Знакомьтесь: Юрий Коровкин — менеджер, построивший не один эффективный отдел продаж, застройщик коттеджного посёлка «Серебряный ручей». К 30 годам в его послужном списке впечатляющий опыт работы в транснациональных корпорациях, переезд в Сочи, открытие ресторана на курорте «Роза Хутор», успешный опыт продаж недвижимости. Сегодня Юрий является партнёром нескольких проектов и независимым брокером. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о секретах стремительного успеха, инвестициях в сочинскую недвижимость и о том, почему риелторов недолюбливают.
Вам всего 30, а опыта хватит на несколько жизней. Это и обучение в медицинской академии, и работа в международных компаниях с миллиардными оборотами, и активные продажи. Кроме того, вы уже дважды папа.
Всё так. В 17 лет я впервые пришёл на позицию торгового представителя международной компании. Я начал работать в продажах, это была компания отца моего приятеля — самая крупная по дистрибуции элитного алкоголя. С того времени и начался мой опыт в продажах.
И шесть лет вы уже в Сочи. С чего начинали?
На определённом этапе жизни я понял, что работа в найме не приведёт меня к желаемым целям. Я решил строить свой бизнес. Первым опытом стал бар на «Роза Хутор». Но это был провальный опыт — я наскрёб небольшие деньги, мы сняли помещение, сделали с партнёром ремонт, допустили кучу ошибок, разругались. Бар просуществовал около полугода, работал в ноль, а чаще в минус. Мы все деньги потратили, я набрал кредитов. Таким вот стал первый бизнес. Это был крутой опыт, но я не свернул с пути, хоть и погряз в долгах. Я считаю себя сильным человеком, но это был какой-то ад. Позже на месте бара мы открыли ресторан «Вино и рыба», который работает по сей день. И уже тогда я начал совмещать риелторство и работу в баре.
Как вы приступили к работе с недвижимостью?
Я взял отпуск и на две недели вышел в агентство стажироваться. Каждый день ездил по городу — изучал улицы, объекты. С потенциальными покупателями я начал работать только через несколько месяцев, когда уже знал город и юридические тонкости. Хороший риелтор — многогранный специалист. Он должен знать юридическую часть, быть гидом по городу и даже психологом, потому что покупка недвижимости — фундаментальный вопрос, с которым некоторые сталкиваются раз в жизни. Сейчас я выступаю и как агентство недвижимости, и как застройщик. Именно тот опыт помог мне накопить первый капитал.
Когда появились первые проценты с продаж? Я так понимаю, в алкогольной компании вы же зарабатывали неплохо?
Плюс западных компаний — стабильность: корпоративный автомобиль, ДМС, хорошая зарплата. Но я понимал: чтобы мне дойти до тех финансовых высот, которые у меня стояли как ориентиры, мне придётся в этих компаниях работать до 50 лет. Скажу откровенно: уровень дохода, который у меня есть сейчас… даже директора этих компаний, наверное, столько не зарабатывают. Недвижимость — уникальная сфера, если правильно применить знания, опыт и усердие, можно за короткие сроки зарабатывать хорошие деньги.
Что нужно частному риелтору? Как сделать так, чтобы на вас выходили потенциальные покупатели?
У меня уже тогда сформировалась команда ребят, которые знают, как это делается. То есть были маркетинговая поддержка, пара юристов и запас денег, чтобы продержаться. Но частным риелтором работать тяжело, потому что когда ты в агентстве, есть поддержка, базы недвижимости. Когда ты один, ты одинокий волк. Кстати, в бизнесе очень важен спорт. Вот я долго занимался плаванием, которое выработало во мне определённые качества. Я могу долго плыть один. Греби — доплывёшь. Не греби — ничего и не получится. А самый любимый вид спорта — баскетбол. Команда в баскетболе состоит из пяти человек. Я проецирую это на работу, потому что в малом бизнесе команда управленцев состоит как раз из четырёх–пяти человек.
Почему у риелторов не самая безупречная репутация?
Всё дело в непрофессионализме. Риелтор ничего не производит. Он не выращивает пшено, не строит дома, он, по сути, создаёт добавочную стоимость. Это уже негатив. Людям кажется, что человек взял что-то и накрутил. Второй момент — сочинский рынок. Люди сюда приезжают, но не могут никуда устроиться. Кадровым течением их выбрасывает в агентства недвижимости, которые размещают кучу вакансий и обещают зарплаты по 500 тысяч рублей. Люди даже не понимают — их эта сфера или нет.
Какими знаниями должен обладать риелтор?
Первое — маркетинг. Второе — юридическая часть. Риелтор обязан знать, как сопровождать сделку. Далее психология. Я чётко понимаю, как человека успокоить или помочь принять решение. Вот с этим у риелторов проблемы, потому что они «передавливают» людей. Цикл сделки огромен. Ты встречаешь клиента, первый разговор, консультация, показ, сделка, на которой люди прощаются с большими деньгами. Ты должен на каждом этапе понимать, как работать с тем или иным типом человека. Ну, и самое важное — самоорганизация. Человек предоставлен сам себе, важно выработать внутреннюю дисциплину.
Ваш главный принцип в работе?
Я никогда не продаю недвижимость, в которой не жил бы сам.
Сейчас вы партнёр в проекте «Серебряный ручей» — коттеджном посёлке в Дагомысе. Как риелтор вырастает в застройщика?
Все думают, что застройщики имеют космические деньги. Это не так. Себестоимость строительства повысилась. Я знаю застройщиков, которые работают в ноль. Я не беру крупных московских игроков — понятно, что у них там миллиарды. Но если мы говорим о среднем сочинском застройщике, построившем коттеджный посёлок или два дома, то это всё сказки, что они на миллионах долларов сидят. Вот сейчас мы работаем с партнёром, и я отвечаю за направление продаж и маркетинга, где я силён, это моя ниша в «Серебряном ручье». Стройки я касаюсь по минимуму, в основном — с точки зрения стратегии будущих проектов и небольших корректировок, необходимых для роста продаж. Впереди ещё «Серебряный ручей – 2», он будет ещё более комфортным для жизни. Моя позиция такова: в бизнесе каждый должен заниматься своим делом.
В чём успех «Серебряного ручья»? Насколько я знаю, там почти всё уже распродано.
Место, подход и душа, вложенная в проект; непередаваемая атмосфера места, где мы строим. Люди всё это видят и чувствуют. Ну, и не будем забывать про такие важные аспекты, как качество строительства, безупречность всех центральных коммуникаций и редкую для Сочи концепцию закрытого коттеджного посёлка.
Вы мечтаете увидеть свою фамилию в Forbes?
Планы у меня наполеоновские. И я уверен, что я добьюсь этих целей. Тщеславный ли я? Скажу лишь, что меньше всего я обращаю внимание на мнение обо мне других людей. Считаю, что это позиция успешного человека..