Программа минимум: три способа запустить проект без больших инвестиций


Запуск своего городского проекта не всегда требует привлечения огромных инвестиций. «Городской конструктор» узнал у организаторов трех очень разных проектов — музея живописи, фестиваля рисования и кофейной компании, — какие существуют способы открыть свое дело без больших финансовых вложений.

 

Искать гранты и привлекать волонтеров

 

4

 

Искусствовед из Санкт-Петербурга Юлия Терехова нашла в Саратовской области уникальный деревенский дом с народными росписями, который хозяева хотели разобрать на баню, и превратила его в музей народной живописи «Дом со львом». Теперь при нем открылся еще культурный центр, а в село Поповка, где находится музей, каждый год приезжают тысячи туристов.

Юлия Терехова: «Мой главный интерес — искусство росписи по дереву, последние несколько лет я езжу в экспедиции, работаю в музеях, пишу работы по этому вопросу. Поэтому когда на конференции в Саратове я узнала, что местные студенты нашли дом с редчайшей росписью, а хозяева хотят раскатать его на баню, то мне ничего не оставалось, как купить его. Идея сохранить дом выросла в социокультурный проект, посвященный развитию села. А остальные идеи, например, создать культурный центр, возникали у меня или у моих друзей-волонтеров попутно.

Как ни странно, меня ничего не останавливало: ни отсутствие опыта, ни то, что у меня объективно нет денег на развитие такого рода проектов, ни то, что я из Петербурга, а отсюда до Поповки более полутора тысяч километров.

В 2011 году я купила дом, и мы начали проводить волонтерские лагеря по уборке дома и территории. Потом приняли участие в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» и получили грант фонда Потанина, и в 2013 году открыли музей. А в 2014 году получили грант фонда Тимченко по программе «Культурная мозаика малых городов и сел», и тогда же появился культурный центр.

Сам дом стоил 80 тысяч рублей. Эту сумму удалось собрать благодаря неравнодушным друзьям. Оформить покупку дома помогла глава местной администрации — она поверила в идею еще до того, как та окончательно сформировалась, и все сделала сама, не взяв себе ни копейки.

Мы провели одиннадцать волонтерских лагерей, в ходе которых привели в порядок участок и убрались в доме. Лагеря финансировала я и сами волонтеры, которые приезжали из Москвы, Саратова, Петербурга и ближайших к селу мест.

 

6

 

Когда дело постепенно наладилось и стало понятно, что мы здесь надолго, удалось получить два гранта: нас и еще одиннадцать проектов выбрали из 355 заявок. Думаю, что грантодателей привлекла частная инициатива по спасению памятника в селе и общий веселый и современный формат всего нашего начинания.

Кроме того, мы привлекаем нетрадиционные источники финансирования. Например, нам очень помогает одна из московских гимназий, которая третий год подряд проводит празднование Масленицы и собирает несколько десятков тысяч рублей, которые идут в пользу дома. Делается это благодаря педагогам, которые заражают своим энтузиазмом родителей и ребят. В этом году они собирали деньги на создание в культурном центре синего потолка с золотыми звездами, выполненного на манер Джотто и сводов в северорусских часовнях.

Когда мы строили культурный центр, две саратовские фирмы за свой счет установили нам хорошие алюминиевые рамы и термостекла, такие же, как на башне Бурдж-Халифа в Дубае. Теперь из нашего небольшого центра открывается вид на просторные поля и железную дорогу вдалеке.

Недавно один спонсор дал нам денег, чтобы свозить небольшую группу детей в Мюнхен. Дети в Поповке изучают только немецкий, но из них мало кто выезжал за пределы области, поэтому такая поездка, конечно, станет для них необычным опытом. Мы планируем посещать уроки в немецкой школе, сходить в Пинакотеку и, по желанию ребят, на рок-концерт.

Поскольку проект некоммерческий, то наша задача — выйти на самоокупаемость. Не очень представляю, как это сделать с моей неприязнью к деньгам, которую я не хочу преодолевать, но, думаю, у нас все получится».

