Крупнейшая выставка в мире интерьерного дизайна Salone del Mobile.Milano прошла в 63-й раз с 8 по 13 апреля 2025 года в Fiera Milano Rho под темой «Мысль для людей». «Мысль для людей» прославляет тактильную и эмоциональную связь между людьми и дизайном, подчёркивая его роль в обогащении повседневной жизни. Сегодня Salone — это уже не просто павильоны с известными мебельными брендами и молодыми именами, — это новаторский формат, где город и выставка стали единым пространством.
Неделя дизайна — это объёмные инсталляции в самых известных локациях Милана, открытые двери салонов и галерей и целый ряд интересных мероприятий, включая публичные художественные выставки, семинары и мастер-классы, что подтверждает значение Salone del Mobile.Milano как творческого и экспериментального центра дизайна и площадки для международного диалога.
Наш приглашённый редактор Наталья Кульчицкая встретилась с сочинскими дизайнерами, архитекторами и руководителями сочинских компаний, которые в этом году посетили выставку, и задала им несколько вопросов о том, как прошла их неделя в Милане, какой личный и профессиональный опыт они получили, что стало самой яркой искрой для вдохновения и как успеть запомнить всё и не потерять главного в мировой столице дизайна.


Крупнейшая выставка в мире интерьерного дизайна Salone del Mobile.Milano прошла в 63-й раз с 8 по 13 апреля 2025 года в Fiera Milano Rho под темой «Мысль для людей». «Мысль для людей» прославляет тактильную и эмоциональную связь между людьми и дизайном, подчёркивая его роль в обогащении повседневной жизни. Сегодня Salone — это уже не просто павильоны с известными мебельными брендами и молодыми именами, — это новаторский формат, где город и выставка стали единым пространством.
Неделя дизайна — это объёмные инсталляции в самых известных локациях Милана, открытые двери салонов и галерей и целый ряд интересных мероприятий, включая публичные художественные выставки, семинары и мастер-классы, что подтверждает значение Salone del Mobile.Milano как творческого и экспериментального центра дизайна и площадки для международного диалога.
Наш приглашённый редактор Наталья Кульчицкая встретилась с сочинскими дизайнерами, архитекторами и руководителями сочинских компаний, которые в этом году посетили выставку, и задала им несколько вопросов о том, как прошла их неделя в Милане, какой личный и профессиональный опыт они получили, что стало самой яркой искрой для вдохновения и как успеть запомнить всё и не потерять главного в мировой столице дизайна.
Елена Паунич, архитектурный дизайнер, основатель и руководитель бюро JPAUNICH
— Елена, кажется, вы не пропустили ни одной выставки I Saloni за последние 15 лет? Значит, вам особенно видно, как изменилась эта всемирная выставка за эти годы и как изменились вы в профессиональном развитии и росте. Что объединяет вас и I Saloni del Mobile?
— Наверное, я прекрасный пример верности этому мировому событию, потому что посещаю выставку с 2006 года и пропустила её всего один раз: в год пандемии, когда её отменили. Я посещала эту выставку одна, и в составе первой компании Putevi, в которой я работала по приезде в Россию, а также, со своими маленькими детьми, с коллегами, а в этом году на I Saloni del Mobile мы отправились всей командой бюро JPaunich. Я часто возвращаюсь мыслями к первой поездке, чтобы вспомнить те эмоции, которые подарило это незабываемое событие мне, молодому архитектору, — атмосферу абсолютного творчества и чувства собственной причастности. И каждый год я в Милане, чтобы снова вобрать в себя этот дух новизны, идей, вдохновения, настоящей любви и преданности к дизайну. Каждый день — это 20 000–30 000 шагов не только по выставочным павильонам, но и по Милану, который на неделю становится одним большим пространством дизайна и искусства. Порой кажется, что в какой-то момент ты перестаёшь различать и запоминать бренды, тенденции, формы, но по возвращении домой зашкаливающие эмоции уходят, и в памяти восстанавливается абсолютно чёткая картина события и себя в нём. Для меня как для дизайнера на этой выставке задействованы все мои чувства, и они превращаются в ту энергию, которая питает меня как творца и мои проекты. Я хочу посоветовать всем посещать такие события, так как это неоценимый вклад в себя, большая работа дизайнера, развитие насмотренности, профессионализма и рождение мечты. И моя маленькая/большая мечта — это проект дома с предметами Baxter, так как это не просто известная компания, производящая знаковую мебель, а глобальная философия, исследование материального и эстетического баланса, воплощённое в идеальной мебели. Мечтайте!


