В основе сценария лежат мемуары Джейн Хокинг о нелегкой совместной жизни с гениальным физиком, а сам фильм снимался исключительно с прицелом на «Оскар» — эти два фактора и предрешили судьбу байопика «Теория Всего» (почему-то «Вселенная Стивена Хокинга» в российской локализации). «Наследник Эйнштейна» оставил жирный след в современной физике и космологии: применение термодинамики к описанию черных дыр, теория испарения черных дыр, названная, в последствие, «излучением Хокинга», значительный прорыв в квантовой космологии.
Всю свою жизнь Стивен посветил поискам «единой теории поля», объединяющую все четыре фундаментальных взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное ядерные. Все это и еще много чего запутанного, но интересного вы НЕ узнаете в этом фильме. Фильм о гениальном физике волей обстоятельств был превращен в классическую, прилизанную историю о нелегкой женской судьбе в браке с парализованным человеком.
Все начинается в Кембридже шестидесятых. Куча велосипедов, узкие брюки, все еще элегантные платья нежных тонов. Стивену (Эдди Редмэйн) 21, впереди защита докторской, от которой все профессора ждут если не прорыва, то как минимум грандиозного труда. На личном фронте, как ни удивительно, дела идут не менее успешно. Робкий и чудаковатый студент смог завоевать сердце набожной красавицы Джейн (Фелисити Джонс). Увы, счастье длилось не долго — Стивену ставят страшный диагноз боковой амиотрофический склероз. Жить осталось два года, да с полной парализацией тела. Стивена, да и все физическое сообщество, спасает Джейн. Она, чуть ли не насильно, женит Стивена на себе, заставляя того бороться за жизнь, творить и любить. Сейчас Хокингу 73, а наука бурлит м-теориями, квантовыми гравитациями и прочими суперструнами. Спасибо, Джейн.
«Теория всего» не удержалась от столь заманчивого соблазна и предсказуемо качнулась в область мелодрам и бытовых драм о преодолении. Все исходные располагали, целевая аудитория гораздо шире и проще, да и сентиментальные байопики «Оскар» жалует куда больше, чем оды науке. Шаг расчетливый и закономерный, но скудный и даже обидный для кинематографа в целом. Биография Стивена Хокинга достойна куда более широкой и умной интерпретации. По сути, оставив великого физика за скобками, «Теория Всего» ничего не теряет и никак не трансформируется. Зачем для слезовыжимательной истории о борьбе человека со своим же организмом приписывать имя Хокинга, так и остается не понятным. Стивен в «Теории» мог быть обычным Джоном Тейлором, окончившим кембриджский журфак. Только лишь редкие для кадра научные симпозиумы заменились бы на творческие вечера.
Но даже избрав столь легкую дорогу, «Теория Всего» умудряется оступаться на ровном месте, провисать и запинаться. Все сценарные ходы сводятся лишь к «а давайте-ка накинем еще больше сложностей, да посмотрим, как Стив их переживет, а Джейн с ними смирится». Драматургия выглядит очень неровной, напоминая, скорее, документальную склейку из самых важных семейных моментов. И это неудивительно, ведь ответственный за режиссуру Джеймс Марш более известен своими неигровыми лентами. Ну, и как же без традиционных присказок о любви и религии, как об основе всего и всея. Нигде более это не смотрелось столь тошно и притянуто.
Казалось бы фатальный провал вытягивает на своих плечах актерский состав. Фелисити Джонс отлично передала всю гамму мученичества и радости сквозь угасание, а Дэвид Тьюлис и Саймон МакБерни смогли хоть как-то поднять «физическую» часть. Но все это меркнет на фоне фундаментальной работы Эдди Редмэйна. Изумительное перевоплощение, после которого в роли Стивена Хокинга вряд ли получится представить кого-то иного. Эдди на столько вжился в роль, что во время пауз между дублей, оставался неподвижным со сгорбленной спиной. Говорят, это привело к небольшому искривлению позвоночника актера. Что ж, «Оскар» стал достойной наградой за такую творческую отдачу.
Фильм громко о себе заявляет, но сдувается почти по всем позициям. От научной стороны открещивается чуть ли не сразу, а драматическая часть скудна и слишком вторична. Зачем столь блистательная актерская работа, явно не соответствующая уровню картины? Почему именно чета Хокинг, а не другая подобная семейная пара? Почему и зачем — вопросы популярные не только в физике, но и по отношению к «Теории Всего».
+ Не самый оригинальный, но приятный глазу видеоряд
– Тотальное игнорирование «физической» стороны биографии Хокинга
– Плоские посылы о том, что, де факто, «любовь и есть та самая теория всего»
* Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Люксор».