В беседе с Горданой Церович-Мичич, генеральным директором компании Luka Marmi, дизайнер интерьеров Диана Калинкина попыталась понять, как строится бизнес на природном материале, которому тысячи лет, что на самом деле важно в работе с камнем, зачем нужен «план Б» и как звучит мрамор, если к нему прислушаться.
— Можно ли сказать, что у каждого камня есть «голос»?
— Я бы даже сказала, что этот голос звучит соло и разными октавами, потому что у каждого вида камня свой набор нот, и он меняется в зависимости от окружающего интерьера. Если же у камня появляется дуэт в виде сопутствующего материала, то голоса обоих звучат громче и глубже.
— Вы — женщина в мужском бизнесе. Вы когда-нибудь пытались «вписаться» или выстраивали правила бизнеса заново?
— Не готова дать сфере камня какую-то гендерную характеристику. Сегодня границы между мужским и женским в бизнесе стёрты. Тем более что Luka Marmi — это семейное дело: важные решения мы с супругом принимаем вместе. Касаемо каких-то правил, у нас есть одно: «Качество работы и сервис на высшем уровне».
— Как вы определяете границу между «бизнесом» и «делом жизни»? И существует ли она вообще для вас?
— Для меня Luka Marmi уже давно — неотъемлемая часть жизни. И я бы не хотела, чтобы было иначе.
— Как вы относитесь к имитациям природных материалов — кварцевым агломератам, керамике под камень? Это компромисс или фальсификация?
— Каждому своё. Было бы глупо с моей стороны осуждать поклонников керамогранита или агломератов. А бывают случаи, когда натуральный камень и вовсе неуместен из-за каких-то факторов, и альтернативные материалы приходят на помощь. Камень — это индивидуальное предпочтение, которое определяет и тонкий вкус человека, и статус проекта. Но это не значит, что камень — единственно возможный материал.


— Камень — это брутальность или нежность?
— Ни то, ни другое. Камень приобретает разные настроения в зависимости от локации, варианта обработки, подбора сопутствующих материалов. Например, один и тот же слэб травертина можно обработать по-разному. И в первом случае это будет гладкий, выхолощенный камень с сдержанным рисунком, во втором — буйство красок и рельефная фактура.
— Вспомните самый форс-мажорный момент в вашей деятельности. Что вы сделали?
— Я стрессовые моменты быстро забываю, так как направляю свой ресурс на решение ситуации. Форс-мажоры бывали во внутренних процессах на производстве, но не на проектах. Я научилась всегда иметь «план Б», а если нужно — и «план В».
— Есть ли ошибка, которую вы совершили — и сейчас благодарны, что так вышло?
— Живу по принципу: «Делай, что должен, и будь что будет». Что бы ни случилось, я верю, что это к лучшему. Часто жизнь подаёт громкие звоночки, предупреждающие о грядущем. Вопрос, слышит ли их человек и хочет ли что-то менять. Даже если случается что-то не по плану, я ищу возможности, как это исправить, а когда пройдёт пик напряжения, размышляю, для чего так случилось.
— Какие камни чаще всего «обманывают ожидания»? Есть те, что прекрасны в теории, но адски сложны в работе?
— Это как шутка про плохого танцора. Если умеешь работать с камнем, понимаешь технологию обработки и имеешь багаж знаний о камне, за редким исключением случится эффект неоправданного ожидания.
— Вам важнее, чтобы камень был «дорогим» или чтобы он был «уместным»?
— Уместным. Даже самый дорогой камень можно испортить плохим интерьером.
— Что делает дизайнера «вашим» — вкус, доверие или терпение, либо что-то другое?
— Тонкие материи. В работе, как в жизни: встречаешь человека и понимаешь — «твоё — не твоё». Но это я описываю идеальный расклад, потому что для меня в работе важнее профессиональные качества, чем личные оценки. Как говорится: «Дружба — дружбой, служба — службой».


— Вы работаете с материалом, которому тысячи лет. Это добавляет ответственности? Или наоборот — освобождает?
— Ни то, ни другое. Возраст материала не влияет на профессионализм и опыт. Более того, сейчас камень предстаёт в интерьере совсем в другом амплуа, нежели 10–12 лет назад. И несмотря на то что это древнейший материал, он подстраивается под реалии, как и любое поколение.
— Есть ли у вас «любимый» камень? Не самый дорогой — а тот, который для вас как человек.
— В принципе, неверно ставить в один сравнительный ряд человека и камень. Камень — для меня это объект восхищения, он всегда безупречен, вне зависимости от породы, происхождения, вида, месторождения. С людьми, к сожалению, всё сложнее.
— Случалось ли, что вы устали от всей этой «красоты» и вообще, были ли выгорания и как вы с ним справились?
— Никогда. И надеюсь, это не случится со мной.
— Кто из дизайнеров или архитекторов дал камню новое прочтение? После кого вы подумали: «Вот это было неожиданно»?
— Безусловно, Заха Хадид и ныне её бюро. Она не просто увидела камень иначе — она в целом перевернула моё понимание архитектуры, формы, благостности пространства. Каждый раз, когда я попадаю на проекты её авторства, память телефона заканчивается: я фотографирую каждый узел, каждый стык, сочетания и пространство в целом.
— А если бы камень стал ароматом — каким был бы аромат вашей компании?
— Luka Marmi пахнет любовью.