C Игорем Окороковым, представителем регионального отделения Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры, мы встретились в автомастерской на Водораздельной. В Сочи Игорь владеет фирмой, которая специализируется на трансфере, прокате и сервисе премиум-электромобилей. В автомойке, похожей больше на стерильную операционную, стоит чёрная американская красавица Tesla, которой предстоит искупаться. «Так и как она заряжается?» — сразу интересуюсь я. Игорь нажимает на ключ, представляющий собой мини-теслу, и вуаля — открывается отсек заднего комбинированного фонаря со стороны водителя. Под крышкой спрятан небольшой зарядный порт.
«Мы практикуем зарядку даже во время мойки. Всё абсолютно безопасно: никаких оголённых проводов, током никого не бьёт. В тот момент, когда разрывается цепь, зарядка перестаёт подавать напряжение, — объясняет Игорь. — А вообще, заряжать Tesla можно везде, где есть обычная розетка на 220 вольт, только вот получим мы от обычной розетки не более 3,5 киловатт в час».
Сзади на электромобиле указана ёмкость батареи — 85 киловатт. Если произвести незамысловатые вычисления — 85 разделить на 3,5 — получим 24 часа. Сутки. На сколько же хватает этого заряда? «Всё зависит от стиля вождения, — отвечает Игорь. В среднем, на 350 километров. Исходя из расхода 1 киловатт на 5 километров. Но есть автомобили Tesla и с меньшей ёмкостью батареи — 60 киловатт. Их хватает на 250 километров. Также часть энергии расходует система климат-контроля, это тоже необходимо учитывать».
Из мойки мы выходим во двор и проходим мимо второй, белой Tesla. Заходим в ангар. Внутри — белоснежный пол и стены. В дальнем углу на зарядке стоит ещё один электромобиль — Nissan Leaf американской сборки. Его аккумулятора хватает на 100 километров. Это машина для города, и сейчас Nissan Leaf — самый популярный электромобиль в Сочи. Игорь отключает зарядку, мы садимся в авто, он включается и начинает движение бесшумно.
«Электромобили — транспорт будущего, — уверен Игорь. — Это в Сочи пока ещё неоднозначное отношение к той же Tesla. Нидерланды к 2020 году собираются заменить весь парк автомобилей с двигателей внутреннего сгорания на электротранспорт. А Китай через год планирует переформатировать свои заводы на производство электромобилей для внутреннего рынка».
На своей Tesla Игорь путешествовал по Европе. Погрузил автомобиль на поезд Адлер – Санкт-Петербург, из северной столицы доехал до Финляндии, в ближайший официальный сервис Tesla. Из Хельсинки на пароме перебрался в Таллин. Из Таллина — в Тарту. В путешествии бесплатно заряжал электромобиль в отелях и на быстрых зарядных станциях. В Эстонии такие установлены через каждые 60 километров.
Сочи — один из немногих регионов России, где есть зарядные станции для электромобилей. Однако все они представляют из себя медленные зарядные станции переменного тока. Ближайшая быстрая станция зарядки электромобиля постоянного тока находится в Горячем Ключе на заправке «Лукойл». Следующая быстрая зарядка стоит в Краснодаре, на парковке торгового центра Oz Mall. Ещё одна — на полпути в Ростов-на-Дону. Это значит, что у владельцев электромобилей с большой ёмкостью аккумулятора, которая позволяет проезжать на одном заряде от 250 километров, есть возможность добраться до столицы ЮФО. Если же ёмкость аккумулятора у электромобиля меньше, то и дальние поездки пока лучше не планировать. А единственный суперчардж — ускоренная зарядка для Tesla — находится на территории гольф-клуба «Сколково».
Лучший друг водителя электромобиля — приложение PlugShare, которое показывает зарядные станции по всему миру. В этом приложении есть возможность оставлять комментарии, и хорошим тоном считается отметить, что в данный момент ты занял определённую зарядную станцию, чтобы другие водители не ехали туда зря. Игорь считает, что если в Сочи не появится больше зарядных станций, в будущем доступ к ним станет реальной проблемой. «Если в прошлом году я практически не видел электромобили в Сочи, то сейчас каждый день встречаю их по пять штук на дорогах. Но зарядных станций больше пока что не становится, а с тех пор как UrentCar после чемпионата мира закрыл прокат электромобилей, их стало ещё меньше — установленные под проект станции попросту демонтировали».
В Москве и Санкт-Петербурге самая развитая инфраструктура для электромобилей. Но в скором времени в лидеры выбьется Тюмень. «В приложении я регулярно вижу появление новых точек в Тюмени, и по моей информации, в следующем году там установят ещё свыше двадцати зарядных станций, — рассказывает Игорь. — В этом случае Тюмень вырвется в лидеры по энерговооружённости. Недавно этот город был признан лучшим для проживания в России, с лучшими дорогами и комфортной средой, а сейчас Тюмень будут приводить ещё и к экологическому стандарту благодаря поддержке и развитию электрического транспорта».
Игорь считает, что в Сочи на данный момент рационально покупать электромобиль только тем людям, у которых есть частный дом, или гараж, или место на специализированной парковке, где можно авто оставить заряжаться на ночь. «На сегодняшний момент есть такое ограничение. С другой стороны, в Краснодарском крае многие живут в частном секторе. Плюс для того, чтобы пользоваться электромобилем, необязательно дома ставить специализированное зарядное устройство. Можно заряжать и от обычной розетки», — добавляет Игорь.
АЭТИ, Ассоциация развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта, представителем которой является Игорь, ведёт диалог с властью и бизнесом о развитии соответствующей инфраструктуры. Игорь считает, что без помощи государства мы так и останемся жить в пещере. Федеральные и муниципальные власти могут отменить платные парковки, транспортный налог, даже пошлины на ввоз электромобилей. «Москва уже отменила платные парковки в центре для электрокаров — пожалуйста, мотивация. Почему бы это не сделать и в Сочи, городе-курорте? — предлагает Игорь. — К тому же это исправит экологическую ситуацию. Мы же видим, насколько древний парк автомобилей ездит по Сочи, это же кошмар. Глаза иной раз слезятся, когда едешь за каким-нибудь старым убогим тарантасом. Дальше — в Подмосковье, Калужской и Ленинградской областях отменён транспортный налог для электромобилей. Да, это маленькие шаги, но они приведут к популяризации данного вида транспорта».
Tesla хоть и не самый доступный электромобиль, но зато самый безопасный в своём классе. Его электромотор — размером с арбуз — помещён сзади, поэтому место под капотом используется как багажник. Безопасность достигается в том числе за счёт него (передний багажник гасит удар при лобовом столкновении), а также благодаря крепким боковым стойкам и массивному аккумулятору под салоном, придающему автомобилю устойчивость. В среднем Tesla весит больше двух тонн.
«Илон Маск сделал классный продукт, — говорит Игорь. — Визуально он красив. Всё управление идёт через планшет, даже включить-выключить свет можно только с помощью гаджета. Для хайпа мы зарегистрировались в «Яндекс.Такси», так что если вы в Сочи вызовите такси класса бизнес, вполне возможно за вами приедет Tesla. Забавно, что первым нашим пассажиром стал американец, постоялец Rodina Grand Hotel & SPA. Он, конечно, очень удивился, увидев тесла-такси в России. Мы это делаем с целью популяризации, потому что у людей, прокатившихся на электромобиле, возникает желание и самим сесть за руль. А наша фирма такую возможность как раз предоставляет».