Ксения Костарная, дизайнер интерьера
— Ксения, какое стилистическое направление в дизайне и интерьере наиболее ярко «прозвучало» на выставке?
— Стилистическое направление, которое было наиболее часто встречающимся на стендах, — это mid-century modern. Особенности этого стиля — функциональные открытые планировки, тактильные материалы и пластичные формы. Я заметила частое применение кожи, алькантары, замши — даже в виде столешниц на журнальных и письменных столах, дерево и шпон ярких природных оттенков под глянцевым лаком, обилие натурального камня (мрамор, травертин). Если заострить внимание на форме предметов, то в тренде окружность и производные от неё: овал, арка, полусфера, радиусные углы. Благодаря таким сложным линиям и формам мебель обретает нестандартный вид, она словно очерчивает пространство, делает его более невесомым и текучим. А ведь я ещё совсем ничего не сказала о цвете! Больше всего мне запомнился оттенок мяты, диапазон которого звучал от почти бирюзового Tiffany до сложного серо-зелёного. Особенно заметно эти материалы и стилистика были выражены в шоу-румах Flexform, Poliform, Baxter, Pedrali, Promemoria.


Ксения Костарная, дизайнер интерьера
— Ксения, какое стилистическое направление в дизайне и интерьере наиболее ярко «прозвучало» на выставке?
— Стилистическое направление, которое было наиболее часто встречающимся на стендах, — это mid-century modern. Особенности этого стиля — функциональные открытые планировки, тактильные материалы и пластичные формы. Я заметила частое применение кожи, алькантары, замши — даже в виде столешниц на журнальных и письменных столах, дерево и шпон ярких природных оттенков под глянцевым лаком, обилие натурального камня (мрамор, травертин). Если заострить внимание на форме предметов, то в тренде окружность и производные от неё: овал, арка, полусфера, радиусные углы. Благодаря таким сложным линиям и формам мебель обретает нестандартный вид, она словно очерчивает пространство, делает его более невесомым и текучим. А ведь я ещё совсем ничего не сказала о цвете! Больше всего мне запомнился оттенок мяты, диапазон которого звучал от почти бирюзового Tiffany до сложного серо-зелёного. Особенно заметно эти материалы и стилистика были выражены в шоу-румах Flexform, Poliform, Baxter, Pedrali, Promemoria.



Яна Степанова, дизайнер интерьера
— Яна, в своём интервью сразу после Миланской выставки дизайнер Филипп Старк посетовал, что «был шокирован доминированием люксовых брендов». Согласны ли вы с мэтром в том, что такие бренды и компании преобладали на выставке?
— Интервью Филиппа Старка всегда вызывают живой отклик, и его замечание о доминировании люксовых брендов на Salone del Mobile.Milano 2025, безусловно, заслуживает обсуждения. Согласна ли я с мэтром? И да, и нет. С одной стороны, нельзя отрицать, что люксовый сегмент был представлен на выставке чрезвычайно широко и ярко. Роскошные материалы, сложные технологии, громкие имена дизайнеров — всё это, конечно, приковывало взгляды и создавало ощущение грандиозного события. Бренды класса люкс в очередной раз подтвердили свою способность задавать тренды, демонстрировать высочайший уровень мастерства и создавать предметы, которые многие воспринимают как произведения искусства.
С другой стороны, я бы не стала утверждать, что люксовые бренды полностью «задушили» другие сегменты. На выставке можно было увидеть и представителей среднего ценового диапазона, и молодых, перспективных дизайнеров, которые предлагали интересные, инновационные и доступные решения. Важно понимать, что эта выставка — огромная площадка, и, чтобы рассмотреть всё многообразие представленных работ, нужно уделить выставке не один день.


