15 декабря два танкера, перевозящие нефтепродукты, потерпели крушение во время сильного шторма у слияния Керченского залива и Чёрного моря. В воду попало минимум три тысячи тонн мазута. Морское течение потянуло мазут в сторону курортов Краснодарского края, и шторм начал прибивать нефтепродукты на сушу. Основной удар пришёлся на Анапу и прибрежные посёлки — это более 50 км береговой линии.
Это краткая история, однако, в ней есть детали, за которые при желании можно зацепиться. Например, как вышло, что сразу два танкера практически одномоментно разломились пополам в открытых водах, а даже не на мели? Кто стоит за этим бедствием? Оставлю эти ответы на дальнейшие экспертизы (на данный момент информация противоречива), мне интересно другое: как проблема будет решаться фактически, и какие экологические последствия ждут наше море и береговую линию?
Для объективного взгляда на ситуацию весь световой день 20 декабря я провёл на пляжах посёлка Витязево (окраина Анапы с северо-западной стороны) с фотографом Данилой Поваровым. Мы приехали из Сочи в Анапу самостоятельно, так как главной задачей было сделать репортаж, но есть другой путь — волонтёрство. Тогда поездка неравнодушных людей к бедствию будет происходить организованно и целенаправленно. В нашей истории эти люди играют ключевую роль, поэтому с них и начнём.
Даниил Набоков — сочинец в пятом поколении. Он старательно изучает свой город: богатую природу, историю, архитектуру, локальный колорит и менталитет местных жителей, таких же, как и он. Своими мыслями о Сочи он делится в блоге «Восторг Сочи», а ещё профессионально занимается походным туризмом и знакомит гостей города с каньонами, горами и лесами.
Волонтёрские движения
Первым, что ты видишь рано утром при прибытии на пострадавшие пляжи — десятки, сотни и тысячи людей. Это и местные жители, и помощники с ближайших городов, и волонтёры совсем с неблизких уголков страны. Все собрались ради одной благородной миссии — спасти Чёрное море и его обитателей. Меня это впечатлило. Несмотря на трагическую причину, невероятно отрадно видеть сплочённость тех, кто в обычной жизни никогда бы не встретился друг с другом.
Организационная часть волонтёрского движения — это феномен сегодняшнего времени. Как только на берег тоннами начали поступать первые сгустки мазута, кто-то создал чат в телеграме для кооперации людей по сбору мазута. Почти сразу появилась вторая не менее важная задача — спасение прилипших к вязкому мазуту птиц. Подтянулись другие организационные темы: сбор водителей для доставки людей на пляжи, поиск и выдача мешков / перчаток / респираторов, размещение волонтёров, прибывших на несколько дней, и ещё с десяток других тем. К каждой теме чата начали прикреплять админов (кому это было интересно) для модерирования общения. К чату подключили интерактивную карту с отмеченными локациями: штабами, пляжами, требующих внимания, пункты отмыва птиц, точки для согревания и питания и т. д. Эта площадка «сарафанным радио» начала распространяться среди пользователей телеграма так быстро, что уже 20 декабря в нём насчитывалось более 30 тысяч участников! Таким образом, чат с названием «Разлив нефти в Чёрном море» стал столпом в волонтёрском движении, где люди с нуля могли координироваться и понимать, куда идти, что делать, как доехать и прочее.
Атмосфера в местах сбора волонтёров разная. Есть люди, которые восприняли катастрофу с танкерами как личную, и со стороны видна их боль за произошедшее. Они просто кропотливо и молча делают работу, ведь для них море и его экология — значимая часть жизни, что-то святое, но сейчас изувеченное. А есть и такие, кто прибыл «в поле» хоть и не по весёлой причине, но заряженный оптимизмом и верой в успех дела. Несмотря на разницу настроений, все дружно вовлечены в один общий процесс — и это самое главное. Коллективизм, несмотря на разный подход, — это здорово.
За один день в анапском районе мы встретили студентов из колледжей, простых работяг из ближайших посёлков, откликнувшихся на помощь, пожилых людей, которые просто не могли остаться в стороне, узнав про эту ужасную беду в море. Множество людей из разных городов (в том числе из Сочи) не остались равнодушными и приехали на зов помощи.
