Замечали за собой, что наблюдаете за городом с точки зрения своей профессии? Я, например, специалист в области средового дизайна и смотрю на Сочи через призму архитектуры и эстетики. Смотрю, смотрю, думаю, но разобраться во всем очень сложно.
«Сочи — уникальный город Черноморского побережья». Сколько слышим, столько и удивляемся этим словам. Исторические сооружения скоро можно будет пересчитать по пальцам, да и те смотрятся комично на фоне квадратных высоток. Баланс между старым и новым олицетворяет сочинский ж/д вокзал, трансформированный и обновленный. Этакая старинная башня, вокруг которой, как грибы начинают разрастаться стеклянные здания.
И, так как глобальных перемен не ожидается, то остановочные комплексы, выполненные в архитектурном стиле, вполне могут украсить жизнь горожан и удивить туристов. Тем более, что заменить некоторые остановки просто необходимо. Иначе к смертности в ДТП, добавится смертность от солнечных ударов на остановках.
Около пяти лет в Сочи длится эпопея с обустройством остановок общественного транспорта. Одни менялись несколько раз, другие, как будто совсем не в городском управлении. В итоге установили около 300 остановок, которые, по задумке сочинских архитекторов, должны были стать достойной заменой старым и гармонично вписаться в городской ландшафт. Остановочные павильоны были привезены из Франции и стали для нас настоящим бедствием. В городе Пуатье, откуда мы скопировали дизайн, стеклянные павильоны не являются проблемой, так как там летняя температура в среднем ниже на 5 градусов, чем в Сочи.
А мы, как истинные французы, наслаждаемся заморскими изысками зачастую без тени на остановочных комплексах. Посудите сами, ну разве не романтика, смотреть сквозь стеклянную крышу остановки на звездное небо? 10 часов вечера, маршрутки ходят плохо, толпа людей, а ты умиротворенно смотришь на звезды. Однако, не все горожане оптимисты:
- Самая кошмарная (мучительная) остановка находится на улице Донской, прямо напротив ТРЦ «МореМолл», потому что там крыша из стекла, как результат, тени нет, солнце в зените светит прямо на тебя. Жуткая жара и бетонная пыль от дороги делают невыносимым нахождение на остановке. В общем, сущий ад. Все время, когда жду маршрутку в это время, хочется чтобы человек, который в ответе за такие остановки, постоял со мной».
- «Лавочка такая, скорее всего, потому что ее сломать сложнее, а бомжам на ней спать неудобно будет, что сделает остановку куда чище».
От себя добавлю: а еще она такая, чтоб ее не пачкали, не разбирали и, вообще, на ней не сидели, потому что металлическая лавочка в любую погоду на стороне погоды: горячая в жару, ледяная в холод.
Конечно, нам всем интересна цена вопроса: 0 рублей для бюджета. Как, впрочем, и ноль пользы для людей. Платили за все организации, которые размещают на них рекламу. Тогда, что мешало Администрации обязать их затратить на остановку хотя бы половину ее дальнейшей прибыли?
Так как у заказчиков французских остановок фантазии не хватило, давайте пофантазируем мы? Представим: что если остановка «Сбербанк» выполнена в виде купюр или кассы? Согласитесь, уже не так тривиально: реклама банку готова, туристы фотографируются — все счастливы. Образ остановки «Платановая аллея» представляется в виде плавных бионических форм — уютная, живая остановка, почему нет? Продолжаем. Остановка «Лавровая» в Адлерском районе. Лавровая, лавр. Древняя Греция. Пифийские игры, наградой которых служили лавровые венки. Образ понятен, да?
А что, если задуматься над внешним обликом таких остановок, как санаторий «Орджоникидзе», санаторий «Фрунзе», «Металлург» — это же история города. Архитектурным стилем данных санаториев является сталинский ампир, поэтому остановки должны, как минимум соответствовать ему. Для исторических мест можно и нужно спроектировать единую конструкцию остановочных комплексов, которая будет учитывать архитектурный стиль данной местности. Декоративным оформлением фасадов остановочных комплексов будут служить барельефы, декоративные панно, мозаика и керамика, на которых будут отображены туристические или знаковые места города. Данная концепция позволила бы гостям курорта безошибочно ориентироваться в городском пространстве.
Примером образности в создании мест общественного пребывания являются шедевральные станции метро в Санкт-Петербурге и Москве. Вы были в Москве? О, тогда наверняка у вас есть фото из метро. Туристы, побывавшие в метро, всегда отмечают его оригинальность и изысканность. Недаром же приложение «Travel» газеты «Daily Telegraph» включило в рейтинг самых красивых станций московские и питерские метро-остановки.
Но вернемся в реальность: остановку «Кинотеатр Стерео» хотят переименовать в «Олимпийский университет». Как можно догадаться, дизайн существующего остановочного павильона «Стерео», скорее всего, был разработан с учетом Олимпийской тематики. Треугольные формы в светлых оттенках, с включением современных материалов, которые, уже на сегодняшний день, нуждаются в косметическом ремонте.
Каждый горожанин знает, что суть архитектуры должна заключаться в полезности, качестве постройки, ее смысловой нагрузке и в приятном визуальном восприятии. Город просто нуждается в качественно, функционально и удобно оборудованных общественных пространствах. Образы не должны противоречить друг другу, как, например, здание морвокзала.
А почему мы, собственно, не можем ждать транспорт на эстетичной и комфортной в любую погоду остановке? Ну ведь можем мы себе позволить каждый сезон — новую плитку? Может уже пора взяться и за остановки?