21 апреля (3 мая по новому стилю) 1838 года в устье реки Соча-Пста десант Российской империи основал форт Александрия. Секрет имени крепости раскрывает дата, совпавшая с днём тезоименитства государыни Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I. Знак почтения царю, желание приурочить событие к сроку, важному для самодержца, оставили очевидный женский след в генетическом коде Сочи. Или всё случилось раньше?
Спустя полвека и пару переименований освоившиеся на Черноморском побережье переселенцы по крестьянскому обычаю идентифицируют себя с рекой. Город (тогда посад) возвращает себе родовое имя территории — «соатше», с адыгского — место у воды. Топоним, запечатлённый в одном из самоназваний убыхов, жившего тут коренного народа, сливается с созвучным ему именем впадающей в море Сочи.
Слово возродилось из пепла времени подобно фениксу или, что уместнее, как крылатая святыня Бытха. Ей поклонялись убыхи. По преданию, прежде чем оставить отчие земли, горцы принесли по камню к подножию идола за себя и за каждого в своём роду. Изваяние, оплакивая ушедших, ушло под землю, но место поклонения живо. Бытха — священная гора и жилой район на ней — женское имя, что на слуху у всякого.
Граничит Бытха с Мацестой, городским микрорайоном, одушевлённым в камне. Об авторе известнейшего символа курорта, скульпторше Ираиде Гуслевой, знают лишь краеведы и историки, а девушку-легенду Мацесту видели, кажется, все. Кто-то встречал её на открытках или в буклетах. Забившему в поисковике «Мацеста» фото смелой черкешенки подкидывает интернет. И уж каждый проезжающий по главной сочинской артерии, Курортному проспекту, сам ловил взгляд горянки Мацесты, вырезанной в песчанике.
Чем ближе к центру Сочи, тем громче женский хор. Первую партию выводит микрорайон Светлана. Одноимённый санаторий родом из недавних 50-х, но хочет казаться старше — что для дамы странно, то для усиления бренда самое оно. «Хозяйка» накидывает годков, настаивает на 1902-м. Тогда петербургский врач-сексолог Якобсон заложил на Верещагинской стороне гармоничную, хоть и эклектичного набора стилей дачу. В ней позднее освоился главный корпус советской «Светланы». Мадам-санаторий некогда владела приличной территорией, но после приватизации изрядно похудела.
Утеряла изысканную модернистскую «Санаторию «Общества женщин-врачей» начала ХХ века. Заброшенная «санатория» внешне до сих пор хороша, хоть и побита годами. Её первый этаж, если получится заглянуть в окна, увы, обезображен следами общажного бытования наших современников. Из оголившихся в зиму веток запущенного садика печально поглядывает бюстик доктора Павлова — считает собак, спешащих по Черноморской к ближайшей шашлычной.
Вверх по той же улице играет витражами дача певицы Валерии Барсовой. Земля эта советской «Светлане» никогда не принадлежала, но из песни слов не выкинешь — дом не обойдёшь. Да какой! Мавританский стиль поначалу только летнего пристанища цепляет взгляд и, пожалуй, идеально вписывается в портрет русского соловья, чья оперная карьера началась в 1920-е в Большом театре, а жизнь угасла в Причерноморье.
Валерия Барсова
Движемся по Черноморской выше, не доходя до поворота к даче Якобсона. За новостройками зеленеет особняк, растиражированный картинками дореволюционного Сочи. Стиль ар-нуво, в котором он выполнен, называют ещё либерти.
О построившей здание чете известно как о людях свободомыслящих. Александр Петрович сражался за свободу Италии, а в дни Парижской коммуны стоял на баррикадах Франции. После убийства Александра II ненадёжного народовольца Фронштейна и его жену Татьяну Степановну выслали из столицы под постоянный полицейский надзор в Сочи.
По проекту главы семьи выстроили апартаменты и сдавали нуждающимся в южном отдыхе студентам и прочей интеллигенции, как правило, малоимущим. Революционное движение в Сочи зарождалось в этих стенах.
Хозяева уважали балладу Жуковского «Светлана» и назвали свой пансион в честь неё. Если следовать их взглядам на общественное устройство, то пожелание проснуться, адресованное поэтом милой Светлане, звучит подобно призыву:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
Некогда гнездо вольнодумцев входило в состав советского санатория-тёзки, но после приватизации ушло в частные руки, оставив общественности имя микрорайона.
Раз уж речь идёт о женском нейминге, вспомним ещё два звучных «дама-хозяйства». В 1872 году купец Мамонтов приобрёл участок в верхнем Сочи, сейчас укрытый от шума улиц филармонией и колледжем искусств. Торговец построил там деревянный дом и разбил окрест парк и сад со всевозможными декоративными и плодовыми растениями. Утопавшая в зелени «Вилла Вера» получила родовое имя в честь его матери. А родственник нашего Николая Мамонтова — Савва, например, был отцом знаменитой девочки с персиками, тоже Веры.
В начале ХХ века сочинское имение перешло во владение наследницы Мамонтова Марины. Её супруг, староста Сочи Николай Костарёв, возводит на месте старого здания новое — из песчаника и кирпича. Имя у виллы остаётся прежним. Сам особняк переживает массу инкарнаций, но ничуть не меняется и служит нынче домом детского творчества.
Вторая вилла хоть и носит имя «Надежда», но явно воплощает любовь — неназванную в Сочинской истории ипостась известной триады. Постройка родилась как часть серьёзного архитектурно-ландшафтного плана. К его реализации землевладелец Сергей Худеков, в первую очередь — издатель и писатель, приступил в 1890 году. Прообраз летней резиденции подсмотрел, закупая саженцы в Монте-Карло. Спустя 9 лет в экзотическом парке выросла изящная дача «Надежда». В приморском проекте Худеков не был новичком, дебютировал с ботаническим садом на рязанщине. Логично, что после национализации главная флористическая сокровищница Сочи радует нас под вывеской дендрария. Во всех трудах его сопровождала муза и жена Надежда.
Надежда Худекова
Издательство и общая их страсть к писательству вынудили главу семейства найти способ зарабатывать на этом. Бонусом подарили паре увлечение сельским хозяйством в его самой элегантной версии. И не только. В том же 1899-м, когда в Сочи появилась дача имени любви, на Первой международной выставке птицеводства в Санкт-Петербурге гуси и утки от Надежды Худековой выиграли золотую медаль. В архитектурном ансамбле «Утро» у подножия виллы есть скульптура «Петух» – возможно, ироничный подарок Сергея Николаевича любимой в честь этой победы.
Текст: Юлия Ильницкая