День прав человека отмечается каждый год 10 декабря. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека — самый переводимый документ в мире. Но, несмотря на многолетнюю историю и масштабы движения, уровень информированности о том, что такое «права человека» и какова их роль сегодня, остается довольно низким, поэтому мы попросили президента «Южного правозащитного центра» Семена Симонова рассказать о том, какими проблемами занимается его организация на территории Сочи.
Освобождение граждан Украины
из СУВСИГа
В этом году мы неоднократно занимались делами в защиту интересов граждан Украины, которые покинули зону вооруженного конфликта и попросили убежище в России, но сделали это уже после того, как их задержали на территории нашей страны. Задержанных поместили в специальное учреждения временного содержания иностранных граждан (СУВСИГ), где они сидели более 5 месяцев. На момент обращения к нам люди уже совершенно не владели ситуацией.
Обычно такие процессы протекают по следующей схеме: человек пишет заявление на предоставление временного убежища, на протяжении трех месяцев это заявление находится на рассмотрении, а затем в предельно короткий срок приставы обязаны подать заявление в суд о прекращении исполнительного производства о выдворении. В нашем же случае, во-первых, сильно затягивались сроки с выдачей с выдачей свидетельства о временном убежище, а во-вторых, откладывалась подача необходимого заявления от приставов. Вместо заявления о прекращении производства они подавали заявление о разъяснении принятого решения о предоставлении временного убежища. А зачем суду разъяснять, когда уже есть основания для прекращения? Из-за этого юридического момента людей держали 7-8 месяцев в СУВСИГе.
Для того, чтобы ускорить процесс их освобождения, мы начали приходить в суды и там объяснять, как надо рассматривать эти документы. Прежде всего я указывал на то, что решение о выдаче временного убежища уже принято, то есть человек уже законно находится на территории России и, как следствие, должен быть немедленно освобожден. В моем присутствии судьи принимали нормальные решения и даже заставляли приставов переделывать поданные ранее заявления. Почему они не делали этого раньше, можно только предполагать.
Восстановление права на оплату
труда для олимпийских строителей
Во время Олимпиады в Сочи еще не было Южного правозащитного центра, но была приемная сети «Миграция и право». В эту приемную обращались строители, которые работали на олимпийских объектах и не получали заработную плату. Ближе к Олимпиаде проблема разрасталась, и ей заинтересовалась не только российская общественность, но и мировая. Благодаря совместной работе с иностранными коллегами, к этой теме удалось привлечь Международный олимпийский комитет. Его представители приехали к нам в приемную, ознакомились с документами и, убедившись, что проблема действительно существует, обратились к нашему правительству с соответствующим вопросом, ведь в Олимпийской хартии указано, что в стране, которая принимает Олимпийские игры, должны соблюдаться права человека. Тогда наши власти засуетились. Меня стали приглашать в прокуратуру и другие инстанции, куда я подавал заявление несколько месяцев назад и получал в ответ лишь отписки. Теперь же меня просили предоставить любые подтверждения работы этих людей, хотя бы пропуска на объекты. В результате этой кампании на сайте Роструда были опубликованы отчеты о взыскании сумм для выплаты зарплаты рабочим, где значились чуть ли не десятки миллионов рублей.
Гражданский контроль
за деятельностью полиции
В 2011 году вышел закон «О полиции», который предусматривал возможность осуществлять общественный контроль с целью сделать полицию наиболее открытой и доступной для граждан. В связи с этим была организована общероссийская акция, которая началась осенью 2012 года и продолжается до сих пор.
Во время проверок в рамках гражданского контроля за полицией мы смотрим есть ли в отделениях и пунктах полиции указатели, стенды, место для ожидания, установлены ли пандусы, как осуществляется доступ — в общем, созданы ли все условия для оказания соответствующих услуг гражданам. Помимо этого, мы проверяем, указана ли в интернете вся необходимая информация, и как работает телефонная линия.
Все, что мы контролируем, прописано в за коне «О полиции» или положениях, которые утверждаются приказами министра внутренних дел. Ориентируясь на нормативно-правовые акты, мы составляем анкеты, в которых делаем пометки во время проверок, затем выпускаем отчет, информируем их руководство, они делают выводы и принимают меры.
Могу совершенно точно сказать, что с момента первой проверки в работе полиции произошло много положительных изменений, и хочу заметить, сочинская полиция сильно отличается от всех других. Да, есть негативные моменты, но в плане доступности и открытости они стараются приложить максимум усилий, даже просят им предоставить наш локальный отчет до того, как будет готов федеральный, чтобы за это время уже что-то исправить.