Первый в Сочи олимпийский монумент

Шесть лет работы и девять лет ожидания понадобилось художнику из Сочи Константину Алексееву, чтобы реализовать свою мечту и оставить след в истории родного города. Поговорили с автором о том, как создавалось монументальное панно «Наши Победы», какие современные герои на нём изображены и что помогло обрести ему новый дом.

Константин Алексеев — художник-монументалист, с отличием окончил Академию художеств им. Репина и сразу после был принят в Союз художников России. Создаёт памятники архитектуры, которые будут украшать площади и общественные места городов. Ещё на первом курсе академии он начал работу над монументальным произведением, посвящённому спортивным победам современной России. Свою работу он мечтал разместить на фасаде арены для кёрлинга в Олимпийском парке. Забегая вперёд расскажем, что желание, достаточно амбициозное для начинающего художника, практически сбылось. На создание панно ушло шесть лет, оно стало его дипломной работой и получило высокую оценку среди экспертов.

От античности до Виктора Ана или как создавалось монументальное панно

Для начала заметим, что работа поражает своими размерами: если сложить все шесть частей, общая площадь получится 30 кв. м, а высота 2.5 метра. Сложно представить, как его довезли из мастерской художника в Санкт-Петербурге до Сочи, а ещё сложнее, как Костя смог его создать. Ещё студентом первого курса он начал собирать эскизы для панно. Город активно готовился к Олимпиаде, и молодому художнику хотелось внести свой вклад в его развитие. Константин специально прилетел на Олимпиаду и посещал соревнования, напитываясь эмоциями и собирая материал для сюжета.

 

«Ведь чем ещё мы будем прославлять свой век, если не победами сегодняшних дней? Это панно вдохновляет чтить свою историю, гордиться ею и передавать будущим поколениям»

 

Присмотритесь к произведению и среди античных героев вы заметите и современных спортсменов-олимпийцев: конькобежец Виктор Ан, юная фигуристка Юлия Липницкая и блестящая команда по лыжным гонкам, обеспечившая победу нашей стране в общем медальном зачёте.

На композиционном уровне панно ярко и лаконично прочитывается идея спорта как постоянного движения: спортсмены беспрерывно перемещаются по своеобразным петлям, закрученным вокруг центрального образа — олимпийского огня. Композиция пульсирующая, стремительная, построенная на контрастах. Перекликается с идеей древнегреческого философа Гераклита о том, что мир вечно живой.

Любопытно, что и детские воспоминания нашли отражение в сюжете. В детстве Костя любил посещать кинотеатр Спутник и любовался его мозаиками на тему космоса. Кинотеатра уже давно нет, но многие сочинцы по-прежнему с тёплом его вспоминают. А художник увековечил память о любимом месте, добавив в фон панно знакомый с детства сюжет космоса.

Кинотеатр «Спутник» находился рядом с Главпочтамтом Сочи. Демонтирован в 2007 году.

И звёзды сошлись

Символично, что в 2015 году, когда Костя завершал работу над панно, мы брали у него интервью. Это была первая годовщина Олимпиады в Сочи. Начинающий художник, студент последнего курса Академии, поделился своей мечтой разместить «Наши Победы» на фасаде арены «Ледяной куб» в Олимпийском парке (сейчас «Академия единоборств»), где его мог бы увидеть любой житель города или турист.

Девять лет работа ждала обретения нового дома. Панно успело уже поучаствовать в нескольких крупных выставках в Санкт-Петербурге, получить высокие оценки экспертов живописи, но так и не доехало до Сочи. Помог случай, точнее, удачное стечение обстоятельств. Константина пригласили участвовать во Всемирном фестивале молодёжи, который недавно проходил на территории Олимпийского парка. Конечно, на форуме отмечали и десятилетнюю годовщину Игр в Сочи. Поэтому, когда Костя обратился к руководству Фестиваля с предложением передать панно в дар Олимпийскому парку его инициативу с радостью поддержали.

15 лет от идеи до воплощения

Художник спокойно, без пафоса делится ощущениями. В момент торжественной передачи не было никакого трепета, все мысли были об организационных моментах. Он скромно замечает, что рад, сделать для родного города что-то значимое. Ведь в Сочи, до сих пор нет ни единого памятника, рассказывающего о современных спортивных победах. Верней, не было. А совсем скоро появится.

Панно уже в Сириусе и его привезут в Художественный музей Сочи на персональную выставку Константина, которая пройдёт в августе. А затем работа вернётся в Олимпийский парк.

В идеале, замечает художник, как он и планировал при создании работы, разместить панно на фасаде бывшей арены «Ледяной куб». Масштабировать эскиз достаточно просто. Самая сложная задача была — его создать. Увеличить можно, напечатав на современных материалах на металле, на стекле, вырезать из мрамора под флорентийскую мозаику на современных станках или выполнить настенную роспись.

Вопросами размещения будет заниматься Сириус. Искренне надеемся, что мудрое руководство федеральной территории не пожалеет бюджета на создание новой и такой важной достопримечательности города, принимавшего Олимпиаду.