Как появился SCAPP

Самая популярная внутренняя шутка в SCAPP — это насколько всё у нас шиворот-навыворот. Сначала приложение, затем сайт и только после уже печатная версия. Не наоборот. Не перепутайте. Такая вот инверсия. И если времена SCAPP без печатной версии помнят наши самые олдовые читатели, то эпоха приложения — где-то между мезозоем и палеолитом. Кто-то что-то слышал, но не более. Что ж, десятилетний юбилей, кажется, идеальный повод рассказать, как всё это начиналось. А также разобраться, наконец, откуда взялось это странное непонятное название, которое каждый второй из вас произносит неправильно. Вокабулярной археологией занимались выпускающий редактор Роман Дементьев, шеф-редактор Роман Кузнецов и один из создателей SCAPP Александр Грис.

 

Экспозиция

Чтобы зафиксировать старт истории, нужно подняться по боковой лестнице на второй этаж Торговой галереи в районе вечного «Агропрома». Пятнадцать лет назад там располагался культовый для своего времени магазин Converse. Никакого прямого отношения к легендарному производителю кед он не имел (конец нулевых в Сочи не располагал к появлению лицензированных представителей американских брендов). Там продавали всё модно-молодёжное, что можно было в то время достать. До появления крафтовых баров и кофеен было ещё чуть ли не десятилетие, поэтому магазин Converse стал выполнять их роль, в плане сосредоточения всей стильной тусовки Сочи. Туда приходили просто пообщаться, познакомиться, в зале поставили приставку, установку для Guitar Hero. По воспоминаниям Саши и Ромы, это чем-то напоминало Surf Coffee сейчас.

Саша Грис работал в Converse продавцом. Вернее, начинал продавцом, а вскоре занимался уже буквально всем. Был и мерчендайзером и байером. Роман Кузнецов же занимался управлением недвижимостью в крупной московской компании. Как и все модные-стильные того времени, часто закупался в Converse. На момент знакомства Роме было 28 лет, Саше — 21 год. Парни довольно быстро нашли общий язык и сдружились. Рома приходил в Convesre уже не только за покупками, но и просто пообщаться с Сашей.

В какой-то момент Саша Грис увлёкся дизайном. Это случилось во многом случайно. Ему подарили «макбук», на котором, по его словам, ничем другим, кроме дизайна и текста, заниматься было невозможно. Грис стал разбираться в «Фотошопе», листать тематические форумы и постепенно применять новые знания на практике. Он делал флаеры для магазина, какие-то прочие элементы оформления. Через некоторое время к Саше стали приходить заказчики со стороны.

На стыке десятилетий Convesre стал загибаться. Александр Грис, к тому моменту уже вполне востребованный на локальном рынке дизайнер, предложил Роману открыть студию графического дизайна и рекламного производства. Кузнецов нашёл офис на улице Егорова, и в конце 2010 года, сразу после окончательно закрытия Convesre, парни перебрались туда. Свежеиспечённую компанию назвали Ideegroupe (кстати, именно таким был пароль от вайфая в офлайн-редакции SCAPP вплоть до её закрытия). «Производное от слова «идея», никаких сверхъестественных моментов», — объясняет Саша.

Компания резво начала расти вширь. За счёт контактов Саши, уже со старта были заказчики. Ideegroupe забрала крупный контракт от Pepsi на оформление побережья. Постоянным партнёром стала «Балтика».

В то время с рекламой в Сочи была полная задница. И с дизайном была полная задница. Делали какой-то отстой. Поэтому когда видели дизайн Саши, понимали, что это другой уровень, что это круто.

Роман Кузнецов

Я очень любил всё смотреть, листать. Тратил на это по пять-шесть часов в день. Прокачивал свою насмотренность. Изучал, что делают дизайнеры в Европе, Штатах, особенно в Нью-Йорке. В тот период дизайн развивался очень стремительно.

Александр Грис

Расширялась компания и в плане своего штата. Появлялись новые дизайнеры и прочие сотрудники. «Такое ощущение, что все приходили к нам будто из ниоткуда», — вспоминает Рома. Появился и маркетолог Олег Теселько (сейчас он в проекте «Мастерская приключений»), который оказал большое влияние на развитие Ideegroupe. «Приходит он и спрашивает, а как у нас с бизнес-процессами дела, — рассказывает Саша, — А мы вообще не знали, что это. Клиенты как-то приходят, работа есть, зарплату платим, да и всё».

