в современный облик», — делится Мария. Ещё одной проблемой стало общее устройство практически всех санаториев. «Они делались в первую очередь как профилактории, то есть история именно про здоровье, — рассказывает Мария, — поэтому у всех большие общественные пространства, но очень маленькие номера. 12 квадратов сейчас — это никуда не годится».
В итоге, Мария с партнёрами создали управляющую компанию, которая взяла на год в управление санаторий в Абхазии на 1 000 мест. Как признаётся Мария, абхазский опыт дал понимание, что они способны работать даже в таких условиях и получать результаты. Следующим проектом должна была стать была детокс-клиника премиум-класса. Мария и её партнёр Николай Харченко нашли участок в долине реки Чвижепсе, рядом с Медвежьим углом, который взяли в аренду. Так что после истории с санаторием в Абхазии началась проработка проекта под участок. Но с клиникой не сложилось из-за юридических нюансов. Так возникла идея глэмпинга.
В 2016 году Мария вместе со своим друзьями оказались в Красной поляне. Приехали просто отдохнуть, но впечатление от общей инфраструктуры скорректировали планы. «То, что нам приходилось с огромным трудом находить в Новосибирске, здесь было буквально под ногами, — рассказывает Мария, — к тому же, Сочи занимал первое место в стране по количеству санаториев». Мария с партнёрами начали искать санаторий, который можно было бы взять под управление. Но если общая инфраструктура приятно их удивила, то именно санаторная история в своём развитии будто бы застряла в прошлом. «Красивых мест много, но все они требовали очень больших вложений для приведения в современный облик», — делится Мария. Ещё одной проблемой стало общее устройство практически всех санаториев. «Они делались в первую очередь как профилактории, то есть история именно про здоровье, — рассказывает Мария, — поэтому у всех большие общественные пространства, но очень маленькие номера. 12 квадратов сейчас — это никуда не годится».
В итоге, Мария с партнёрами создали управляющую компанию, которая взяла на год в управление санаторий в Абхазии на 1 000 мест. Как признаётся Мария, абхазский опыт дал понимание, что они способны работать даже в таких условиях и получать результаты. Следующим проектом должна была стать была детокс-клиника премиум-класса. Мария и её партнёр Николай Харченко нашли участок в долине реки Чвижепсе, рядом с Медвежьим углом, который взяли в аренду. Так что после истории с санаторием в Абхазии началась проработка проекта под участок. Но с клиникой не сложилось из-за юридических нюансов. Так возникла идея глэмпинга.
«Глэмпинг был на слуху последние годы во всём мире. А так как я следила за индустрией отдыха, то всегда держала в уме эту идею. Насмотренность и личный опыт — это одна из важных составляющих почти любого бизнеса. Но если в мире глэмпинг был популярен, то в России пару лет назад всё было сложнее. В принципе, до сих пор понятие глэмпинга у нас до конца не сформировалось. Люди не понимают, куда они едут. Хайп стал появляться только разве что в прошлом году»
Несмотря на всё это, было решено делать глэмпинг. Чтобы добавить сложности, строиться начали весной 2020 года, в самый разгар карантина. Заказали летние палатки (а точнее, сафари-тенты) площадью в 24 квадрата — максимальный размер у производителя. Главным принципом стало делать так, как для себя. Именно поэтому в сафари-тентах появились полноценные душ и туалет. Да, внутри палатки, а не где-то снаружи! «На нас смотрели, как на сумасшедших. Говорили, что так никто не делает, что ничего не выйдет, какие кондиционеры в палатках, — вспоминает Мария, — однако, получилось!». На сафари-тентах решили не ограничиваться: так, на территории глэмпинга появился полноценный ресторан на 100 посадочных мест и спа-комплекс. «При создании спа-комплекса мы вдохновлялись примерами из Германии и Австрии, — рассказывает Мария, — сделали огромные панорамные окна в каждой парилке. Сидишь и смотришь на лес — красота».
С названием же всё сложилось просто. Вокруг лес — значит «Лес». Правда, изначально «Лес» был аббревиатурой от «Локация Естественной Среды» и имел точки между буквами, но потерял их к моменту запуска. Запуск, кстати, состоялся 21 июня 2020 года — в первый день, как закончился жёсткий период карантина. Да, глэмпинг возвели буквально за несколько месяцев. «Очень много нервов потратили тогда. Приходилось порой жить на стройке, — вспоминает Мария, — глэмпинг — это вообще нервный бизнес». Кстати, начинала работу над «Лесом» Мария уже будучи клиентом Альфа-Банка, через который вела и свои бизнес-процессы. Одним из главных аргументов в пользу выбора Альфы Мария называет очень удобное мобильное приложение. А также то, что для малого и среднего бизнеса у банка всегда есть интересные предложения.