Возможно, Филипп Старк, как визионер и человек, всегда стремящийся к демократизации дизайна, почувствовал некоторый дисбаланс. Ведь главная ценность дизайна — это не только роскошь и эксклюзивность, но и функциональность, доступность и способность улучшать жизнь каждого человека.
Мне кажется, что и люксовые бренды, и молодые дизайнеры играют важную роль в развитии индустрии. Люкс задаёт планку, стимулирует инновации и вдохновляет на создание прекрасного. А демократичный дизайн делает красоту и комфорт доступными для более широкой аудитории.
В заключение хочу сказать, что Salone del Mobile.Milano 2025 отразил не только текущие тренды, но и обозначил вектор развития дизайна на ближайшие годы. На выставке было место для самых разных решений, идей и концепций. Главное — уметь их увидеть и оценить.
Александра Штукатурова, архитектор, дизайнер
— Подводя итоги выставки, какой бы вы сделали вывод: дизайн сейчас больше эстетичен, чем утилитарен, или наоборот?
— Дизайн в интерьере — это извечный поиск баланса между эстетикой и утилитарностью, поскольку помимо красоты нам нужны и функции предмета. Что касается выставки, то здесь всегда идёт перевес в сторону эстетики, ведь все производители хотят привлечь больше внимания, показать всё самое лучшее и новое, то, что наиболее ярко отображает веяния времени. Поэтому в целом судить о балансе в дизайне по выставке я бы не стала. Но однозначно, что эстетическая составляющая оказывает влияние и на утилитарный дизайн. Вот, например, инсталляция «Components of Space» — архитектурная композиция из переплетённых вентиляционных шахт Deltalight у Palazzo Litta. Благодаря сочетанию света и звука все, кто это увидели, переосмыслили историческое пространство, впитали и вдохновились, пропустили сквозь своё «я» и призму собственного творческого подхода, и после выставки мы сможем почувствовать эти отголоски уже в реальных интерьерах.


Но чтобы не сложилось впечатление, что вся неделя дизайна в Милане представлена только арт-объектами, отмечу, что очень много предметов было подчёркнуто практичными, комфортными и эргономичными. Например, множество кресел и диванов разного дизайна с функцией трансформации и оснащённых реклайнерами говорит нам о том, что производитель не теряет фокуса на главном: дизайн — это функциональное и комфортное пространство для жизнедеятельности человека. Эстетика становится катализатором создания новых технических решений и развития технологий. Если же перевес в дизайне интерьеров придётся на утилитарность, боюсь, что нам придётся жить в унылом пространстве с мебелью из переработанного пластика безликого практичного оттенка…
Лично для меня художественная составляющая крайне важна, и я считаю, что она продвигает дизайн на новый уровень.



Валерия Михеева, дизайнер интерьера
— Валерия, если бы выставку этого года можно было написать красками, какие бы это были цвета или группы цветов?
— Выставка «звучала» активными и насыщенными природными оттенками: от благородных коричневых — шоколадный, землистый, терракотовый и латте — до глубоких зелёных: малахит, ярко-фисташковый, мятный и светлые травяные оттенки.
Очень запомнился яркий винный цвет и насыщенный сливовый. Все эти цвета имели разные аккорды за счёт материалов и фактур: стекла, металла, традиционного мрамора, шпона и разнообразных мебельных тканей — от шерсти и кашемира до объёмного букле.
Если говорить о группах цветов, то их можно разделить на две группы. Первая — это оммаж экспериментальным 1960–1970-м с их яркостью, психоделикой и смелостью; вторая — природный тренд, в котором дизайнеры черпают вдохновение в нестабильные времена. Здесь мы видим оттенки натуральной шерсти, глины, растений и воды. Кроме того, эти цвета и цветовые сочетания благодаря сложным и инновационным фактурам материалов можно прочувствовать даже тактильно: «прикоснуться» к водной глади, «приложиться» щекой к земле, «услышать» шелест листьев.

