Зимний театр
- 19 февраля, пятница, 19:00
- 500 — 3 500 рублей
Этот вечер сочинского фестиваля без преувеличения можно назвать «бенефис Юрия Башмета». Выдающийся музыкант современности предстает здесь в различных творческих ипостасях — как солист, дирижер, но прежде всего — как Музыкант, своим исполнительским искусством вдохновивший современных композиторов на новые сочинения, колоссально расширивший альтовую музыкальную литературу… А еще как неутомимый борец, искатель, подвижник и просветитель, «неисправимый романтик», соединяющий старое и новое, классическое и современное в нерасторжимое единство. Быть может, именно потому ему так близок байроновский образ Гарольда.
Эта фигура романтического героя — вечного странника, тщетно ищущего покоя в себе и в окружающем мире — станет драматургическим стержнем концерта. В его завершении прозвучит одна из жемчужин башметовского репертуара – симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза. Написанная автором «Фантастической симфонии» по заказу Паганини, но так и не исполненная им, симфония представляет собой ряд живописных картин итальянской жизни и природы, которые объединяет тембр альта — музыкальное олицетворение главного героя. Партия солирующего инструмента оказалась слишком далека от романтических «виртуозных стандартов», композитор «хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд-Гарольда, помещая его среди поэтических воспоминаний…»
И вот, полтора века спустя герой поэмы Байрона снова привлекает к себе внимание композиторов — на этот раз, уже через призму его берлиозовской трактовки. Оба произведения — и камерный «And Harold again» родившегося в Баку и скончавшегося в США композитора Олега Фельзера (по воспоминаниям самого Ю. Башмета, на это сочинение ему указал Альфред Шнитке), и написанная специально «в пару» к симфонии Берлиоза одночастная симфония-баллада «Гарольд в России» Александра Чайковского – имеют солирующую партию альта и содержат цитаты и аллюзии из «Гарольда в Италии». По сравнению с более обобщенным произведением Фельзера, симфония А. Чайковского, хоть и не имеет четкой литературной программы, но позволяет представить «Гарольда в сегодняшней России». «С одной стороны, — говорит автор, — он попадает в жесткие ситуации, с другой стороны, он продолжает петь о красоте жизни и о том, что мы все хотим счастья…» Гарольд «покидает Россию с большим недоумением, но с надеждой, что, может быть, еще вернется и песню допоет».
Произведения Берлиоза, Фельзера и А. Чайковского прозвучат в это вечер в исполнении Юрия Башмета и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». За дирижерским пультом будут Юрий Башмет, Александр Чайковский, и молодой маэстро, постоянный дирижер «Новой России» и участник фестивалей Ю. Башмета Денис Власенко.
Фото: sochi-news