С каждым годом в нашу повседневную речь приходит все больше новых слов и англицизмов. Но многие из них со временем теряют свое первоначальное значение и используются не к месту. Чтобы не путаться в новых терминах, онлайн-журнал Института «Стрелка» ведет регулярную рубрику «Словарный запас». «Городской конструктор» публикует объяснения трех слов из рубрики.
Куратор
Что написано в словаре
«Куратор — попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определенной работы или цикла работ». (Большая Советская энциклопедия, 1969 — 1978)
Что говорят эксперты
Екатерина Щербакова, участница кураторской программы Ecole du Magasin, куратор галереи La Box (Бурж, Франция)
Появление профессии куратора в искусстве принято связывать с фигурой Харальда Зеемана. В 1969 году он представил групповой проект «Когда отношения становятся формой» в Кунстхалле Берн (Kunsthalle Bern — художественная галерея, открытая в швейцарском Берне в 1918 году). Эта выставка, ориентированная на создание процесса, а не показ завершенного произведения искусства, стала последней для Зеемана в качестве директора Кунстхалле: огромное количество критики со стороны муниципалитета, горожан и художественного сообщества заставили его заняться созданием выставок независимо.
Сейчас быть куратором достаточно модно. Более того, ввиду «самозванского» характера профессии каждый может быть куратором. Музыкальный исполнитель Фаррелл Уильямс курировал в уважаемой галерее Перротан (Perrotin) в Париже (выставка G I R L открылась весной 2014 года через полтора месяца после выхода одноименного альбома; она включала работы четырех десятков художников и, по словам Фаррелла, посвящалась тому, что мы чувствуем, когда говорим о женщинах. — Прим. ред.). Рэпер Канье Уэст пробует себя в кураторстве (пока он «курировал» разворот американского журнала CR Fashion Book, где разместил фотографии работ нескольких художников и собственные размышления о миссии искусства. — Прим. ред.).
Некоторые теоретики склонны считать, что профессия куратора близка к практикам театрального режиссера. Условно говоря, куратор разворачивает задуманную им драматургию в пространстве посредством отдельных художественных произведений. В отдельных (но, скорее, редких) случаях куратор предстает в качестве сосоздателя произведения или выставки.
Читать больше
Дискурс
Что написано в словаре
«ДИСКУРС (от греч. δΐίξοδος — суть, изложение, рассказ, лат. discoursus — беседа, аргумент, разговор; франц. discours — речь) — 1) в истории классической философии использовалось для характеристики последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развертывания мышления <…>; 2) в современной французской философии постмодернизма — характеристика особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте <…>, погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты». (Новая философская энциклопедия. Под редакцией В. С. Степина. 2001.)
Что говорят эксперты
Василий Куценко, сценарист YBW Group («Кухня», «Даешь молодежь!»)
Для меня дискурс — это в общем смысле речь. То, что накапливается в ней с течением времени. Сам использую это слово редко потому, что оно не является широко употребимым. И если говорить о сценарии, о том, чтобы дать этот термин в речи какого-то персонажа, то я бы это сделал только в том случае, если бы хотел подчеркнуть архаичность героя, его отрыв от социальной среды.
Сейчас, наверное, каждый человек может влиять на общественный дискурс. В социальной сети 12-летний школьник, изобретя какое-то «падонское» слово, может изменить речевое пространство. Какое-то время назад никто не мог подумать, что будут широко использовать такой «термин», как «мимими». И, с одной стороны, это совершенная глупость, но с другой — это реалии нашей жизни, это конкретное слово, которое вошло в лексикон огромного числа людей.
Совершенно неважно, чем человек занимается. Это просто вопрос случая: если тебя услышало большое количество людей, ты повлиял на общий дискурс. И пользователь, который в Instagram имеет порядка миллиона читателей, явно может влиять на наше пространство гораздо сильнее, чем какой-нибудь талантливый писатель, который такой аудитории просто не имеет.
Если мы хотим в обществе что-то изменить, тогда мы можем идти только проверенным путем — через художественные произведения, те же телевизионные передачи, которые имеют большую аудиторию. Я, наверное, покривлю душой, сказав, что мы всегда хотим образовывать людей, — нет. Думаю, все люди, которые работают на телевидении, нацелены, в первую очередь, на создание чего-то интересного. Но конкретно я и наша команда руководствуемся простым правилом — не навредить. Стараемся не впадать в крайности, где мы будем учить чему-то плохому. Хотя не исключаю, что кто-то из зрителей может найти это плохое в том числе в нашем творчестве.
