Что бы такого в городе сделать?

«Ой, да в этом вашем Сочи и делать-то нечего. Никакой культурной жизни» — то, что, думаем, слышал практически каждый. Но мы то прекрасно знаем, что проблема не в отсутствии этой самой «культурной жизни», а в нежелании жалующихся быть в неё вовлечёнными. Да, безусловно, арт-повестка Сочи не самая богатая. Но она есть. Развивается и дышит. Более того, в городе вполне себе активно существуют сразу несколько арт-комьюнити. Каждое со своим стилем и идеями.

Мы могли бы сделать базовый обзорный экскурс по этим комьюнити. Кто, откуда, куда и зачем. Но какая тема может быть ещё более креативной, чем разговор об арт-сообществах? Так подумали мы и предложили комьюнити пофантазировать на тему локального мероприятия их мечты. Арт-балы, звёздные приглашённые спикеры и безлимитные бюджеты — никаких ограничений. Кроме самой фантазии (и чуть-чуть реализма).

Ну а SCAPP просто зафиксировал.

«Аэрарий»

 

«Аэрарий» — самоорганизация художников и их единомышленников, совместно работающих над развитием городской художественной среды. Была организована в апреле 2020 года группой художников: Лилит Матевосян, Ольгой Егоровой, Андреем Кузнецовым и Олегом Корчагиным. Появление города Сочи на карте современного искусства художники связывают с усилением локальной творческой активности, развитием местного сообщества, просвещением и формированием актуальной культурной повестки, ориентируясь на развитие городской художественной сцены и культурного сообщества.

На данный момент «Аэрарий» не имеет своего пространства. Но благодаря объединению с дружескими проектами в городе команда организовывает выставочные и исследовательские художественные проекты, лекционные и образовательные курсы, мастер-классы и маркеты. При поддержке музея современного искусства «Гараж» в онлайн-формате действует библиотека с литературой по современному искусству. В планах команды — открытие постоянно действующей площадки.

Свой проект мечты «Аэрарий» попробовал выразить в формате небольшого разговора всех участников самоорганизации.

Олег Корчагин

Для меня формат нашего идеального мероприятия — это, пожалуй, выставка. Но мне хотелось, чтобы в этой выставке было побольше какой-то абсурдности. Например, представим относительно большое помещение, в центре которого находится моя инсталляция из баррикадной ленты «Новый лес». А по стенам, например, висят наши работы. Ну, положим, проект Лилит «Курортное дело», фотографии Андрея, живопись Оли, что-то моё. Задействовано может быть и больше художников. В четырёх углах этого зала установлены динамики, из которых доносятся совершенно разные вещи. Из одного звучит музыка 30-х годов, какие-то песни, фокстроты, танго. Например, «В парке Чаир распускаются розы». Из другого слышится чтение Брежневым своего доклада на XXVI съезде Коммунистической партии Советского Союза. А из третьего динамика раздаются звуки трансляции утренней гимнастики, которые передавали по радио «Маяк», кажется, с 60-х годов. Ну, и последний, четвёртый, уже про что-то актуальное. Скажем, рассказ Лилит о её проекте «Остров, окружённый сушей». Где-нибудь в середине зала всё это будет сливаться в своеобразную какофонию. И ещё одна отсылка к алогизму сюрреалистов, к Международной выставке сюрреализма в Париже 1938 года, за которую как куратор отвечал Марсель Дюшан. Я предлагаю это пространство полностью сделать тёмным, а зрители должны будут, попадая в него, включить фонарики своих мобильных телефонов и уже с их помощью разглядывать что-либо на выставке.