Летний сезон прошёл для «Леса» максимально успешно. Загрузка со старта была в районе 90%. По словам Марии, в глэмпинг приезжали за новыми впечатлениями, которые не получить в обычном отеле. Как отмечали гости, достаточно было всего одного дня, чтобы перезагрузиться, расслабиться. Подкупала и эстетичность проекта: всё вокруг было красивое, фотогеничное, при этом локация оставалась максимально природной — при стройке не срубили ни одно дерево. А ещё кролики, которых завели в «Лесу» с самого первого дня.
Отработав летний сезон, Мария и Николай поняли, что их проект заходит аудитории. «Аналогов не было. Да, стали появляться другие глэмпинги, но в которых тебе дают ключи от туалета в 100 метрах от палатки, а рядом находятся какие-то непонятные кафе, — делится Мария, — такой инфраструктуры, как у нас, не было ни у кого». Поэтому было решено работать и в зимний сезон. Для этого заказали специальные, более тёплые сафари-тенты площадью в целых 40 квадратов. Подобных на рынке не было, так что пришлось изготавливать индивидуально. Зато в них удалось разместить самые настоящие камины и даже (в некоторых тентах) корейские туалеты с подогревом. Не говоря уже об обязательных тёплых матрасах. Так, «Лес» оказался готовым к сырым сочинским зимним ночам.
К следующему летнему сезону в глэмпинге появился и свой бассейн с подогревом под открытым небом. Ресторан локальной кухни Zayka, расположившийся на территории глэмпинга, оказалась настолько самодостаточным, что вошёл в топ-100 гастрономических проектов страны по версии премии WhereToEat. «К нам стали приезжать не только как в глэмпинг, но и отдельно для посещения спа-комплекса и ресторана», — признаётся Мария. Всего сейчас на территории глэмпинга есть 25 сафари-тентов.
Летний сезон прошёл для «Леса» максимально успешно. Загрузка со старта была в районе 90%. По словам Марии, в глэмпинг приезжали за новыми впечатлениями, которые не получить в обычном отеле. Как отмечали гости, достаточно было всего одного дня, чтобы перезагрузиться, расслабиться. Подкупала и эстетичность проекта: всё вокруг было красивое, фотогеничное, при этом локация оставалась максимально природной — при стройке не срубили ни одно дерево. А ещё кролики, которых завели в «Лесу» с самого первого дня.
Отработав летний сезон, Мария и Николай поняли, что их проект заходит аудитории. «Аналогов не было. Да, стали появляться другие глэмпинги, но в которых тебе дают ключи от туалета в 100 метрах от палатки, а рядом находятся какие-то непонятные кафе, — делится Мария, — такой инфраструктуры, как у нас, не было ни у кого». Поэтому было решено работать и в зимний сезон. Для этого заказали специальные, более тёплые сафари-тенты площадью в целых 40 квадратов. Подобных на рынке не было, так что пришлось изготавливать индивидуально. Зато в них удалось разместить самые настоящие камины и даже (в некоторых тентах) корейские туалеты с подогревом. Не говоря уже об обязательных тёплых матрасах. Так, «Лес» оказался готовым к сырым сочинским зимним ночам.
К следующему летнему сезону в глэмпинге появился и свой бассейн с подогревом под открытым небом. Ресторан локальной кухни Zayka, расположившийся на территории глэмпинга, оказалась настолько самодостаточным, что вошёл в топ-100 гастрономических проектов страны по версии премии WhereToEat. «К нам стали приезжать не только как в глэмпинг, но и отдельно для посещения спа-комплекса и ресторана», — признаётся Мария. Всего сейчас на территории глэмпинга есть 25 сафари-тентов.
«Глэмпинг за эту пару лет стал очень популярен. Сейчас каждый второй хочет открыть свой глэмпинг. Постарались и продавцы палаток, которые внушили, что стоит приобрести сафари-тентов на несколько миллионов, и уже через парочку месяцев всё окупится. Это вообще не так. Глэмпинг — красивый, но сложный бизнес. Даже сложнее, чем управление огромным санаторием. Сезонность, сырость земли, статус временных построек, гости приезжают в среднем на 1,7 суток — против 5 дней в том же санатории — что вынуждает повышать лояльность клиентов — очень много подводных камней. К тому же, многие до сих пор не понимают, что такое глэмпинг, забывая о glamour, как первой составляющей слова. Да, глэмпинг — это не просто палатки, а ещё и определённый набор услуг, сервиса»
«Лес» Мария называет «любимым, но капризным детищем». По её словам, аналога нет не то что в Сочи, но и в России в целом. «В какой-то степени, нас можно назвать трендсеттерами», — смеётся Мария. Сейчас её занимают мысли о том, как масштабировать проект. От идей создания франшизы пока что отказались. Но зато появился ещё один очень симпатичный участок в районе Абрау-Дюрсо
Что для вас значит быть умной и свободной?
Это жить своей жизнью, которую сам выбираешь и создаёшь. Это значит реализовывать мечты и возможности, а также менять мир к лучшему, насколько это в твоих силах.
Сочи, село Чвижепсе, ул. Нарзанная, 13
+7 (800) 222 23 75
TG lesglamping