Пока вы спали, мы нарисовали

Команда художников StandArt за три года своего существования успела поработать с курортом «Роза Хутор», «Кинотавром», «Союзмультфильмом», казанской «Ак Барс Ареной», оформить чемпионат России по пляжному волейболу, покрыть изображениями тысячи квадратных метров и даже успешно подружить стрит-арт и сусальное золото. О том, в чём главный секрет продуктивности команды, чего на самом деле хотят художники и как изменять облики городов, рассказывает лидер StandArt Евгений Колпаков.

Граффити vs стрит-арт

Команда художников StandArt, хотя Евгений предпочитает называть её объединением или союзом, работает в технике монументальной живописи, которая также известна под термином «мурал» — настенная живопись большого размера. Муралы не следует путать с граффити, которые, как правило, в большинстве не несут никакой художественной ценности и засоряют город. «Граффити — это агрессивное искусство. Художник просто ставит вас перед фактом, выбирает место, которое ему удобно, и рисует то, что ему хочется. Со стрит-артом, в частности, с муралами, вам нужно пройти девять кругов ада, чтобы всё согласовать с властями, жителями, и в итоге вы рисуете то, что хотят видеть заказчики, — то есть это согласованное искусство. И в этом его принципиальное отличие от граффити», — рассказывает Евгений.

При этом в команде StandArt не отменяют ценности существования граффити как важной части уличной культуры, но подчёркивают значение этикета рисунка: «И у граффити, и у стрит-арта одна цель — сделать некрасивое красивым, но не всегда граффити выглядит качественно и аккуратно, и одна из наших целей — показать художникам, что можно использовать легальные согласованные шрифты и на этом зарабатывать. Ведь на самом деле художники хотят только двух вещей — денег и признания. Дайте им легальный спот, дайте выставки, дайте конкурсы с призовыми фондами, и это избавит город от вандализма. Плюс финансово это намного выгоднее, чем постоянно закрашивать граффити», — делится своей позицией Евгений.

Евгений Колпаков

Космические скорости

Сегодня в команде около 30 художников. Миссия StandArt — создавать что-то вроде стенгазеты на домах, фиксировать повестку дня. Стрит-арт живёт недолго: по меркам искусства всего миг, но в этом его прелесть. Он быстро исчезает, но также быстро создаётся. «Это быстрое искусство. И это быстрая возможность сделать неопрятный город красивым. У меня есть одна идея, я назвал этот проект «Ночь». Суть в том, что 20 художников за сутки могут поменять облик целого города или района», — делится планами Евгений.

В StandArt действительно работают быстро. Впечатляюще быстро. За несколько дней двое художников легко могут зарисовать пространство в пару тысяч квадратов. У ребят даже есть свой девиз: «Пока вы спали, мы нарисовали». Скорость и способность быстро преображать пространство — то, за что клиенты очень ценят художников из StandArt. «Наши заказчики платят за свой сон. Им очень нравится, когда они вечером уходят, у них голая стена, а утром приходят — всё готово. Я не смогу свозить вас на океан, но нарисовать его я смогу за ночь — и это ключевое», — рассказывает Евгений.

Впрочем, такую скорость ценят не все, поэтому ребята часто нанимают «топтунов» — людей, которые изображают художников: берут кисточки, баллончики, делают вид, что что-то рисуют. «Зачем это? Не всегда получается объяснить, почему бригада маляров работает неделю, а один художник справляется за день. Мы работаем в технике speed painting (быстрого рисования) и у некоторых людей не укладывается в голове, что можно сделать и быстро, и качественно одновременно. Поэтому для их успокоения мы нанимаем таких заменителей художников», — рассказывает Евгений.

Сусальное золото и чёртово колесо

Евгений — первый и пока единственный художник в мире, который соединил сусальное золото и стрит-арт. Когда слышишь про сусальное золото, первая ассоциация — это барокко, купола, «дорого-богато», но Евгений применил технику золочения к очень графичному муралу на тему спорта, выполненному в жанре абстракции. Изображение, на котором девушка отбивает волейбольный мяч, а именно мяч сделали золотым, находится в «СИ–Отеле», бывшем Sport Inn в Сириусе. «Эта работа не была бы возможна, если бы клиент не поверил в меня, не доверился и не поддержал. Директор отеля Светлана Рубцова даёт художникам возможность самовыражаться и мечтать — поэтому и получился такой крутой результат. Технически работать с золотом было очень сложно. На него нельзя дышать, и это не фигура речи: сусальное золото испаряется от дыхания! Мне предлагали заменить его на поталь, но я заморочился и не прогадал», — рассказывает Евгений.

В StandArt берутся за заказы любой сложности, даже если она связана с собственными страхами. Например, однажды ребята взяли заказ на первый высотный мурал — нужно было разрисовать фасад пятиэтажки. Но когда взяли, поняли, что все трое художников, которые должны были рисовать, боятся высоты. С проблемой справились просто: чтобы привыкнуть к высоте, художники весь день катались на колесе обозрения. Помогло.

Для души и за деньги

Одна из самых известных работ, которая принесла команде имя, — это оформление «Кинотавра» в 2020 году. Арт, о котором писали в РБК и Forbes, художники сделали за одну ночь и всего за 10 тысяч рублей, но это было отличное вложение в пиар и репутацию команды. Тот случай, когда сначала ты работаешь на зачётку, а потом она на тебя.

По мнению Евгения, художнику важно соблюдать баланс между коммерческими заказами и творчеством: «Коммерция, конечно же, кормит. И коммерция здорово прокачивает твои скилы, так как появляется возможность поработать в разных стилях, а не только в том, который ты любишь и который тебе нравится. Но важно ещё создавать работы для души, для себя. Поэтому я за то, чтобы создавались споты, выставки, чтобы художники росли и самовыражались».

 


standart1.com