 

Андрей Кузнецов

Я бы хотел иметь какой-нибудь особняк, например, двухэтажный. Чтобы он был уже заброшенным. Стоял бы в полуаварийном состоянии с какими-то трещинами, но всё-таки более или менее целый, с остатками интерьера. И там — выставка приглашённых из других городов художников с интерактивами в каждой комнате. Играла бы какая-нибудь приглушённая музыка из стен, просто фоном. А если найти особняк где-нибудь на Бытхе или на Пластунке, то можно было бы пройтись по небольшому маршруту. Желательно в туман. Например, к какому-нибудь дольмену либо к Сырному камню.

 

Лилит Матевосян

Мне хочется сделать такой формат, что вовлёк бы максимальное количество людей. Разных возрастов и возможностей, но с ориентацией на местное сообщество. Также мне кажется важным решить проблему, связанную с географическими особенностями нашего города. Поэтому в голову приходит формат фестиваля, раскинутого по нашему побережью. Площадками могут стать кофейни, парки, санатории, пляжи, дома культуры и аэрарии во всех районах Большого Сочи. По сути, это может быть вторым Сочинским фестивалем современного искусства. У каждой локации будет свой сокуратор, знакомый с особенностями локации и местным сообществом. Мне бы не хотелось ограничиваться одним днём для такого события, поэтому все активности можно было бы проводить в течение нескольких недель, а то и месяц. В качестве визуального и концептуального образа я бы взяла акции арт-группы «Гильдия красивых». Мы могли бы организовать оммажи на работы «Гильдии»: «Шествие в картинах», акцию «Круги на небе», «Поездка в Туапсе» и другие. На фестивале могут реализоваться следующие форматы: кинофестиваль, выставки, лекции, лаборатории и прогулки с художниками по городу.

Олег Корчагин

Лилит, это здорово, как ты размечталась! Вот это масштаб! И мне нравится идея с оммажами на работы «Гильдии красивых», особенно, как бывшему участнику этой группы. Действительно, повторы некоторых акций не будут точными повторами, а будут выглядеть по-новому. И связь поколений художников — это замечательно. Ведь молодые художники будут ставить те же вопросы и задачи, которые и мы когда-то ставили перед собой. Но отвечать на них будут уже по-другому.

 

Ольга Егорова 

Мне понравилась идея Олега, хотя какие-то вещи типа музыки 30-х годов и голос Брежнева — это не совсем моё. Очень близка идея Андрея с виллой — это прям мечта! И мне очень понравилась идея Лилит. Я тоже сразу же представила себе именно формат фестиваля, но масштабнее, чем «Квадролог» — шире в плане участников и шире в плане программы. Я согласна с тем, о чём говорит Лилит, про фестиваль кино и всё остальное, про вовлечение всех возрастов. Действительно, если уж мечтать, то о чём-то таком гигантском.

«Портал»

 

Проект «Портал» возник в 2020 году как открытая галерея для независимых художников города Сочи. Возник, по словам создателей, от одномоментной концентрации творческих единиц (пять художников и три музыканта) на метр площади пространства. После долгих дней изоляции 2020 года в людях возникла глубокая потребность к объединению и самовыражению.  

Тогда же появились первые грани проекта: крохотная уютная галерея, винил, общение, чай. Прежними остаются и цели, определённые в первый год существования: изменить мир к лучшему через красоту и самобытность южного искусства. За четыре года под эгидой «Портала» прошло 15 выставок современных южных художников и несколько маркетов. 

«Портал» презентует сам себя как не просто место встречи творческих людей, взаимного обогащения и интеграции, но и возможность заглянуть в мир художника в доступной и комфортной форме. 

Сейчас проектом занимаются Дмитрий Логинов и Андрей Шаталин.

«Портал мечты»

 

Дата проведения: лето 2025 года.

Локация: пересохшая горная река. Например, Агура или Западный Дагомыс.

Скалы, образующие ущелье, являются стенами галереи. После заката на стены проецируются работы видеохудожников Kapecky и Thisset. Одна стена ущелья будет предоставлена местным фотохудожникам, другая —живописцам и мастерам прикладного искусства (керамика, дерево, украшения из камня). Авторы будут отобраны через open-call со всей страны.

