Выставка «Степь прячет себя»

Фонд искусства «Голубицкое» был основан в 2020 году. Он воплощает в жизнь проекты, ориентированные на локальный контекст исследований, кураторства, арт-резиденций, а также публикаций и выставок.

Одним из ключевых направлений работы фонда является археология, где он поддерживает исследования, посвящённые Таманскому полуострову. Приглашённые специалисты, такие как Николай Смирнов, Варвара Бусова, Сергей Куликов, вносят вклад в изучение богатого культурного наследия региона. Фонд также выпустил путеводитель по Таманскому полуострову.
Летом 2021 года фонд провёл масштабную выставку под названием «De Profundis. Выставка уместного искусства», куратором которой был Андрей Ерофеев. Участники создавали произведения, взаимодействуя с археологическим контекстом региона.

Новый проект фонда, выставка «Степь прячет себя», разработанная куратором и археологом Варварой Бусовой, продолжает исследование и интерпретацию культурных слоёв Тамани. Основное внимание уделяется кочевым племенам, современные образы номадизма, идеи дома, пути и свободы.

Вид экспозиции «Степь прячет себя» с работами лёхи г. и Владимира Архипова. Фото: Константин Антипин. Courtesy: Фонд искусства «Голубицкое»

Вид экспозиции «Степь прячет себя». Фото: Константин Антипин. Courtesy: Фонд искусства «Голубицкое»

О кураторе

Варвара Бусова (род. 1990, Ленинград) — археолог, куратор междисциплинарных проектов, реставратор по коже. Занимается археологией с 13 лет, реконструировала конские головные уборы древних кочевников Алтая по материалам Государственного Эрмитажа, изучает скифские курганы и погребения эпохи хунну в Туве, стоянку древних металлургов на границе с Монголией. Окончила кафедру археологии Санкт-Петербургского государственного университета, в настоящее время пишет диссертацию в Институте истории материальной культуры РАН. Участник международных археологических и музейных конференций в Пекине, Оксфорде, Барселоне, Париже, Вильнюсе. Призёр Школы молодых археологов стран СНГ. Совмещает научную деятельность с кураторской, используя археологический материал как отправную точку для художественной рефлексии. Создала проект экспозиции Музея природы и человека в Аркаиме (2017). Работала над выставками «Музей материальной культуры» (Высотка на Котельнической набережной, Москва, 2018), «Либо мир переполнен мусором, либо нашими воспоминаниями» (Фонд искусства «Голубицкое», станица Голубицкая, 2021). Победитель Ежегодной практической программы для молодых кураторов (Музей Дренте, Ассен, Нидерланды, 2019).

Вид экспозиции «Степь прячет себя». Фото: Константин Антипин. Courtesy: Фонд искусства «Голубицкое»

Вид экспозиции «Степь прячет себя» с работами лёхи г., Андрея Поповского, Евгения Антуфьева и Андрея Хлобыстина. Фото: Константин Антипин. Courtesy: Фонд искусства «Голубицкое»

По словам самой Варвары Бусовой, «таманские равнины — подходящий ландшафт для кочевников. Открытые пространства полуострова, продуваемые и неприкаянные, следуют золотому правилу степи — прячут в себе своё содержимое (артефакты, курганы, поселения, храмы и дороги — любые материальные свидетельства). Тысячелетиями гуляющий между равнинами и низменностями ветер — помощник скрытных степей и метафора свободы. Свободно кочующие по степи народы — номады — абсолютный синоним непривязанности, независимости и презрения к оседлой встроенности в систему. Два уклада противопоставлены друг другу: кочевой образ жизни и связанные с ними культура и быт всегда одновременно пугали и завораживали жителей “цивилизованных” городов. Противопоставляя отражённые в объектах и медиа оседлый и кочевой миры, мы через ряд внутренних вопросов стараемся предугадать будущее кочевого сообщества. Выставка представляет собой четыре главы, и каждая из них — это вопрос, который задаёт себе воображаемый герой. На все вопросы существует два ответа — от каждого из миров».