Екатерина Белова, VENETO — галерея итальянской мебели и дизайна
— Екатерина, если бы Вы могли увезти с выставки в этом году три предмета мебели, света или декора с собой, какие бы это были предметы и каких брендов?
— Если бы я могла увезти с выставки I Salone del Mobile три предмета, я бы выбрала:
Светильник Lodes – Random Solo
Минималистичный, но эффектный. Шары из выдувного стекла парят в воздухе, как мыльные пузыри — особенно красиво в группе, над столом или в просторном холле. Это не просто свет — это арт-инсталляция, динамичная, преломляющая свет и сама дарящая его, преображающая пространство.
Обеденный стол Cattelan Italia – Skorpio CrystalArt — настоящая архитектурная скульптура. Художественная столешница из стекла и графичное основание создают объект, который моментально становится центром всей столовой. Это как раз тот важный момент, когда мебель — почти искусство.
Диван Edra – Standard
Этот предмет мебели давно стал легендарным. Его автор — итальянский дизайнер Франческо Бинфаре. Он суперкомфортный, с подлокотниками и спинками, которые трансформируются под ваше настроение. Этот диван — результат многолетних технологических исследований фабрики, идеально отвечающий потребностям человеческого тела. В него не садишься. А погружаешься, словно в облако.
Ну а если уж совсем честно — я бы с удовольствием увезла не предмет, а Венецию поближе к Сочи.


Екатерина Белова, VENETO — галерея итальянской мебели и дизайна
— Екатерина, если бы Вы могли увезти с выставки в этом году три предмета мебели, света или декора с собой, какие бы это были предметы и каких брендов?
— Если бы я могла увезти с выставки I Salone del Mobile три предмета, я бы выбрала:
Светильник Lodes – Random Solo
Минималистичный, но эффектный. Шары из выдувного стекла парят в воздухе, как мыльные пузыри — особенно красиво в группе, над столом или в просторном холле. Это не просто свет — это арт-инсталляция, динамичная, преломляющая свет и сама дарящая его, преображающая пространство.
Обеденный стол Cattelan Italia – Skorpio CrystalArt — настоящая архитектурная скульптура. Художественная столешница из стекла и графичное основание создают объект, который моментально становится центром всей столовой. Это как раз тот важный момент, когда мебель — почти искусство.
Диван Edra – Standard
Этот предмет мебели давно стал легендарным. Его автор — итальянский дизайнер Франческо Бинфаре. Он суперкомфортный, с подлокотниками и спинками, которые трансформируются под ваше настроение. Этот диван — результат многолетних технологических исследований фабрики, идеально отвечающий потребностям человеческого тела. В него не садишься. А погружаешься, словно в облако.
Ну а если уж совсем честно — я бы с удовольствием увезла не предмет, а Венецию поближе к Сочи.
Елизавета Иванова, дизайнер интерьера
— Чем для Вас является посещение этого мероприятия: профессиональной деятельностью, вдохновляющим путешествием или активным отдыхом? Или одновременно всем?
— Посещение Миланской мебельной выставки Salone del Mobile 2025 можно рассматривать как сочетание профессиональной деятельности, вдохновляющего путешествия и активного отдыха.
Почему? С одной стороны, это важное событие для профессионалов в области дизайна и архитектуры, предоставляющее уникальную возможность ознакомиться с новыми тенденциями, инновациями и работами ведущих дизайнеров, архитекторов и компаний. С другой стороны, атмосфера выставки, Италия и непосредственно Милан с его культурным наследием и кулинарными традициями делают это мероприятие прекрасным путешествием.
Кроме того, выставка — это возможность пообщаться с коллегами, установить новые контакты и обменяться идеями, что добавляет элемент вдохновляющего уик-энда через взаимодействие и новые впечатления. Для меня это событие объединило все аспекты выше, сделав его особенно ценным и запоминающимся.