Название выставки: «Я — природа».

Это призыв разглядеть основную музу любого художника: естественное природное пространство, первородный лимб. Ведь природа вдохновляет людей вот уже несколько тысяч лет. Яркий пример подобной природной выставки — это наскальные рисунки.

Сегодня мы способны отдать дань музе и провести выставку в самом лоне спящей горной реки.

Сопровождение выставки — музыка и чай. Весь день по ущелью будет разноситься живая инструментальная музыка, соответствующая месту. От живых инструментов на закате перейдут к спокойной электронной музыке. А под светом луны будет звучать более активная современная электроника. Чтобы согреться и взбодриться, можно будет выпить чай, выращенный на полях неподалёку.

Также на территории будет действовать фуд-корт из траков.

ЧЭЗМ

 

Самоорганизация молодых художников Сочи, что появилась в январе 2024 года. У истоков ЧЭЗМ стояли Артём Елисеев и Антон Станкин. А дизайном афиш тогда занимался Михаил Теплов. Художники были объединены абстрактным стилем своих работ. И именно по такому же принципу к ЧЭЗМ присоединялись новые авторы. Да и название имеет схожие корни: аббревиатура фразы «Что это за мазня». Именно так чаще всего, по словам участников ЧЭЗМ, реагировали зрители на непонятные абстрактные произведения искусства. 

Спустя девять месяцев существования самоорганизации ЧЭЗМ ушёл от исключительно абстрактных работ. Сейчас на их выставках можно увидеть произведения в стиле абстракционизма, экспрессионизма, наива и прочих жанров. 

Самоорганизация к этому моменту провела пять выставок и десяток различных коллаборативных ивентов. 

Основной состав ЧЭЗМ: Артём Елисеев (псевдоним Anton Logos), Виктория Гонзалес (Vongonsa), Полина Садкова (Sadkova P.) и Ильяс Каписов (KIT). Также на выставках и выездах объединения участвуют ещё по меньшей мере тринадцать молодых художников и художниц города Сочи.

АРТ-БАЛ

 

Формат

Арт-бал с полным набором: иммерсивный театр, выставка, аукцион, дресс-код, шампанское и красная дорожка. Всё это в антураже старинного сочинского особняка.

 

Посыл и смысл мероприятия

Мы как современные художники хотим дать понять сегодняшнему зрителю следующую мысль: век натюрмортов и пейзажей прошёл, и теперь в центре зала за толстым противопожарным стеклом может прятаться не Мона Лиза, но абстрактная работа художника без академического образования. Общество должно принять истинную ценность работ современных художников. Мы живём в эпоху становления нового Золотого века. Перформансом иммерсивного театра и выставкой мы переосмысляем классику.

 

Атмосфера 

Играет оркестр. Неподалёку пирамида из бокалов шампанского. На протяжении всего вечера мелькают приглашённые актёры в откровенных меховых нарядах. Тема дресс-кода гостей: «Грехи человеческие».

 

Локация

Особняк. В девяти комнатах особняка, будут расположены картины девяти современных художников. По ходу мероприятия в них также будут проходить перформансы.

 

Приглашённые гости

Основатель галереи ARTпатруль Юрий Емельяненко
Артистка бурлеска Тамасина Бенсан
Смычковый и духовой оркестр
Локальные техно-диджеи
Акробаты на ходулях

Сценарий мероприятия

 

Начало мероприятия (17:00–18:30):
Лекция от основателя галереи ARTпатруль Юрия Емельяненко.

 

Открытие (18:30–19:00):
В 18:30 начинается действо иммерсивного театра. В постановке актёр изображает художника, который проходит девять кругов ада. По ходу представления он посещает все выставочные залы, в которых борется с человеческими грехами и пишет картину. Сам актёр-художник, по сути, представляет из себя кисть, показывая метания души творца. К концу представления и поисков самого себя рождается картина, олицетворяющая шаткость и уязвимость человеческой души. 

