Действительно ли музыка помогает продавать? Перед тем, как познакомиться с плей-листами в местных магазинах, этот вопрос мы адресовали Артему Дмитриеву — эксперту в области создания музыкальных подборок для торговли, автору и ведущему подкаста №1 в России —программы «Chill». Артем рассказал, что такое дурновкусие при выборе фоновой музыки, почему инстурментал в чистом виде плох для мотивации покупателей, и какой уровень громкости может считаться оптимальным.
Артем Дмитриев
автор и ведущий подкаста Chill
Музыка и поведение
«Чем быстрее музыка, тем динамичнее идут продажи. И наоборот — чем спокойнее музыкальный бэкграунд, тем дольше покупателю хочется задержаться в конкретном месте. — Таковы результаты больших психологических исследований. Этим правилом активно пользуются и магазины, и рестораны. Яркий пример — «Макдональдс». Здесь вы никогда не услышите лунж или чиллаут, зато в полной мере насладитесь танцевальной музыкой и роком, причем роком агрессивным».
Музыка и одежда
«Если музыкальные стили переложить на понятия из fashion-индустрии, то музыка «инди» — это, конечно «кэжуал» в одежде. Являясь разновидностью рок-музыки, инди — более актуален, моден и ориентирован на молодую аудиторию. Такая музыка как правило, звучит в магазинах, чья целевая аудитория 15-35 лет. Если же салон продает дорогие мужские костюмы, то это может быть даже джаз, который создает ощущение, что ты попал в серьезное, статусное место».
Громкость
«Золотая середина – это чувство комфорта. Для молодой целевой аудитории уровень громкости всегда выше. Зайдите, например, в Pull&Bear, — там создается легкое ощущение клуба. Инди и электроклэш в этом магазине включают достаточно громко. И сравните ощущения с посещением Emporio Armani, где лаунж играет тихо, исключительно для атмосферы».
Табу
«Когда в магазине играет русская танцевальная музыка – это очень плохо. Это означает, что магазин «заточен» под аудиторию, напрочь лишенную амбиций. Еще хуже — радио. Это и вовсе отталкивает, ведь радио наполнено рекламой, отбивками самой радиостанции, оно очень доступно. А любому покупателю хочется почувствовать особое отношение к себе. Просто чудовищно слушается инструментал в чистом виде – какой-нибудь заезженный Ричард Клайдерман или Эннио Морриконе. Инструментальная музыка плоха для торговли тем, что она безлика. А голос, в свою очередь, дарит ощущение присутствия в музыке и пространстве».
Levi's
Американский бренд, под именем которого были созданы и запатентованы первые в мире джинсы, очень выверено подходит к выбору фоновой музыки для своих магазинов. Здесь вы не услышите ничего сладкоголосого или камерного — только рок, пост-панк и гранж. Если говорить о музыке в магазине Levi’s в Сочи, то единый для всей Европы и Турции музыкальный подкаст формируется в Москве. Меняется он каждые три месяца. Кстати, подходить к продавцам с вопросами типа «А что это за крутой трек играет?» — бесполезно. Сами работники магазина не могут даже посмотреть плей-лист,— они просто подсоединяют штекер от колонок к компьютеру и воспроизведение начинается.
H&M
Во всех магазинах H&M играет одинаковая музыка, и Сочи — не исключение. Каждую неделю в магазин приходит утвержденный плейлист из Швеции. Репертуар во многом определяется коллаборациями бренда с различными селебритис. Например, этой зимой покупатели слушали рождественский альбом Леди Гага и Тони Беннета.
Ferrari Store
«Фишка» магазина — характерный саунд, имитирующий звук болида Формулы-1. Звуковой эффект воспроизводится, когда посетитель заходит в магазин. Если говорить о фоновой музыке, то в Ferrari Store тоже полностью исключается вмешательство продавцов в плей-лист: специальное оборудование подключено по удаленному доступу к серверу в Италии, откуда, собственно, и транслируется музыка в магазины бренда по всему миру.
Alexander Konasov
Магазин авторских футболок, расположившийся на курорте «Роза Хутор», — пожалуй, самый демократичный участник этого обзора в вопросах выбора фоновой музыки. Здесь нет жестких ограничений по жанрам и носителям, с которых воспроизводится музыка. Ребята просто приходят на работу и запускают плей-лист со странички ВКонтакте владельца магазина. Подборка представляет собой типичный лаунж. Кстати, встречаются и русскоязычные композиции.
Tezenis
Итальянский бренд, специализирующийся на производстве и продаже нижнего белья, домашней одежды, купальников и пижам, к музыкальному оснащению своих магазинов тоже подходит централизованно. Единый плей-лист формируется в Европе. Менеджерам магазинов, в том числе и сочинских, остается лишь подключиться к серверу и запустить плей-лист. Кстати, музыкальных новинок вы здесь не услышите, – как правило, репертуар составляют композиции, находящиеся в ротации любой европейской и российской танцевальной радиостанции.
Bosco Sport
Несмотря на статус официального магазина лицензионной продукции олимпийской команды России, русской музыкой в магазине и не пахнет. Все больше танцевальных хитов – лидеров европейских и американских чартов. Составляют плей-лист на месте, в Сочи. Главный критерий при выборе треков – собственные музыкальные предпочтения составителей.
Модус Сочи
Официальный дилер Land Rover
Британский лунж. По задумке бренд-менеджеров сети автомобильных шоу-румов, именно такая музыка должна помочь посетителям в полной мере оценить дизайн, стиль и мощь легендарных британских внедорожников. Плей-лист полностью формируется в Москве и закачивается на сервер. Сотрудникам дилерского центра в Сочи остается подключиться к нему и нажать «play».