 

Обмениваться услугами по бартеру

 

03

 

Творческий фестиваль «Пора рисовать», объединяющий выставки, мастер-классы и лекции по каллиграфии, татуировке, рисунку, стрит-арту, придумали две девушки из Петербурга: Ася Александрова и Даша Смирнова. Идея провести такое мероприятие пришла к ним почти одновременно. Ася, которая руководит своей студией рисования, часто бывала на разных фестивалях, но ее студия редко вписывалась в их формат. А Даша искала возможность устроить такое мероприятие, которое помогло бы людям открыть в себе творческое начало. Они познакомились, когда независимо друг от друга искали партнеров для проведения своего фестиваля.

Даша: «Мы увидели, что альтернатив такому фестивалю просто нет. А значит, его надо организовать. Потому что, когда в мире есть что-то, что тебя не устраивает, надо искать, как это исправить».

Уменьшить расходы позволили бартерные партнеры, которые помогали в обмен на рекламу. Например, Таксовичкофф помог с доставкой оборудования. Магазин товаров для художников «Обрисовка», находящийся в лофте, предоставил свое помещение под тематическую зону фестиваля и дал призы для розыгрыша.

Но главные статьи расходов были связаны с арендой и продвижением, и здесь тоже надо было искать способы обойтись без инвестиций и спонсоров.

Место бесплатно предоставил эко-лофт MORE PLACE. В лофте находились творческие студии, магазины художественных товаров и кафе, однако, этому месту не хватало узнаваемости среди молодых людей. А фестиваль был возможностью обратиться к целевой аудитории, показать лофт новым клиентам и арендаторам.

Для продвижения использовали собственные возможности. Ася рассказывала о фестивале в своей студии рисования «Пора рисовать» и в группе ВКонтакте. Будущие лекторы анонсировали свое участие в социальных сетях. Даша рассылала пресс-релизы в городские СМИ. Так фестиваль оказался в подборках «планы на выходные» у The Village, Kuda Go, Blog Fiesta и Cosmo.

Даша: «В Питере очень хорошо работает сарафанное радио. Вроде бы и город большой, но о чем-то интересном все узнают быстро и сразу друг другу рассказывают».

В результате фестиваль состоялся в январе 2015 года и собрал 700 участников и нескольких лекторов, а уже в апреле его провели во второй раз.

 

Найти вид бизнеса, который не требует слишком больших инвестиций

 

8L7A1074

 

Компания «Камера Обскура Кофе», которая занимается обжаркой и продажей кофе, появилась несколько лет назад. Авторам проекта — Николаю Чистякову, Павелу Журавлеву и Дмитрию Пинтелину — удалось не только сохранить свой бизнес в условиях кризиса, но даже расширить его: они открыли свой собственный обжарочный цех, также у них появилась выездная бригада и своя кофейня в PWC-билдинг.

Павел Журавлев: «Основные вложения были до старта в наше обучение, потом в обучение и, наконец, снова в обучение. Подготовка заняла около года, это было связано со спецификой бизнеса, требующего очень узкоспециализированных знаний и навыков, потребовались долгие и далекие поездки в регионы производства, обучение в Штатах. Это и стало самой большой статьей расходов».

В ноябре 2013 года они открыли свою компанию.

Николай Чистяков: «Для нашего бизнеса на том этапе не требовалось никаких вложений, кроме трудовых и временных. Мы арендовали ростер и брали зеленый кофе в рассрочку на пару недель, которых хватало, чтобы оплатить все расходы».

Для продвижения проекта, они выбрали вариант живого общения.

Николай Чистяков: «Очень важное решение, которое мы приняли, — участие в городских мероприятиях. Мы отлично умеем варить кофе и очень любим общаться с гостями, рассказывать о своем продукте. До этого мы работали исключительно в b2b, поставляя сырье и услуги кафе, ресторанам, кофейням. Однажды мы поняли, что жажда живого общения рвется наружу. Мы хотели пощеголять перед людьми нашим кофе. Ну, и попутно начали приучать гостей к словосочетанию «Камера обскура», чтобы оно скорее стало кофейным. Вроде, у нас получилось.

Сейчас в нашем мировоззрении наметился переходный период. Мы стараемся, чтобы наш кофе стал доступен очень большому кругу людей. Чтобы из деликатеса он превратился в повседневный продукт, но при этом был отличного качества, правильным и этичным. Этичный — это когда вам не стыдно за свою работу перед коллегами и сообществом».

 


lifestyle-life-ili-work


Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»

Фото: camera obscura, yelkz.livejournal.com, vk.com/subjective_camera, vk.com/anngonchar