«Умному Сочи» — научно-популярному шоу для школьников и их родителей, базирующемуся в Олимпийском университете, — исполнился год. Самое время обсудить с его основателем уникальный формат, детей и то, как он на них зарабатывает.
Михаил Каптюг
Основатель и разработчик проекта «Умные города», выпускник химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Умники в цифрах
В 2017 году мы провели в Сочи девять программ для 5 000 детей. Это более 1 000 часов занятий в лабораториях. К нам регулярно приходят ученики около 40 сочинских школ. За год мы привезли для них четыре тонны реквизита.
Сейчас у нас 17 «умных городов». В нашем московском отделе разработки сидят лучшие выпускники и сотрудники МГУ, которые раз в месяц «выкатывают» совершенно новую программу. За прошедший год у нас были программы по зоологии, астрономии, научный детектив, лечебное дело, космонавтика и другие. Нам неинтересно делать десятую по счёту программу по химии — мы берём каждый раз новые темы и воплощаем их. Всё обкатываем сначала в столице, а потом отправляем в гастрольный тур по России.
Бизнес
Проект изначально был поставлен на бизнес-рельсы, чтобы ни от кого не зависеть. Мы не получаем деньги от государства, у нас нет крупных спонсоров, это не благотворительность и не хобби. Это полноценный бизнес с отлаженными процессами, логистикой, маркетингом, ценовой политикой, который с первого дня своего существования находится на самоокупаемости. Наш единственный доход — деньги за билеты, и мы считаем, что это самая прогнозируемая и честная модель для ведения дел в России. Очень большое значение уделяем качеству продукта, отсюда и высокий ценник — при меньшей стоимости билета мы не сможем поддерживать высокий уровень организации.
Как получился такой формат
Это история о том, как важно везде искать новые возможности. Начиналось всё с лекций для взрослых. Я и мой коллега Михаил Кнеллер окончили МГУ, я — химический факультет, он — географический. Мы знали, что в университете есть прекрасные лекторы, услышать которых могут только студенты МГУ, и решили организовать публичный лекторий, куда смогут приходить все желающие без исключений. Темы были совершенно разные: от страноведения до великих научных открытий.
Изначально слушатели покупали билеты на отдельные лекции, но со временем мы запустили циклы — например, за что давали Нобелевские премии по физике, химии, биологии и экономике. Люди стали ходить к нам регулярно. Потом был цикл лекций об итальянской культуре — их посещало примерно 100 человек. Нам захотелось сделать ещё что-то интересное, и тогда мы придумали фестиваль Италии, где можно было бы слушать итальянскую оперу, есть итальянскую еду, участвовать в мастер-классах по итальянскому языку. Сели писать программу, сняли площадку и тут задумались — мы же не эксперты по Италии (я в этой стране, кстати, так до сих пор ни разу и не был). Вот если бы у нас был день химии — я бы завтра же написал всю программу с выступлением декана химфака МГУ, опытами для детей и интеллектуальными играми. Дней Италии в Москве проходит в год штук 10–15, и наш, очевидно, не стал бы лучше других, поэтому решили заняться всё-таки естественными науками.
Мы пристально наблюдали, от чего дети приходят в восторг на таком фестивале. Как правило, везде и всюду опыты им просто демонстрируют — приезжает ведущий и что-то там показывает, но этого недостаточно, дети любят делать всё своими руками! Таким образом мы и разработали свой уникальный формат.
Сценарий
Сначала все участники в течение 10–15 минут сидят на введении, а затем разбегаются по четырём лабораториям. У каждого ребёнка своё рабочее место, и все абсолютно опыты он делает самостоятельно. То есть ведущий показывает — дети делают. Встали полукругом и смотрим — это не к нам.
Когда мы провели самую первую свою программу, главной проблемой для нас стали родители. Эти люди уже заплатили за билеты, но что нам с ними делать? Мы просто загрузили их в зал и поставили научно-популярное кино. Позже придумали читать им лекции, которые пересекаются по теме с детской программой. Теперь родители говорят: «Не знаю, как мой ребёнок, но я обязательно приду на следующее шоу».
Вырастить умного ребёнка
Недавно в Перми мне сказали, что для того, чтобы вырастить умного ребёнка, его нужно хорошо кормить. Ещё важно заинтересовывать, покупать книги. Я же скажу, что детей бесполезно воспитывать. Дети всё равно вырастут похожими на своих родителей. Если вы по утрам пьёте водку, то как бы вы ни транслировали ребёнку вред алкоголя, он всё равно вырастет и будет делать то же самое. А если вы смотрите вечером исключительно канал Рен-ТВ, то лучше бы вы пили водку.
В чём соль
Особенность наших программ — это их регулярность, лучшая команда разработки и оригинальность. У нас существует даже стоп-лист опытов. Например, строго запрещён сухой лёд во всех его проявлениях, потому что он сейчас используется повсеместно и не имеет никакой методической нагрузки. Если кто-то уже делал какие-то опыты, мы их повторять не станем. Придя к нам, вы можете быть уверены, что этот опыт ваш ребёнок проведёт впервые в жизни. Мы продумываем каждую, казалось бы, мелочь: халаты должны быть детям по размеру, очки идеально чистыми, а концентрация кислот не должна превышать 5%.
Команда
Большое внимание мы уделяем отбору людей, которые ведут наши программы. В Москве рассматриваем только студентов МГУ и физтеха, в других же городах проводим тщательные кастинги среди тех, кто знает науки и умеет работать с детьми. Ведущий программ для родителей всегда приезжает из Москвы (в Сочи я иногда веду взрослую программу сам, потому что люблю заодно здесь отдохнуть). К местным ведущим приезжает наш тренер, который два дня проводит интенсивный тренинг в лабораториях и отлаживает все процессы. В Сочи у нас есть команда, но иногда мы её обновляем. Хорошим кандидатам мы всегда рады. Можете написать нам в соцсетях о своём страстном желании присоединиться к проекту.
Наука во всей красе
Почему учителям сегодня сложно вести уроки? Детям просто неинтересно! Мы не ставим перед собой задачу научить ребёнка физике, это невозможно сделать за одно двухчасовое занятие в месяц. Зато в наших силах показать, что физика — это круто, биология — это очень увлекательно, а химия просто замечательна. Мы можем дать ребёнку импульс в правильном направлении, привести доводы, зачем быть учёным, составить представление о профессии. К нам приходят целыми классами и обнаруживают, что учёба может быть крайне интересной. Даже лучше цирка и дельфинария.
Планы
У нас с партнёром есть мечта, чтобы Россия экспортировала не только нефть, но и интеллектуальный продукт. Проект «Умные города» уже представлен в Риге и Минске. Не вижу причин не двигаться в сторону Берлина и Лондона.
Программы «Умного Сочи» в 2018 году
- 23, 25 февраля и 3, 4 марта
«Великие научные открытия» — тут и химия, и биология, и инженерия, и медицина. - 7, 8, 14, 15 апреля
«Палеонтология» — будем копать динозавров и мамонтов. - 19, 20, 26, 27 мая
«Хирургия» — научимся удалять аппендицит и делать трахеотомию.
Сочи, ул. Орджоникидзе, 11
+7 (918) 905 03 03
Фото: Лена Фонтон