Зрители в это время передвигаются из комнаты в комнату, наблюдая за грехопадением главного героя. 

После перформанса люди выходят в холл, где включится свет и спадёт занавес. Зрителям откроются полотна, которые можно описать нашей коронной фразой «Что это за мазня?»

 

Выставка (19:00–20:30):
Люди угощаются шампанским и канапе. В саду ходят акробаты на ходулях, играет оркестр. В девяти комнатах особняка расположена экспозиция полотен и инсталляций девяти современных художников. Все работы переосмысляют круги ада. Пример инсталляции по теме «Чревоугодие» — большая ростовая зубастая вагина, поедающая мозг. 

В холле располагаются работы, посвящённые человеческому творческому началу.  

 

Бурлеск (20:30–21:00):
Зажигается неоновый свет, в центре зала актриса шоу бурлеска откровенно танцует в бокале.

 

Благотворительный аукцион (21:00-22:00):
В 21:00 начинается аукцион. На нём будут представлены девять основных картин, а также работа, созданная во время перформанса иммерсивного театра. 

Часть денег с проданных полотен будет отправлена на благотворительность. Или, например, на создание музея современного искусства Сочи.

 

Диджеи (22:00-01:00):
Техно-вечеринка у бассейна. Будут играть локальные сочинские диджеи. Над диджейской стойкой располагается световая арт-инсталляция. 

«Девочка без персиков»

 

«Девочка без персиков» — это первый в городе клуб-сообщество любителей искусства. Он начал свою работу осенью 2023 года. 

Клуб взял на себя роль проводника между искусством и зрителем. В «Девочке без персиков» организовывают для участников комьюнити мероприятия с культурным кодом: посещения мастерских художников, визиты к коллекционерам, авторские экскурсии по выставкам, изучение архитектуры города на тематических прогулках, лекции с искусствоведами. Также клуб устраивает коллаборации и воркшопы с локальными авторами. 

Основатель и главная движущая сила проекта — Елена Давлатова. 

KULTURA

 

Наша девочка хоть и без персиков, но с основательными взглядами. Мы мечтаем не о единичном арт-мероприятии в нашем южном городе, а о том, что даст возможность их проводить регулярно, серьёзно и качественно. Мы мечтаем о центре современного искусства, который будет включать в себя лучшие практики столичных аналогов: с открытыми мастерскими, арт-резиденцией, лекториями, кинотеатром, библиотекой, книжным магазином и, конечно же, выставочным пространством. 

Представьте себе просторное, светлое здание архитектурного наследия в современном прочтении, где бережно сохранена локальная идентичность, но учтены и созданы все условия для технологичного культурного центра. 

В открытых мастерских и лабораториях художники, скульпторы, керамисты, дизайнеры и фотографы работают над своими проектами, используя технические возможности и инструменты, предоставляемые центром: 3d принтеры, печи для обжига, фрезерные станки, манипуляторы, ризографы и прочее.

Кураторы из других регионов и даже стран переосмысливают нашу локальную арт-среду, внося свой вклад и видение через выставочную и перформативную практику. 

В просторных выставочных залах экспонируются не только локальные, но и авторы из других регионов и стран, а также большие музейные имена. Почему бы, например, полотну Жан-Мишеля Баския из собрания Русского Музея не погостить в культурном центре Сочи? Очень любопытно, как знаковые работы будут звучать и читаться в нашем южном контексте и как будут взаимодействовать с локальным и приезжим зрителем. 

А ещё на базе культурного центра должна функционировать арт-резиденция, куда на ограниченный период приезжали бы художники из других регионов и стран для кросскультурного обмена, поддержки и художественных экспериментов. 

В наших смелых мечтах такой центр современного искусства позволит нашему курортному городу стать настоящим южным центром современного искусства.