С самого старта Ideegroupe Александр всё глубже уходил в разработку сайтов. Тем более что в скором времени в штате компании появился программист Стас. Всё чаще и чаще возникали мысли о создании своей собственной рекламной площадки. «Из-за того, что мы варились во всём этом, очень хорошо понимали, какой она должна быть», — делится Саша. Рома же вспоминает, что у них, например, была идея фитнес-медиа-плеера, такого «экранчика», на котором бы крутилась реклама в тренажёрных залах.

В то время мы постоянно обсуждали разные идеи по два, по три часа, до посинения проводили мозговые штурмы, что-то придумывали. Это происходило в атмосфере каких-то заказов, какой-то ругани, вечных обсуждений. Всё это приводило к пониманию — мы можем что-то создать. Не понимали, что именно, но понимали, что можем, хотим и будем создавать. При этом всё у нас шло через одно место. Как оно должно быть: ты изначально планируешь, что ты будешь делать, а потом ты к этому идёшь через техзадание, описание и так далее. А у нас шло от картинок. То есть моя сумасшедшая голова что-то придумывала, потом Рома это переваривал. С этим мы шли к программистам. Программисты спрашивали, а что мы делаем? Но им никто толком не мог объяснить, так как итогового продукта не было. Какие-то афиши, какие-то новости. Некое информационное табло, но без точного описания. Далёкая идея упаковать город в единое пространство, в каждом сантиметре которого есть формат под рекламу. В общем, мы очень воодушевлённо погрузились в создание чего-то, у чего не было ни финальной концепции, ни названия, но что должно было понравиться людям.

Александр Грис

Мы обсуждали, что было бы круто иметь какое-то диджитал-пространство, где и афиша событий, и расписание кинотеатров, и реклама. Может быть сайт, может быть приложение. И тут Саша видит где-то в интернете большой айфон и начинает отрисовывать картинки, вставленные в экран телефона. Ну и заявляет, что нам нужно приложение. А это 2011 год, бум приложений. Так что мы подумали, зачем делать сайт. Никаких сайтов уже через года два не будет. Делаем приложение.

Роман Кузнецов

 

Конфронтация

Как вспоминает Саша, поначалу программисты его посылали, так как не понимали, что именно от них хотят. То, что он отрисовывал, походило на ленту социальной сети с каким-то менюшками, вкладками. Но только это была не социальная сеть, а попытка запереть город в некое умное пространство. Ничего подобного на рынке тогда не было. «Да и сейчас особо нет, что-то отдалённо похожее делает разве что Aviasales со своими гидами», — делится Грис. Идеи генерировались буквально на ходу. «У нас была дополненная реальность, когда включаешь камеру, наводишь на Ривьеру, а у тебя всплывают квадратики с информацией», — вспоминает Рома.

То, что сейчас уже кажется нормальным, мы тогда пытались изобрести. Мы хотели сделать город умным пространством, в котором ты понимал, куда идти и что делать, откуда получить информацию, где будет следующая вечеринка, в каком клубе кто выступает, в каком ресторане какие цены. Хотели запереть город в приложение, но не понимали, как это сделать. Никто не осознавал, куда это идёт. Я даже сейчас не могу сказать, что мы в принципе шли куда-то.

Александр Грис

Саша фонтанировал идеями. Я его как-то сдерживал. Олег, наш маркетолог, пытался как-то всё это направлять. Он нам постоянно говорил, что нужно масштабироваться. Как-то так существовали. Мы взялись за разработку сразу двух приложений — под Андроид и iOS — и сайта. Теневого сайта, с которого информация бы дублировалась в приложения. Заниматься всем этим сразу сложно. А ещё требует больших вложений. Стас уже один со всем не справлялся, мы наняли ещё одного программиста — Александра. Короче, нужны были деньги.

Роман Кузнецов

Приподнимаем занавес, чтобы запустить на сцену ещё одного главного героя — Рузанну Шахову (к слову сказать, потрясающего антикризисного менеджера, который спас проект в 2016 году, настояв на выпуске печатной версии). Рузанна с Ромой были старыми приятелями, вместе они работали в той самой московской компании по управлению недвижимостью. Несмотря на то, что Рома ушёл в Ideegroupe, они всё равно поддерживали общение. Рузанна была в курсе разработки приложения. И именно к ней пришёл Роман с предложением вложиться в эту историю.

Я понимала, что эти вложения — они вдолгую. Что они будут возвращаться полжизни. Хотя, конечно, у Ромы были другие расчёты. Но иллюзий я не питала. Однако я воспринимала эту идею, как некий социально значимый проект. Проект, который хотелось поддержать. Никто ничего подобного в Сочи и для Сочи не делал. Да и просто интересно было принять участие.