Ну а если говорить не о системе, которая пытается что-то изменить в общественном сознании, а просто об образовании новых терминов и понятий в дискурсе, то, мне кажется, это совершенно неконтролируемое море, бушующее, в котором все мы как-то лавируем.
Читать больше
Стейкхолдер
Откуда пришло
Stakeholder — английское слово, которое буквально означает «держатель доли» или «держатель заклада». Активно используется в азартных играх и бизнесе.
Что написано в словаре
«В узком смысле слова: то же, что и shareholder (акционер, участник), то есть лицо, имеющее долю в уставном (складочном) капитале предприятия; в широком смысле: одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании: акционеров, кредиторов, держателей облигаций, членов органов управления, сотрудников компании, клиентов (контрагентов), общества в целом, правительства и подобных. В последнем значении используется в так называемой теории стейкхолдеров, первоначально сформулированной Р. Фриманом в 1984 году — одной из концепций в этике бизнеса». (dic.academic.ru/ruwiki/)
Что говорят эксперты
Артем Герасименко, сотрудник транспортного комплекса Москвы
Часто мне приходится сталкиваться с употреблением этого термина в рамках основной работы, где занимаюсь вопросами развития пешеходной инфраструктуры. Ведь ни один проект не обходится без предварительного анализа возможных последствий. Термин «стейкхолдер» также применим в связи с тенденцией по вовлечению горожан в жизнь города. В составе сообществ или социальных групп, жители любой территории являются активными стейкхолдерами. Именно поэтому всем сторонам необходимо устанавливать эффективные отношения — тогда результаты того или иного проекта будут устраивать все стороны. Цель — своевременно выявлять стейкхолдеров, понимать их потребности и желания, «состыковывать» их с потребностями и реалиями проекта, искать решения. Это такой процесс, который находится на стыке конфликтологии и мультидисциплинарного анализа.
Чтобы не усложнять, я могу привести пример из жизни одного локального проекта, который в какой-то мере описывает, что такое стейкхолдеры и как регулировать отношения между ними. Я увлечен бегом, и мы с товарищами часто бегали в Теплостанском заповеднике. Однажды, во время очередной такой встречи мы заметили симпатичные деревянные строения, из которых можно было сделать отличные раздевалки и место для встречи и общения всех любителей бега и другого спорта близлежащего района. Выяснилось, что домики эти стоят очень давно и никем не используются, да и просто заперты. В дирекции заповедника нам объяснили, что они просто «зависли» на балансе строительной фирмы, но не были введены в эксплуатацию, так что это был вопрос согласований и хозяйственной принадлежности. Чтобы как-то повлиять на ход процесса и заполучить эти раздевалки, мы решили позиционировать себя в качестве стейкхолдеров процесса — выступили как активное беговое сообщество от этого парка, занимающееся развитием культуры бега в районе. Назвали все это созвучно району — «Бегостан».
Параллельно, мы с коллегами-социологами сделали небольшой опросник и отправились «в поле» — исследовать их отношение к благоустройству заповедника и, таким образом, выявить потенциальный дополнительный функционал для домиков. Выборка получилась небольшая, но качественная — порядка 70 человек по итогам опросов в самом заповеднике, а также после похода по квартирам близлежащих домов. Это немного, но там были все возрастные группы, и люди, живущие на разном расстоянии от парка. Фактически, мы сами, стремясь стать стейкхолдерами в этом процессе, нашли тех, кто может быть нашим союзником. В итоге, мы передали результаты нашего скромного исследования в дирекцию заповедника и получили ответ: «Окей, выглядит довольно-таки убедительно. Давайте-ка мы действительно это сделаем, только нам нужно все ввести в эксплуатацию. Там идет подключение электросетей. Как только мы подключим, то вернемся к этому разговору, друзья. А пока вот вам физкультурно-оздоровительный комплекс, который находится рядом, в другой стороне леса, вы можете пользоваться им бесплатно». Мы получили не совсем то, что хотели, но это называется компромисс.
Сейчас в процессах создания концепций парков и общественных пространств набирает силу подход, который изначально опирается на результаты исследования существующих в их границах сообществ. Дополнительно, проектировщики создают портрет аудитории, которую им также хотелось бы привлечь, и стараются совместить в заданных границах возможности для удовлетворения потребностей каждого субъекта. Однако, заранее предусмотреть все возможные сценарии заранее действительно сложно. Часто, именно поэтому по итогам реализации проектов возникают неожиданные вопросы: о ком-то просто не подумали и забыли предусмотреть. Печально, когда дело касается жизненно важных элементов или общего культурного уровня — например, пешеходного перехода или пандуса для маломобильных граждан.
Читать больше
Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»
Фото: Thinkstock