Вид экспозиции «Степь прячет себя» с работами лёхи г., Андрея Поповского, Евгения Антуфьева и Андрея Хлобыстина. Фото: Константин Антипин. Courtesy: Фонд искусства «Голубицкое»

Как сказала Варвара Бусова в одном из интервью:

«В начале работы проект представлялся мне чем-то наподобие компьютерной игры. Попадая в выставочное пространство, посетитель ещё не знает, кто он — оседлый земледелец или кочевник-скотовод. Каждый из четырёх разделов проекта ставит перед ним определённые вопросы, ответив на которые, можно, наконец, определиться. Первый раздел «Кто я?» посвящён нашему постоянному стремлению определять себя через ту или иную социальную группу — от любителей роликов до учёных. Второй озаглавлен «Что я оставлю после себя?». Здесь я ассоциирую себя с героиней работы лёхи г. — женщиной, собирающей слезы во флакон <…>. В этом же разделе представлен реди-мейд Владимира Архипова — самодельное одеяло со следами долгой жизни. Одновременно бытовой предмет и важная семейная реликвия — сшитый из кусочков предмет памяти. Это очень сильная работа, которая во многом перекликается с тем, что я знаю о кочевниках, шьющих всю одежду из лоскуточков, из кусочков, у них всё идёт в дело; любая вещь, износившись, получает вторую жизнь в качестве элемента новой, и так бесконечно. Следующий раздел «Что я беру с собой?» — экспозиционная конструкция в виде силуэта юрты, которую придумала архитектор выставки Наташа Крымская. В этом разделе всё построено на дихотомии кочевого и оседлого. Например, тонко сделанная, очень декоративная и хрупкая ваза Евгения Антуфьева — её совершенно не получается представить в кибитке кочевника, ведь она может разбиться от любого неловкого движения. А «Сушилка для шкур» Андрея Поповского — наоборот, крепкая, эластичная шкура, шедшая на изготовление древнейших сосудов и бубнов, которые мы находим во всех кочевых культурах. Этот объект звучит Таманской степью. Интересно, что на монтаж Андрей приехал уже с готовой записью, где были слышны шумы всадников и ещё какие-то полевые звуки. Потом, походив два дня по берегам Азовского моря, он сказал, что Тамань звучит совсем по-другому и он перепишет звук. Инсталляция Андрея Хлобыстина посвящена портативной культуре и тому, какие идеи мы несём с собой из прошлого, — каждому чемодану соответствует тот или иной политический или художественный манифест от «Манифеста коммунистической партии» до «Манифеста футуристов». Заключительный раздел носит название «Когда я вернусь?» — именно в нём экспонируется работа Нестора Энгельке, которая одновременно и про тоску по дому, и про иронию, потому что отсылает к игре Mario Bros., в которой главный герой всегда приходит в свой домик, похожий на крепость». (АртГид, 12.05.2023 текст: Мария Кравцова)

 

Участники выставки: Марина Алексеева, Евгений Антуфьев, Мария Арендт, Владимир Архипов, художественный кооператив «Бусинки», Ирина Затуловская, лёха г., Михаил Максимов, Андрей Поповский, Андрей Хлобыстин, Нестор Энгельке.

Ирина Затуловская. Без названия. 2022. Фанера, масло. Фото: Константин Антипин. Courtesy: Фонд искусства «Голубицкое»

Евгений Антуфьев. Без названия. 2021. Желтая бронза, янтарь. Фото: Константин Антипин. Courtesy: Фонд искусства «Голубицкое»

Фонд искусства «Голубицкое» — в июле 2020 года на Таманском полуострове на территории действующего винодельческого хозяйства «Поместье Голубицкое» начал работу фонд искусства «Голубицкое», созданный по инициативе мецената и коллекционера Александра Мечетина, основателя крупнейшей российской алкогольной компании Novabev Group (до августа 2023 года известной как BELUGA GROUP). Это новый проект команды Центра современного искусства «Заря», базирующегося во Владивостоке, направленный на поддержку российских художников и развитие международного сотрудничества в сфере современного искусства. Посещение выставок бесплатное, по предварительной записи.

лёха г. Нашел!!! (Археологи на раскопках). 2021. Смешанная техника. Фото: Константин Антипин. Courtesy: Фонд искусства «Голубицкое»

Нестор Энгельке. Мой дом — моя крепость Mario bros. 2023. Объект, дерево, эмаль. Фото: Константин Антипин. Courtesy: Фонд искусства «Голубицкое»

«Поместье Голубицкое» — это 231 гектар виноградников, современное производство, грандиозные подвалы для выдержки и хранения вина, подземные галереи, соединяющие туристический комплекс и производство, дегустационные залы и магазин. «Поместье Голубицкое» расположено в уникальном по красоте месте — на Голубицкой стрелке. Это узкая полоска суши между Азовским морем и Ахтанизовским лиманом, откуда открываются панорамные виды на Таманский полуостров, море, лиманы, виноградники и песчаные пляжи. «Поместье Голубицкое» — это также и туристический центр, соединивший в себе виноделие и гастрономию, музыку и живопись, изучение родного края и современного искусства. Гости знакомятся с современным винным производством, тоннелями для выдержки вин, пробуют вина в дегустационных залах.