Рузанна Шахова

Рузанна вложила в проект 3 500 000 рублей. Для неё это были первые инвестиции в сферу IT. Рузанна стала владеть частью компании. «По сути, мы инвестиционно продали процент стартапа, как в сериале. Да это и был лайв-сериал», — рассказывает Саша.

Разработка приложения активно продвигалась. «Это была круглосуточная работа, некоторые ребята даже из дома по ночам занимались, лишь бы реализовать всё», — вспоминает Рома. Для разработки приложения под iOS на аутсорсе нашли программиста из Калифорнии. А версией для Android занимался парень из России, живущий в Ирландии. Своими силами писался теневой сайт, с которого бы дублировалась вся информация. Всё это формировалось в некий общий работающий прототип, который можно было регистрировать на маркете приложений. Правда, был нюанс: у него всё ещё не было названия.

Так как наша идея вращалась вокруг умного города, то, конечно, изначально хотелось назвать Smart City. Но в AppStore тогда было уже десятка три приложений с таким названием. Понимали, что мы просто потеряемся. Думали, перебирали другие варианты. И вот после очередной брейнштормовой ночи я уезжаю домой. Утром возвращаюсь, а в офисе сидит Саша. Уезжал ли он вообще? На доске написано нечто из пяти букв и логотип в виде красивой буквы S. Я ему: «Что это?» А Саша говорит: «Я придумал название — SCAPP».

Роман Кузнецов

Мы делали приложение умного города. Smart City Application. SCAPP — аббревиатура. Всё просто. Я смотрел в будущее и понимал, что это крутое название, что это бренд. Но другие, конечно, не хотели его принимать, спорили. Отвечал им, что, да, сейчас это какая-то хрень, ничто, но через год это будет всем.

Александр Грис

Я смотрю на Сашу и говорю: «Ты ******* [неадекватный]? Какой нахрен SCAPP, что это вообще такое?» Для всех это выглядело, как что-то непонятное. Но у Саши случаются моменты, когда он чётко понимает, что это выстрелит. И всё, он стоит на своём, можно биться, драться — бессмысленно. Неделю ходил и смотрел на это название. Как-то привык. К тому же, нам уже прям кровь из носу надо было регистрироваться в AppStore.

Роман Кузнецов

Я обожаю наше название. Всегда хвастаюсь им и считаю, что лучше придумать было невозможно. Но это сейчас. Тогда же… Честно, не особо помню свою реакцию, но, кажется, я не была особо против.

Рузанна Шахова

Ближе к концу 2012 года на AppStore появляется приложение SCAPP. Разумеется, это не была какая-то финальная, отточенная и выверенная версия. По воспоминаниям парней, это даже сложно было назвать бетой. В приложении постоянно что-то доделывалось, перерабатывалось. В нём не было всех функций, которые хотели внедрить Саша с Ромой. SCAPP показывал афишу событий, погоду, в нём были информативные вкладки о достопримечательностях. «Дело было не только в приложении, но и в цифровом состоянии Сочи на тот момент. Нигде не было электронных афиш, расписаний автобусов, нельзя было через интернет забронировать столик в ресторане. Мы сильно опередили время», — вспоминает Рузанна. Через восемь месяцев после запуска приложения у него было всего несколько сотен скачиваний. Стали возникать проблемы и в программной части.

Когда работаешь с кодом, очень неправильно думать, что написанный сегодня код завтра не будет переписан. Но ты молодой, задиристый. Думаешь, что сейчас заплатишь за что-то и всё, это будет работать всегда, а тебе останется лишь кэш рубить. Реальность же другая. Если ты делаешь что-то инновационное, оно будет ломаться, его нужно будет обновлять. Это постоянная работа, как будто ты ходишь по кругу. А мы не знали этого. Верили, что есть программисты, которые смогут реализовать все наши идеи, это всё можно выпустить и дальше работать.

Александр Грис

Возможно, всё было бы иначе, если бы у нас в офисе были люди, которые могли разрабатывать приложение под мобильные версии. Потому что те ребята из Калифорнии и Ирландии… В какой-то момент они просто сказали нам, что не могут выйти за рамки чего-то там. Короче, у них самих начались какие-то проблемы. И им нужно было опять заплатить. Хотя, вроде мы уже заплатили.