Каждый нашёл себе работу. Кому-то интересно находиться в штабе и решать операционные задачи, кто-то физически помогал очищать птиц, водители были задействованы в развозе волонтёров и инвентаря. Но, само собой, самой основной и масштабной задачей было — забор мазута лопатами в мешки, этим занимались большинство волонтёров. Правда, на момент написания этой статьи, зачистка моря может показаться сизифовым трудом.
Дело вот в чём. Основной массив мазута, налипшего толстым слоем на песок, был убран в первые дни. Казалось бы — успех! Так-то оно так, но сколько бы волонтёры не убирали мазут, он «лепёшками» поступал с моря снова и снова, будто по конвейеру. Порой команды из пятидесяти человек весь день стоят практически на одном пятачке: лопатами убирают эту чёрную отраву в мешки, а через полчаса волны прибивают к этому берегу такое же количество мазута. Сложно сказать, сколько этот процесс будет продолжаться, но будем надеяться, что злопамятный конвейер скоро прекратит поставки. Собственно, в этом и основной вопрос — когда море и пляжи очистятся, когда восстановится природная экосистема? Помимо колоссального урона природе, эта ситуация создаёт вокруг курортов Анапы неоднозначные мнения насчёт перспектив летнего сезона. Пляжи с вонючим мазутом и страдающие птицы — такой себе маркетинг для отдыхающих.
Вопросы к экологу
На все важные вопросы об экологии должен отвечать эколог. Я задал их Юлии Набережной — дипломированному магистру экологии, президенту АНО по содействию сохранения природного и историко-культурного наследия Западного Кавказа.
— Какие угрозы разлив нефти представляет для морских обитателей?
— На сегодня в море оказалось порядка трёх тысяч тонн нефтепродуктов, что уже очень много, но в этих двух танкерах в сумме порядка десяти тысяч тонн мазута. Согласно космическим снимкам и информации на месте — утечка продолжается. Если не принять меры, ситуация будет только ухудшаться.
Для флоры и фауны Чёрного моря это очень чувствительное воздействие с учётом узкой полоски жизни, в которой обитает основная биота — до сероводородного слоя (это порядка 150–200 метров от поверхности моря). Едва ли мы полностью потеряем какой-то вид морских организмов. И даже если численность кого-то из них упадёт, это будет временно, так как загрязнение локальное в масштабах экосистемы Чёрного моря. Глобальной катастрофы не предвидится.
— Как осевшие по берегу нефтепродукты отразятся на флоре и фауне прибрежной зоны?
— Прибрежные птицы, попавшие в мазут, не могут выжить самостоятельно. Отмытых и стабилизированных птиц необходимо будет держать на передержке и кормить подходящей для них пищей до весенней линьки, так как перья после воздействия мазута и моющих средств теряют водоотталкивающие свойства. Мокрое оперение не греет. Отпустить такую птицу — обречь её на гибель. Достаточно критично также воздействие мазута для дельфинов.
Для прибрежных экосистем воздействие мазута, выброшенного на берег, тоже неблагоприятно. Всего два грамма нефти и нефтепродуктов на 1 кг почвы делают её непригодной для жизни растений и почвенной микрофлоры. А в нашем случае речь идёт о десятках тысяч тонн, поэтому уборки пляжей — задача крайне важная и первостепенная.
— Есть ли неочевидные последствия для природы?
— Есть. Во-первых, накопление и перенос загрязнителя (нефтепродуктов) в пищевой цепочке, то есть в тканях рыб эти вещества могут накапливаться и попасть в итоге к нам на стол. Во-вторых, один литр нефти и нефтепродуктов лишает кислорода 40 тысяч литров воды с их обитателями. Опасна именно нефтяная плёнка, которая образуется на поверхности воды, лишая кислорода её обитателей. В-третьих, масляные вещества, которые содержатся в мазуте, обволакивают жабры рыб, от чего они просто задыхаются. В-четвёртых, донные отложения нефтепродуктов подрывают кормовую базу.
— Сколько лет понадобится природе для полного восстановления естественного баланса?
