Почему в одних городах жители могут договориться и вместе выйти на субботник, а в других — нет? «Городской конструктор» публикует отрывок из книги «Порознь или сообща: социальный капитал в развитии города», выпущенной издательством Strelka Press. Ее автор, профессор Высшей школы экономики Леонид Полищук объясняет, что такое социальный капитал и почему без него невозможно сотрудничество между горожанами. Его теорию иллюстрируют три реальных кейса из российских городов.
В начале 2013 года российские СМИ облетела новость: предприниматели города Шарья (Костромская область) собственными силами и средствами восстановили пришедший в негодность мост между городскими районами на разных берегах реки Шарьинки. Когда обветшавший мост был признан ГИБДД аварийным и закрыт для движения, городские власти оценили его ремонт в 14 миллионов рублей и признались, что таких денег в бюджете нет. Представители местного бизнес-сообщества взяли ремонт на себя, предоставив необходимые средства, материалы и оборудование. Фактические издержки ремонта оказались при этом в 20 раза меньше оценки городской администрации.
Мосты и другие инфраструктурные объекты — типичные примеры общественных благ, без которых не могут существовать современные города. Создание общественных благ требует коллективных усилий, причем участники должны преодолеть соблазн «бесплатного проезда» — в случае моста вполне буквального, и руководствоваться не только личной, но и общественной выгодой. Они также должны уметь договариваться друг с другом и соблюдать достигнутые договоренности.
Примеры такой кооперации встречаются нечасто, и для нее должны быть серьезные основания, например, чрезвычайные ситуации. Ремонтируя вскладчину мост через Шарьинку, местные предприниматели действовали не только из чувства долга, но и от безысходности — если не взять дело в свои руки, то город останется без моста на долгие годы. Важную роль, разумеется, сыграло и то, что коммерсанты небольшого города хорошо знали и доверяли друг другу и сотрудничали в прошлом. Иными словами, в шарьинском бизнес-сообществе был накоплен значительный социальный капитал, определяемый как способность действовать сообща ради общей цели.
Экономисты осознали важность социального капитала как фактора эффективности и ресурса развития стран, городов, сообществ и организаций заметно позже, чем представители других общественных наук. Это запаздывание, скорее всего, связано с верой экономистов в индивидуальные стимулы и частную инициативу. Открыв начальный курс экономики, вы прочтете, что экономические агенты — домашние хозяйства и фирмы — действуют независимо друг от друга, полагаясь на «невидимую руку рынка», которая поддерживает порядок в разгуле индивидуализма. Эта абстракция, конечно, совершенно неприменима к большим городам, где люди сталкиваются друг с другом на каждом шагу — в основном метафорически, но нередко и буквально, и никаких рынков не хватит, чтобы упорядочить городскую жизнь. Города изобилуют общественными проблемами — дорожные пробки, безопасность, содержание жилых домов, коммунальная инфраструктура, предпринимательский климат и т.п., решение которых требует согласованных совместных действий.
Экономическая функция социального капитала не сводится к заполнению оставленных государством лакун. Эффективность государства зависит от общественной, в том числе политической, активности граждан, а такая активность, в свою очередь, достигает результатов лишь в том случае, когда она оказывается достаточно массовой и скоординированной. Таким образом, у социального капитала возникает еще одна сфера приложения — общественный контроль над властью, обеспечивающий ее подотчетность. Нельзя не заметить, что в Шарье эта функция оказалась атрофированной — местные бизнесмены объединились для того, чтобы сделать за городские власти их работу, вместо того, чтобы совместными усилиями добиться от властей выполнения своих обязанностей. Вероятно, это был прагматический выбор, учитывавший хроническую нехватку средств в местных бюджетах, но нельзя не заметить, что предпринимателям Шарьи было легче договориться друг с другом о совместной реализации строительного проекта, чем о коллективной политической акции.
Полную электронную версию книги можно найти здесь.
3 проекта,
которые придумали и осуществили сами горожане
Субботник на смотровой площадке (Екатеринбург)
Метеогорка — знаменитая смотровая площадка в Екатеринбурге, которая долгое время оставалась неухоженной и заваленной мусором. Активисты из группы «Рассвет» решили взять инициативу в свои руки. На своей странице в соцсетях они попросили горожан предложить свои идеи по преобразованию этой достопримечательности. После чего устроили несколько субботников, в которых приняло участие больше ста человек. Вместе они расчистили смотровую площадку, привели в порядок кусты, которые закрывали вид на город, и разрисовали стены граффити.
Плакаты против уничтожения исторического центра (Самара)
В феврале 2014 годы был опубликован проект «Ленгипрогора» по перепланировке исторического центра Самары. Если он будет осуществлен, то на стрелке Волги и Самары появится торговый центр, конгресс-холл, гостиница, ЗАГС и высотные дома. Многим специалистам проект показался спорным, потому что он грозит транспортным коллапсом и фактически уничтожением исторической части города. Чтобы в обсуждение проекта включились и местные жители, студенты и преподаватели СГАСУ сделали серию плакатов, на которых показано, какие последствия могут повлечь за собой строительство новых зданий в центре города.
Спортивные площадки за счет макулатуры (Ярославль)
В России сбор макулатуры и сортировка мусора — это настоящая проблема: даже в большом городе непросто найти место, куда его можно сдать. Активисты из ярославского фонда «Проект будущего» считают, что этот барьер можно преодолеть, если придумать для горожан сильную мотивацию. Поэтому они предложили тратить все средства, вырученные за переработку мусора на установку турников и детских спортивных площадок. Они нашли партнеров, которые установили контейнеры для сбора макулатуры и пластиковых бутылок, чтобы людям не надо было отвозить мусор на другой конец города. А для того, чтобы сделать эти контейнеры более заметными, они попросили художников украсить их рисунками.
Читать больше в блоге онлайн-школы городских предпринимателей «Вектор».
Иллюстрации предоставлены онлайн-школой городских предпринимателей «Вектор»
Фото: Trevor Dykstra / Flickr.com, Катерина Bruno Демина / Vk.com, Thomas Voelkel, Marco Clausen, Daniel Thornton, David Tan