Роман Кузнецов

Ещё одна внезапная проблема пришла со стороны Apple. Вышла iOS7, в которой глобально изменили дизайн. Теперь он стал плоским. А значит нужно было обновлять и SCAPP. Только на эти бы изменения ушло порядка 300 000 рублей. А деньги, что когда-то выделила Рузанна, к тому моменту заканчивались. Финансовая подпитка за счёт рекламных заказов (да, в Ideegroupe всё это время продолжали заниматься и этой деятельностью) тоже столкнулась с трудностями. Встал вопрос, что делать со SCAPP дальше. Саша предложил сделать теневой сайт, с которого дублировалась информация в приложение, публичным и зарабатывать с него на рекламе. «У нас был очень красивый сайт, с разными блоками, менюшками, всё минималистично», — вспоминает Грис. «Слово «минималистично» звучало в офисе раз по 500 за день», — рассказывает Кузнецов. Приложение же решили поставить на паузу. Спойлер: пауза продолжается и по сей день.

Развязка

С сайтом, правда, возникали новые две проблемы. Первая — сайт существовал на собственном движке, который не подходил для полноценной «публичной» работы. Вторая — вся информация для него парсилась (автоматизированный сбор и структурирование данных со сторонних источников — прим. SCAPP) запрограммированными ботами. Сайт пришлось переносить на свободно распространяемый движок WordPress. А также искать человека, который бы занялся созданием контента. В этот период в офисе Ideegroup стали возникать разногласия.

Трения — это абсолютно нормальная история в таком развитии проекта. Я на тот момент был уже достаточно известный в своём городе человек. Который делал охренительный дизайн и понимал в сайтостроении, в их устройстве, что такое генерация лидов и так далее. То есть у меня уже начинало появляться имя. Меня на тот момент больше всего волновало, что я могу зарабатывать больше. К тому же SCAPP изначально был про продукт. А потом SCAPP стал про контент. А меня контент никогда не интересовал. Я продуктолог по своей сути. Если бы я остался в «Скэппе», то жизнь проекта в рамках контента была бы очень тяжёлая. Я бы убил «Скэпп» своими хотелками. Рома же сделал то, что сделал бы любой рассудительный человек. Он взял ответственность за SCAPP. Он переварил проект, переосмыслил его и стал уходить вглубь.

Александр Грис

Для меня, что приложение, что сайт с контентом — одно и тоже, в плане своей социальной значимости. Это просто разные форматы, не более. Не было терзаний, что вложилась в IT-стартап, а вышел сайт с контентом. Это же не обувь: покупала сапоги, а получила шлёпки. Так что все эти изменения — они радовали меня. И продолжали радовать дальше. Я ни о чём не жалею и по сей день.

Рузанна Шахова

Тогда на рынке диджитал-СМИ сильно преобразился The Village. И стал отличаться от того, что было везде. В тот период я потреблял очень много контента, и The Village был одним из главных ориентиров.

Роман Кузнецов

С переходом на новый формат Саша Грис всё меньше и меньше уделял внимания SCAPP. В конце концов он ушёл из компании в архитектурное бюро (буквально в соседнем офисе). «Мы, увы, не смогли разойтись с Ромой, как супердрузья. Разошлись на очень сложной ноте бизнес-отношений, когда каждый понимал свою ответственность», — рассказывает Александр. В дальнейшем Саша запускал три рекламные компании, а сейчас он занимается мобильным приложением для риелторов DESBI.

Рома Кузнецов же в конце 2013 года при помощи HH находит первого редактора SCAPP. Им становится Илья Михеев, молодой парень из Краснодара. Первое время Илья даже жил у Романа. Михеев на протяжении практически полугода в одиночку делал весь контент для только запускающегося СМИ. Однако, самую первую статью — она была о завтраках — на SCAPP написал именно Роман Кузнецов. В 2014 году штат зарождающегося СМИ пополняет Алина Колесникова, которая вплоть до карантина 2020 года была выпускающим редактором SCAPP. В том же 2014 году в команду приходит Оля Шутова — первый специалист по рекламе. А также буквально на улице (спасибо зоркому взгляду Алины Колесниковой, искавшей героев для только запустившейся рубрики City Look) подбирают Романа Дементьева, автора этих слов. И Оля и Рома всё ещё в команде SCAPP. В 2016 году мы запускаем печатную версию смелым решением — тогда почти всей редакции это казалось абсурдом — Рузанны Шаховой. За что мы ей очень благодарны.

Сейчас «Скэппу» десять лет. Десять лет, которых могло и не быть, если бы хоть что-то во всей этой истории пошло по немного другому пути.

Нам 10. Итс факинг осэм.