В 2018 году в сочинском кафе говорят о биткоинах, альте и прочем криптовалютном хайпе. В 1918-м жители города за чашечкой чая обсуждают новенькие купюры — первые появились в денежном обращении в конце января. Хрустящие разноцветные флаеры без водяных знаков напечатаны в местной типографии. На каждой бумаге обозначено достоинство купюры и надпись: «Бон Черноморской железной дороги».
В фондах Музея истории города-курорта Сочи хранятся оригиналы ценных бумаг. На фантиках представлены гарантийные подписи ответственных лиц — от финансового комиссара и городского главы до председателя главного дорожного комитета и казначея. На оборотной стороне — информация о том, что настоящие боны имеют обязательное хождение только в Сочинском округе, принимаются до 20 октября 1918 года, после чего теряют свою силу и в течение месяца обмениваются в кассе Строительного управления Черноморской железной дороги на кредитные билеты. Представленные на выставочном стенде купюры перечёркнуты — это свидетельство их «просрочки». Первые два известных выпуска состоялись в начале 1918 года при советах, третий — в 1919 году, когда в Сочи пришла Белая гвардия.
Когда в октябре 1917 года в стране гремит новая революция и начинают полыхать первые фронты гражданской войны, южный город ещё только со стороны наблюдает за историческими процессами и продолжает вести размеренную курортную жизнь. Первым уютный сочинский быт нарушает финансовый голод. Недостаток денег ощущается в повседневной жизни, что не самым лучшим образом отражается не только на слаженной работе банков, но и в работе торговых предприятий. К началу 1918 года горожане с трудом могут разменять крупные купюры, а Сочинский главный дорожный комитет, который ещё с лета задерживал выплаты строителям Черноморской железной дороги, в связи с нехваткой денежных средств приостанавливает проект и распускает свыше десяти тысяч рабочих. Эти прибывшие на заработки со всех уголков империи рабочие в условиях конфликта становятся своеобразной пороховой бочкой, ведь в курортном городе, вся экономика которого построена на обслуживании отдыхающих, практически нет люмпенов, и никто не заинтересован в жестоких революционных расправах.
Новости о роспуске строителей естественно вызывают их недовольство, тем более что у комитета нет достаточных сумм для того, чтобы расплатиться. Из Петрограда, где и своих проблем в то время предостаточно, на обращения из Сочи о необходимости снабжения дензнаками не отвечают. Власти стараются мирно уладить опасную ситуацию и договориться с грозящими разгромить город железнодорожными строителями. Их просят подождать прибытия денег из столичного Наркомфина, что в итоге затягивается на неопределённый срок.
В городе создаётся финансовый совет, который старается выйти из кризисной ситуации. Рождается идея выпуска сочинских бон — временных денежных знаков, обеспеченных кредитом строительного капитала. Реализацию этого проекта поддерживает Городская дума и Сочинский революционный комитет. В конце января 1918 года печатают первые боны. Одновременно прорабатываются схемы по обеспечению антикризисных денежных знаков. Купюры достоинством в 1, 3, 5 и 10 рублей поступают в обращение. Месяцем позже следует новый выпуск, уже на 300 000 рублей; в городе появляются купюры достоинством 1, 3, 5, 10, 25 и 50 рублей.
С июля 1918-го по февраль 1919 года на территории Сочи вместо Советской устанавливается власть Грузинской Демократической Республики с порядками самоуправления. Хмели, пури, хачапури, цицила и в целом довольные сочинские крестьяне. В начале 1919 года на побережье приходят белогвардейцы. Деникинцы оттесняют грузин, до города добирается пёстрая Гражданская война. Новый виток разменного кризиса и безденежья побуждает организовать очередной выпуск сочинских бон, обеспеченных вкладами в местных кредитных организациях. В этот раз появляются купюры не только мелкого достоинства, но и по 100, и по 250 рублей. Эти боны действуют в городе до 30 сентября 1920 года и теряют ценность с января 1921 года.
Также в 1920 году в Сочи появляются альтернативные боны «зелёных» — представителей Комитета Освобождения Черноморского побережья. В эту армию входят крестьяне, которые выступают против большевиков за демократические свободы. Свои боны «зелёные» планируют обеспечить запасами табака, собранного на городских плантациях, в качестве ликвидного товара для торговли с соседними регионами. Идея эта проваливается, и на оборотной стороне неразрезанных отпечатанных купюр советские власти впоследствии печатают постановления.
Естественно, пример бона — не уникален. В годы Гражданской войны во многих регионах бывшей Российской империи ходят в обращении тысячи альтернативных валют, которые появились в условиях отсутствия доступа к финансовому капиталу. Однако практика выпуска сочинских локальных денег в 1918–1920 годы является хорошей историей о том, что городская власть и жители могут самостоятельно справляться со сложнейшими экономическими вызовами.