— По ГОСТ мазут — это продукт 4-го класса опасности, что считается малоопасным для человека. Последствия будут наблюдаться не менее 10 лет. Пока всё развивается по мягкому сценарию — известно, что как минимум два раза мазут выбросило на берег в районе Анапы (сравнительно локально). То есть, пока что ветер отогнал основное пятно от пролива, где очень большое количество птиц. Есть надежда, что мазут затянет в магистральное течение Чёрного моря, из-за чего он уйдёт на глубину. Это наилучший на сегодня сценарий. Бактерии, которые питаются углеводородами, смогут переработать его в течение 5–10 лет.
Если сохранятся ветра и продолжится выброс мазута на пляжи в районе Анапы и прилегающих к ней территорий, важно продолжить совместную работу — уже созданы штабы МЧС, администрации и волонтёров. Люди откликнулись и готовы ехать даже издалека, из других городов, чтобы помогать — это очень ценно и важно. И встречное движение администрации, госорганов и бизнеса даёт отличный пример, как слаженно и организованно можно вместе справляться с такими ситуациями.
Хотелось бы больше понимания и сотрудничества от отельеров Анапы и близлежащих населённых пунктов, например, можно размещать иногородних волонтёров без оплаты — это вклад в будущие летние сезоны на 10 лет вперёд. То же самое относительно таксистов — наживаться на волонтёрах и драть с них три шкуры за доставку в Анапу — это как минимум недальновидно.
— Что будет происходить с тысячами мешков собранного мазута, как его будут утилизировать?
— Очень важно применить максимально экологичные решения на этапе утилизации собранного мазута и жидких отходов, образующихся также ещё и при отмывке птиц. На момент 20 декабря в Анапе от мазута отмыли уже более 250 птиц, берег очищают свыше 6 тысяч человек, уже удалось убрать 3303 тонны песка и грунта. В порту Анапы акваторию обрабатывают сорбентами, собрали 4 тонны воды, загрязнённой нефтепродуктами. Нужно собирать загрязнённую воду в ёмкости и централизованно сдавать на утилизацию, иначе мазут и моющие средства попадут обратно в Чёрное море. Без активной помощи властей в организации этих задач здесь не справиться.
— Может ли эта зараза навредить экосистеме вблизи Сочи или основной удар приняли на себя окрестности Анапы?
— Необходимо продолжать мониторинг, потому что некоторых испачканных в мазуте птиц обнаружили даже в Сириусе. В случае изменения течения вся эта масса может продолжить своё движение в сторону Сочи, Тамани, Новороссийска. Вообще, конечно, аварии неизбежно случаются с определённой периодичностью, и постоянно действующие группы волонтёров в каждом приморском городе обучены и экипированы. Также наличие службы аналогично пожарной, со специализированным оборудованием, может сильно продвинуть уровень безопасности и скорость реагирования на подобные ситуации.
— Какой, по вашему мнению, ждёт летний сезон жителей Анапы из-за катастрофы?
— Я думаю, каким будет сезон для анапчан, зависит во многом от них самих. Если найдут место для проживания волонтёров и сами включатся максимально в процесс — сезон будет. И, конечно, тяжёлая специализированная техника для уборки мазута с пляжей — это дорого, и здесь необходима помощь от бизнесменов и предпринимателей. Плюс, государственный контроль и централизованный вывоз и утилизация мазута. Ну и постоянный мониторинг минимум на год и до 10 лет, нужно смотреть по ситуации. Есть вероятность, что в летнее время при повышении температуры моря тот мазут, что находится на дне, будет всплывать на поверхность и прибиваться к берегу. Как оно будет развиваться, сложно предсказать даже экологу, тут многое зависит от погодных условий. Будем наблюдать, устранять последствия и верить в наилучший результат.
Если вы дочитали до этого места — значит, вам не всё равно. Даже маленькая помощь сыграет свою роль в спасении экосистемы Чёрного моря и прибрежной зоны. Помощь может быть физической — волонтёрство, может быть материальной — донаты. Оба варианта можно реализовать на платформе в Телеграм, о которой я писал выше.
Фото: Данила Поваров